Тема раздела. «Декор – человек, общество, время».
Тема урока: « Украшения в жизни древнего общества».
Вид занятия: «Декоративное рисование»
Триединая цель занятия: Воспитание творческой активности при формировании умения создания декоративной композиции.
Задачи обучения:
— развитие художественных умений по созданию изображения древнеегипетского украшения при переносе мысленного образа в рисунок;
— создание условий для самореализации ребенка;
— воспитание эстетического отношения к ДПИ Древнего Египта.
Что должен знать ученик к концу изучения раздела:
— место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества (разных времён)
— образная, смысловая сторона ДПИ;
— символическое отображение предметов и явлений;
Что должен уметь ученик к концу изучения раздела:
— использовать наглядные изображения при создании декоративных работ;
— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён;
— владеть практическими навыками выразительного использования формы, линии, цвета, фактуры, композиции в художественно-творческой работе;
Формируемая область понимания:
— технологический процесс создания образа в рисунке.
Жанр занятия: урок — исследование.
Основной метод обучения:
— наглядный; частично-поисковый
Особые методы художественно-эстетического обучения:
Метод сравнений: для развития творческого мышления (символическое отображение образа в рисунке; соединение частей в единый художественный образ)
Метод единства восприятия и созидания: любое эстетическое переживание по поводу воспринимаемого художественного образа можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности.
Метод свободы в системе ограничений: направление ребенка на выполнение задания творчески, ведь творчество немыслимо без свободы.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: — индивидуальная, групповая
Средства обучения:
— мультимедийная презентация, учебник, картон, карандаши, краски, кисти
Педагогическая технология: традиционная модернизированная, элементы ИКТ.
Содержание занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развитие творческих способностей ребенка. | |
Оргмомент. Создание психологического настроя на работу;
| Здравствуйте ребята! Давайте взглянем друг на друга, и улыбнемся. Я вижу, что сегодня вы пришли на урок с хорошим настроением и будете — активные, — дружные, — аккуратные и внимательные. А главное, сегодня вы все – творцы. Продолжаем путешествие по Древнему Египту(открыть слайд №1), ой, новый компьютерный вирус. Как же нам с ним разобраться? — Перед нами стражники, они нас не пропустят, пока мы не ответим на их вопросы. | Выполняют просьбу учителя
Слайд №1(на слайде стражники- боги Египта, стражники исчезают постепенно, когда дети отвечают на вопросы) На муз.вкладках – из оперы «Аида»
| Создание условий, благоприятно влияющих на развитие т.сп |
Этап актуализации знаний. Подготовка к активному и сознательному отношению к предстоящей работе. | — Ребята, выручайте. (слайд№1) — Назовите детали костюма фараона. — Какой цвет означает Солнце? (жёлтый) — Какой цвет означает Луну? (белый) — Молодцы. |
Тиара, жезл, бич, набедренник, пояс, сандалии, клафт, накладная бородка, парик.
|
|
Этап возникновения художественно-творческой задачи Формулирование темы занятия | — Итак, мы продолжаем путешествие в сказочный и таинственный Древний Египет и посетим город мастеров- ювелиров. — А чем занимаются ювелиры? — А зачем египтяне носили украшения? Запись темы урока на доске. Украшения в жизни древнего общества. |
-делают драгоценности, ювелирные изделия -Показать своё положение в обществе, какие они богатые… — на слайде№2 | Создание условий для развития способностей: — высказывать оригинальные идеи (понимание и принятие учащимися того, о чем говорит учитель, его цели, которая постепенно должна стать их собственной целью) |
Этап целеполагания
Задачи на доску
| Цель: Изобразить древнеегипетское украшение. (Творческая задача) — А что для этого нужно узнать, с чем познакомиться? Задачи:
| -на слайде №2
Дети высказывают мнения
— на слайде №2
|
|
Этап решения ХТЗ
| Приступаем к решению первой задачи Слайд3
— Назовите, какие ювелирные украшения выполняли в Древнем Египте. — А кто имел право носить такие украшения? -А как, вы думаете, рабы носили украшения? Рабы носили украшения, только из глины. Слайд №4 На плите, Откройте учебник на стр 106 Слайд 5
Перед вами на экране и в учебнике на стр106 великолепная работа мастеров-ювелиров, золотая пектораль. Обратите внимание, как искусно мастера соединили различные формы и образы в единую композицию, на сложный многоярусный узор, на красивое сочетание естественных природных цветов.
— Как вы думаете, какие материалы использованы в ожерелье?
Давайте попробуем понять, какой тайный смысл хранит это прекраснейшее произведение искусства.(работа по слайду)
-Назовите, какой образ вы видите. — А что символизирует это изображение?
И так по каждому образу: Всевидящее Око, Ладья, Змея-кобра; Скарабей, Крылья Коршуна, Лотос.
Молодцы, давайте теперь все вместе придумаем композицию украшения. (слайд № 6)
— Какой бы вы образ поместили в центр композиции? — Какими образами дополнили? — Какие должны быть по размеру дополнительные образы?
У вас на столе есть шаблоны, кто желает, может их использовать в работе. Приступайте к работе. |
—
Серьги, кольца, ожерелья, подвески -фараон, принцесса, Да)нет
Золото, драгоценные камни
-варианты |
|
| Самостоятельная практическая работа по созданию изображения ювелирного украшения в древнеегипетском стиле. Во время самостоятельного решения ХТЗ – индивидуальная помощь учащимся. | —слайд № | (собственно самостоятельное решение в практической деятельности)Перевод знаний и навыков из одной области в другую |
Этап подведения итогов занятия. Рефлексия. | — Настало время подвести итоги нашей работы. — Перед вами карточки с вопросами, оцените сами свою работу. (Можно выставить несколько работ детей на доске) |
| (рефлексия: осмысление, анализ процесса работы и собственных результатов) |
Оценка | — Поднимите руки, кто удовлетворен результатом своей работы? — У кого возникли трудности, как с ними справились?
|
| (контроль, оценка) |
Заключение. | Я очень рада, что каждый из вас сегодня на занятии работал творчески, рисунки получились оригинальными, выразительными и эстетичными. |
|
|