Лиходей Наталья Вячеславовна

Учитель ОБЖ

НОУ «Школа-интернат № 23 ОАО «РЖД»

Класс: 10 класс.

I четверть. Автономное существование человека в природе.

Урок 7.

Тема: «Добыча воды».

Тип урока. Урок-практикум.

Цели урока:

1. Актуализировать и развивать знания учащихся о добыче воды при автономном выживании.

2. Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

Оборудование. Презентация урока, колба с грязной водой – 3 шт., спиртовка, порошок «перманганата калия», древесная зола, тканевый фильтр.

План урока.

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1.

Организационный момент

Отметить присутствующих, сообщить тему урока

1 мин.

2.

Лекция

Изложение материала урока в форме лекции

20 мин.

3.

Практическое занятие

Очищение воды с помощью подручных средств.

15 мин

4.

Обобщение нового материала

Выводы из изложенного учителем ма­териала урока

2 мин.

5.

Сообщение домаш­него задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2 мин.

На экране:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по теме: «Добыча воды»

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Лекция.

слайда

Текст

Слайд 1

Человеческий организм почти на 65% состоит из воды. Обезвоживание организма всего на несколько процентов ведет к нарушению его жизнедеятельности, а свыше 10% вызывает глубокие нарушения, которые могут привести его к гибели. Поэтому в условиях автономного существования, особенно в районах с жарким климатом, при ограниченных запасах воды или при их отсутствии, обеспечение водой становится проблемой первостепенной важности.

Ежедневно человеческий организм теряет 2-3 литра воды. Потеря жидкости через дыхание и потоотделение увеличивается с интенсивностью работы и повышением температуры. Взрослый человек может прожить без пищи три недели, а без воды — только три дня, поэтому не надо ждать когда кончится вода, чтобы приступить к пополнению ее запасов. Некоторое количество воды необходимо хранить в качестве аварийного запаса и постоянно искать новые источники чистой питьевой воды.

Слайд 2

В районах с умеренным и холодным климатом поиск водоисточников зачастую не представляет трудностей. Обилие открытых водоемов и снежный покров позволяют своевременно обеспечивать потребности организма, создавать необходимые запасы воды для питья и приготовления пищи. Лишь в отдельных случаях приходится пользоваться природными указателями для выхода к источнику воды (тропы, проложенные животными, обычно ведущие к воде, влажная почва низин).

Слайд 3-5

Существует много способов очистки воды: фильтрация через бумажный или многослойный тканевый фильтр, кипячение, с помощью кристалла марганца,, самодельного дистиллятора воды.

Слайд 6

Деревья своими корнями могут забирать влагу из водонесущего слоя грунта, расположенного на глубине 15 м и более, но докопаться до него вы не сможете. В лесах, растущих в низменностях, вдоль морских побережий и в долинах рек уровень грунтовых вод близок к поверхности. Даже небольшая яма обычно становится там хорошим источником воды.

Надо лишь предварительно запастись пластиковым пакетом. Надев пакет на ветку любого дерева, желательно с густой листвой, нужно туго завязать его у основания, а затем набраться терпения и дождаться, пока в нем скопится вода. Проследите за тем, чтобы горловина мешка находилась вверху. Вода будет собираться в его расположенном внизу углу. Через несколько часов на внутренних стенках пакета осядут капли влаги, испаряемой листьями. За сутки таким способом можно собрать до литра воды.

Слайд 7

Весной для утоления жажды можно с успехом использовать сок березы. Для этого в коре нестарой березы просверливается или прорезается в виде буквы «V» несколько небольших расположенных друг над другом отверстий. В них вставляются веточки или свернутые желобком листочки, предназначенные для стекания выступившего сока.

У основания дерева устанавливается емкость для сбора капающего сока. Подсчитано, что за день от пяти берез возможно «накапать» таким образом до 20 л сока! Таким же способом можно добывать сок из клена или виноградной лозы.

Слайд 8

Добыча воды из снега. В период половодья и таяния снегов вода из озер и ручьев не требует очистки. Зимой воду можно получить из снега, собрав его в металлическую посудину и растопив на костре. Интенсивное кипячение — наиболее радикальный способ очистки от бактерий прудовой и болотной воды. Если кипятить воду некогда, ее можно частично обезвредить несколькими каплями йода или крупинками марганцовокислого калия (вода почти не должна быть окрашена).

Слайд 9

Вода животного происхождения:

  • Глаза животных содержат воду, получить ее можно путем высасывания.

  • Любая рыба содержит пригодную для питья жидкость. Крупная рыба, в частности, имеет полость, которая тянется вдоль спинного хребта и наполнена свежей водой. Чтобы добыть ее, выпотрошите рыбу и, держа ее на боку, удалите хребет, стараясь не пролить жидкость, затем выпейте ее.

  • Лягушки также могут быть источником влаги. Внутри тела лягушки содержится вода, которую можно из нее выжать.

