Рабочая программа учебного курса по предмету Основы безопасности жизнедеятельности
| ||||
ПЕДАГОГ
| Пеньковская Лилия Николаевна | |||
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | По программе в год: 34 часа В неделю: 1 час | |||
ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ |
|
|
|
|
ЗАЧЕТОВ |
|
|
|
|
ТЕСТОВ |
|
|
|
|
ЭКСКУРСИЙ |
|
|
|
|
АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ |
|
|
|
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ
| Сборника нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности сост.Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа 2008г. | |||
Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 9 класс к учебнику М. П. Фролова, Е.Н Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности » под ред. Ю.Л. Воробьева / М.В Галкина – М.: АСТ: Астрель, 2008г. | ||||
УЧЕБНИК
| ОБЖ /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.: под ред. Ю.Л. Воробьёва – Нов. редакция. М.: АСТ «Астрель», 2010г. | |||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВИЛ(А) | Пеньковская Лилия Николаевна |
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» 9 классы разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования, на основе программы рекомендованной Министерством общего образования РФ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы, 4-е издание под редакцией А.Т. Смирнова, Ю.Д. Жилова, В.Н. Латчука, Москва издательский дом «Дрофа» 2001 год
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, рекомендует примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
-
Информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
-
Организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура программы
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, информационное обеспечение программой, контролирующие материалы.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
-
обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
-
оказание первой медицинской помощи;
-
основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в
программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
-
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
-
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапах основного общего образования. Так как в учебном плане предусмотрен резерв свободного учебного времени на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в объеме 5 учебных часов для реализации авторских подходов, использовании разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. То на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в 5- 9 классах выделяется 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-
использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-
выделение характерных причинно-следственных связей;
-
творческое решение учебных и практических задач;
-
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и др.;
-
самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;
-
соблюдения норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;
-
использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результаты обучения
Результат изучения учебного предмета «Основ безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
По итогам освоения программы обучающиеся 9 класса должны
знать/понимать:
— основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
— правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
— способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности.
уметь:
— соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
— пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
и средствами коллективной защиты;
— вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерными и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и
пищи, сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения.
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Информационное обеспечение рабочей программы
Рабочая программа ориентирована на использование:
— ОБЖ:5-9 классы/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.: под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.: АСТ «Астрель», 2008г.
Дополнительная литература:
-
Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа/О.Б. Глаголев – Ростов н/Д: Феникс, 2008;
-
Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям /Ю.Л.Воробьев, Н.И.Локтионов, М.И.Фалеев и др.; Под ред. Ю.Л.Воробьева.- М.; АСТ-ЛТД, 1997.
-
Краткая энциклопедия по действиям в чрезвычайных ситуациях /Под общ. Ред. Ю.Л.Воробьева.- Калуга: ГУП «Облиздат», 2000.
-
Классные часы по правилам дорожного движения. 5-6 класс/ под ред. Е.А.Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера. 2006;
-
Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Библиотечка журнала «Военные знания». Автор пособия А.П.Зайцев. ООО «Редакция журнала» «Военные знания», 2000.
-
Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол»)/ авт-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006;
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2003;
-
Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/ Л.Ю. Скрипник. – М.: Айрис-пресс, 2006;
-
Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях/Н.А. Крючек, М.и. Кузнецов, В.Н. Латчук, С.В. Петров; Под. Ред. Зам. Министра МЧС России Г.Н. Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;
-
Терроризм – это должен знать каждый./ под. Ред. Доктора психологических наук профессора А.А. Кокорева – М.: Изд-во «Изографус», 2002;
-
Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие/ Н.И. Хромов. – М.? Айрис-пресс, 2008;
-
Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
-
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками/ авт. – сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006;
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: метод. Пособие/В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2006;
-
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
-
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. –М.: Дрофа; ДИК, 2000;
-
Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения/ под общ. Ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;
-
Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего общего образования: ОБЖ/ А. Т. Смирнов, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин/ под общ. Ред. Б.И. Миниша. _ М.: Просвещение, 2002;
-
Основыбезопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Метод. Пособие. -М.: Дрофа, 2001.
«Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана»
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | |||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
8 класс |
|
|
| Программа рекомендованна Министерством общего образования РФ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы, 4-е издание под редакцией А.Т. Смирнова, Ю.Д. Жилова, В.Н. Латчука, Москва издательский дом «Дрофа» 2006 год.
| «Основы безопасности жизнедеятельности» М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, Ю.Ю. Корнейчук, С.В. Петров, Ю.Д. Жилов, Е.Я. Гаткин. (8 класс) ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2006 год.
| Поурочное планирование «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс, составитель Засядько Ю.П. Волгоград 2005 год, издательство «Учитель – Аст» Тематический контроль по ОБЖ. Комплект тестовых заданий по курсу ОБЖ для 8- 9 классов, Москва 2005год. Издательство «Интеллект – Центр» Ежемесячный научно-методический журнал «ОБЖ в школе» Москва издательство « Школьная пресса»
|
-
Программно-методические материалы:
-
Тематическое планирование составлено на основе программы рекомендованной Министерством общего образования РФ «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы, 4-е издание под редакцией А.Т. Смирнова, Ю.Д. Жилова, В.Н. Латчука, Москва издательский дом «Дрофа» 2001 год.