Для сбора воды также можно использовать ткань. Обвяжите ее вокруг икр и лодыжек и походите по мокрой растительности. Добытую таким образом воду можно отжать или высосать из ткани. Когда идет дождь, сделайте водосборник обвязав тканью дерево. Вода, стекающая вдоль ствола, впитывается тканью и капает в емкость, подставленную снизу. Ранним утром можно водить чистой льняной либо хлопчатобумажной материей по траве и потом отжимать ее.

На морских побережьях почти всегда можно добыть пресную воду, выкопав колодец за дюнами, которые окаймляют прибрежную зону. Объясняется это тем, что дождевая вода, фильтруясь сквозь песок дюн, всплывает и скапливается на поверхности более тяжелой морской воды, просочившейся из моря. Таким образом образуются тонкие пресноводные линзы, «лежащие» на поверхности соленой воды.

Именно поэтому колодцы в дюнах следует копать на такую глубину, чтобы уровень воды в них был не более 2 — 5 см. Если рыть глубже, то неизбежно появится соленая вода, которая смешается с пресной, сделав ее непригодной для питья. Следует помнить также, что уровень воды в прибрежных колодцах может изменяться в течение суток, прибывая и убывая во время приливов и отливов. Сделав колодец на пике прилива, во время прилива же следует им и пользоваться.

Поиск воды, но не столь безнадежен, как это может показаться на первый взгляд. Прежде всего ищите признаки воды. К ним относятся: направление полета птиц, расположение растительности, сходящиеся направления звериных троп.

На близость грунтовых вод иногда указывает роение мошек и комаров, наблюдаемое после захода солнца, ярко-зеленые пятна растительности среди обширных пространств песка. В поисках воды нередко помогают некоторые растения. Рогозы, ивы, бузина, ситники и солянка растут только в тех местах, где грунтовые воды подходят близко к поверхности. Найдите эти растения и копайте в том месте.

Порой стоит копнуть поглубже в низине старого высохшего русла или в ложбине. Сначала на глубине одного-двух метров появится темный, сырой песок, а через некоторое время выкопанную ямку постепенно заполнит грунтовая вода.

В засушливых районах наиболее вероятна встреча с водой там, где она протекала в зимне-весенний период — в руслах пересохших рек, на дне превратившихся в сухие долины водоемов, в понижениях рельефа. Вероятность отыскать источник воды или близкие грунтовые воды тем выше, чем более сочную, густую и разросшуюся растительность вы наблюдаете в окружении мелкой, вялой и захиревшей. Если эти растения выглядят лучше, значит, их корни находятся в водоносном слое. Порой в таком месте бывает довольно выкопать небольшую ямку, чтобы она скоро заполнилась водой. В условиях пустынь и полупустынь запасы воды также пополняют

1. Профильтруйте воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр. Это очистит её от механических примесей, мусора, песка, ила, мелкой пыли.

2. Прокипятите профильтрованную воду

3. Добавить кристаллик марганцовки (перманганата калия), чтобы очистить её от болезнетворных микроорганизмов.

4. Очистка воды древесной золой.

4. Обобщение нового материала. К каким мерам по водообеспечению и водопотреблению в условиях автономного существования можно свести ?
(Ответы: а) поиск воды должен быть одним из самых первоочередных мероприятий; б) при наличии водоисточника пить воду без ограничений, а в жарком климате несколько больше, чем требуется для удовлетворения жажды; в) при ограниченных запасах воды установить, исходя из обстоятельств, жесткую суточную норму воды, уменьшить по возможности количество потребляемой пищи, особенно вызывающей жажду (консервы, солонина и т. п.); г) очищать и обеззараживать воду, добываемую из стоячих и слабопроточных водоемов; д) построить укрытие (тент, навес и т. п.) от прямой солнечной радиации и определить такой режим деятельности, время выполнения лагерных работ, марша и т.д., который обеспечивал бы минимальные тепловые нагрузки.)
5. Домашнее задание. Подготовить сооб­щения по теме «Правила поведения в условиях вынуж­денной автономии на природе». 1. Способы ориентирования без компаса и карты. 2. Поведение в первые часы вынужденной автономии. 3. Способы подачи сигнала бедствия. 4. Необходимый минимальный набор для выживания при вынужденной автономии на природе. 5 Съедобные дикорастущие растения нашей местности. 6.Способы строительства укрытий при вынужденной автономии и на природе в нашей местности. 7. Виды костров и способы их разведения. 8. Опасные растения и грибы нашей местности. 9. Добыча воды в условиях вынуж­денной автономии на природе.
На сообщение учащемуся отводится 2-3 минуты.
Предложенная схема учителем: 1 Содержание сообщения — насколько актуален материал; 2. Структура сообщения — насколько она позволяет изложить материал, выделить в нем главное; 3. Использование понятий и категорий — насколько правильно автор пользуется понятиями и категориями ОБЖ и смежных дисциплин(биология, химия, география). 4. Доступность и увлекательность сообщения — насколько понят­но и увлекательно изложен материал, сможет ли он заинтересовать учащихся.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here