-
Учебные пособия:
-
«Основы безопасности жизнедеятельности» М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, Ю.Ю. Корнейчук, С.В. Петров, Ю.Д. Жилов, Е.Я. Гаткин. (8 класс) ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2006 год.
-
Методические пособия:
-
Поурочные планы «Основы безопасности жизнедеятельности» Ю.П. Задяков Волгоград Издательство «Экстремум» 2005 год., (7-11 кл.)
-
По программе за год 34 часа(1 час в неделю)
-
1 четверть- 9 часов.(4.11-10.11)
-
2 четверть 7 часов.(30.12.-12.01)
-
3 четверть-10 часов (24.03-31.03)
-
4 четверть- 8 часов
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс
Тема урока
| Дата проведения уроков
| Предполагаемые результаты | Контрольно-оценоч-ная деятельность | Форма урока | Ресурсное обеспечение | Примечание | ||||||||||||||
Планируем | Фактич | вид | форма | |||||||||||||||||
Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека |
| |||||||||||||||||||
1 | Экологическая безопасность России |
|
| Изучить понятие экологической безопасности. Изучить схему обеспечения экологической безопасности. | Входной | Устный опрос | Урок-рассказ | Презентация |
| |||||||||||
2 | Окружающая среда и экологическая безопасность |
|
| Сформировать у учащихся гражданскую позицию по вопросу обеспечения экологической безопасности страны и региона | Текущий | Устный опрос | Межпредмет-ный урок |
|
| |||||||||||
3 | Химические загрязнения и отравления |
|
| Изучить источники химического загрязнения окружающей среды и способов защиты от него. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. | Текущий | Устный опрос | Урок-рассказ | Презентация |
| |||||||||||
4 | Ксенобиотики в твоей квартире |
|
| Изучить бытовые ксенобиотики. Получить первичные навыки обращения с ними. | Текущий | Устный опрос | Практическое занятие |
|
| |||||||||||
5 | Шумовое загрязнение среды и его влияние на организм человека |
|
| Изучить влияние шумового загрязнения на организм человека, а также меры безопасности и способы защиты организма от шума. Получить представление о безопасном использовании бытовых источников звука. | Текущий | Устный опрос | Урок-беседа | Презентация |
| |||||||||||
6 | Безопасное питание. Твой рацион. |
|
| Изучить историю питания, болезни питания и понятие рационального питания. Получить знания и первичные навыки в составлении оптимального рациона подростка с учетом нагрузок и климатических условий. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. | Текущий | Устный опрос | Урок-беседа | Презентация, фильм |
| |||||||||||
7 | Биоритмы – организаторы нашей жизни |
|
| Изучить природу и классификацию биоритмов, преимущества соблюдения биоритмов в повседневной жизни. | Текущий | Устный опрос | Урок – рассказ | Презентация |
| |||||||||||
8 | Как избежать переутомления |
|
| Получить первичный навык в планировании рабочей недели с учетом биоритмов. | Текущий | Устный опрос | Практическое занятие |
|
| |||||||||||
9 | В движении – жизнь |
|
| Изучить понятия «двигательная активность», связь гиподинамии с различными болезнями человека. Получить представление о мобилизации физических резервов и их правильном использовании. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. | Текущий | Устный опрос | Урок рассказ | Презентация |
| |||||||||||
10 | Защититесь от стрессов |
|
| Изучить понятия «стресс», «стресс-факторы», «стресс-реакции», «невроз», взаимосвязь этих явлений. Изучить особенности реакции человека на стресс в зависимости от типа нервной системы. Получить представление о правилах стрессо устойчивого поведения. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. | Текущий | Устный опрос | Урок-рассказ | Презентация |
| |||||||||||
11 | Как выплыть в море информации и завоевать друзей |
|
| Изучить понятие «информационные перегрузки», их влияние на жизнь и здоровье человека. Изучить правила предупреждения информационных перегрузок. Получить представление о правилах позитивной коммуникации. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. | Текущий | Устный опрос | Урок-беседа | Презентация |
| |||||||||||
12 | Синдром приобретенного иммунодефицита и меры его профилактики |
|
| Получить представление о нравственных нормах взаимоотношений полов, о связи безнравственности и смерти. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. | Текущий | Устный опрос | Урок нравствен-ности | Презентация, фильм |
| |||||||||||
13 | Экологическая безопасность и природные условия |
|
| Закрепить знания по глобальным проблемам современности, полученные на уроках географии и обществознания. Получить первичные навыки использования экологических знаний для анализа окружающих событий. Получить навыки профилактики аллергических заболеваний. | Текущий | Устный опрос | Самостоятельная работа |
|
| |||||||||||
14 | Сколько лет жить человеку |
|
| Изучить принципы механизма старения и факторы, ускоряющие его воздействие на организм. Получить представление о путях продления жизни. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. | Итоговый | Тест | Урок-беседа | Фильм док |
| |||||||||||
Правила безопасного поведения в повседневной жизни | ||||||||||||||||||||
15 | Безопасное пользование компьютером |
|
| Изучить: факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека; меры безопасности. | Текущий | Устный опрос | Урок – рассказ | Устройство компьютера |
| |||||||||||
16 | Организация рабочего места у компьютера |
|
| Получить представление об условиях комфортной и безопасной работы на компьютере. Выработать первичные навыки организации компьютерного рабочего места и содержания помещения, где установлен компьютер. | Текущий | Устный опрос | Практическое занятие |
|
| |||||||||||
17 | Правила безопасного поведения на уроках физики и химии |
|
| Изучить: источники опасности при проведении уроков химии и физики, правила безопасности на уроках химии и физики. Получить навыки безопасного поведения на уроках физики и химии при выполнении лабораторных работ. | Текущий | Устный опрос | Практическое занятие |
|
| |||||||||||
18 | Правила безопасного поведения на уроках ОБЖ и физической культуры |
|
| Изучить: источники опасности при проведении уроков физической культуры и ОБЖ, при занятиях спортом, правила безопасности на уроках физической культуры и ОБЖ, при занятиях спортом. Получить первичные навыки в соблюдении правил безопасности при проведении занятий по физической культуре и ОБЖ. | Текущий | Устный опрос | Практическое занятие |
|
| |||||||||||
19 | Правила безопасности на уроках технологии и в быту |
|
| Изучить: источники опасности при проведении занятий по технологии. Получить первичные навыки в соблюдении правил безопасности при использовании оборудования кабинета технологии и при пользовании домашними столярными и слесарными инструментами и устройствами. | Текущий | Устный опрос | Практическое занятие |
|
| |||||||||||
Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | ||||||||||||||||||||
20 | История создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени |
|
| Изучит: необходимость создания, зарождение, развитие и современное состояние международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. | Текущий | Устный опрос | Урок – рассказ | Презентация |
| |||||||||||
21 | Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности |
|
| Изучить: понятие, цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности. | Текущий | Устный опрос | Урок-рассказ |
|
| |||||||||||
22 | Гуманитарные акции МЧС России |
|
| Изучить: силы и средства МЧС России, предназначенные для проведения международных гуманитарных акций; основные гуманитарные акции МЧС России. | Текущий | Устный опрос | Урок – рассказ | Фильм докумен |
| |||||||||||
23 | Обобщающий урок по теме «Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» |
|
| Получить представление о назначении, задачах, силах и средствах регионального управления МЧС России. | Итоговый | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа |
|
| |||||||||||
Всероссийское движение «Школа безопасности» — составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях | ||||||||||||||||||||
24, 25 | Ориентирование на местности Топографические знаки |
|
| Получить навыки обращения с карточкой, изучить правила ориентирования | Текущий | Устный опрос | Практ зан |
|
| |||||||||||
26, 27 | Движение по азимуту. Снаряжение. Сигналы бедствия |
|
| Получить навыки движения по азимуту | Текущий | Устный опрос | Практ зан |
|
| |||||||||||
28 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила поведения при угрозе террористического акта |
|
| Поучить навыки поведения в криминогенной ситуации. Получить навыки поведения при угрозе террористического акта | Текущий | Устный опрос | Практ зан |
|
| |||||||||||
29 | Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера |
|
| Получить навыки поведения при ЧС техногенного характера. | Текущий | Устный опрос | Практ зан |
|
| |||||||||||
30 | Оказание первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка. |
|
| Получить навыки использования медицинской аптечки в условиях ЧС | Текущий | Устный опрос | Практ зан |
|
| |||||||||||
31 | Оказание первой доврачебной помощи. |
|
| Получить навыки при оказание первой доврачебной помощи | Текущий | Устный опрос | Практ. зан |
|
| |||||||||||
32 | Терминальные состояния. Шок. |
|
| Поучить навыки оказания помощи при а)терминальных состояниях, б) шоке | Текущий | Устный опрос | Практ. |
|
| |||||||||||
33 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса |
|
| Проверка знаний за курс 9 класса | Итоговый | тест | Тест |
|
| |||||||||||
34 | Подведение итогов |
|
|
| Итоговый |
| Итоговое занятие | Презентация |
|