Урок ОБЖ для 8 класса

« Нарушение экологического равновесия. Изменение состояния суши (почвы)»

/слайд1/

Цели:1.Рассмотреть биологические факторы, влияющие на состояние почвы.

2.Побуждать к бережному отношению к окружающей среде.

3.Подготовка к уроку-конференции.

Оборудование: ИКТ (слайдовая презентация).

Приёмы и методы преподавания: Лекция с демонстрацией и обсуждением.

Ход урока:

I.Орг.момент – проверка готовности к уроку.

II. Проверка знаний:

/слайд 2/

1.Какие функции в организме выполняет вода?

2.От чего зависит состав воды?

3.Что такое органолептические свойства воды? От чего они зависят?

4. Какие изменения происходят в природной воде под влиянием хозяйственной деятельности человека?

5.Что такое сточные воды? Какую опасность они представляют для человека?

III.Новый материал:

Вступительное слово:

/слайд 3/

За последнее десятилетие проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер.
Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам, нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия, которое повлекло за собой последствия катастрофического характера в виде экологических кризисов и природных катастроф.

Сегодня мы будем говорить об изменениях состояния почвы.

/слайд 4/

Почвенный покров является важнейшим природным образованием.

/слайд 5/

Его значение для жизни общества определяется тем, что почва является основным источником продовольствия, обеспечи­вающим 97—98% продовольственных ресурсов населения планеты. Вместе с тем, почвенный покров является местом деятельности человека, на котором размещается промышленное и сельскохозяйственное производство.

/слайд 6/

Почва выполняет основные функции, которыми обусловлена жизнь на земле:

-производство органических веществ, в том числе сельскохозяйственных культур;

-минерализация отмерших органических остатков;

-а в наше время почва стала ещё и биологическим фильтром, поглощающим и обезвреживающим (утилизирующим) промышленные и коммунально-бытовые отходы.

/слайд 7/

Как воздух и вода, почва – важнейший элемент биосферы, во многом определяющий состояние внешней среды обитания человека. Она состоит из разнообразных минеральных и органических веществ. К первым относятся кремнезём, глинозём, известь и магнезия, ко вторым- изменённые останки представителей растительного и животного мира.

/слайд 8/

На состояние почвы большое влияние оказывают факторы, связанные с деятельностью человека: деградации почвы во многом способствует нерациональное использование земельных ресурсов: застройка плодородных земель индустриальными объектами, перезагрузка почвы удобрениями во время полевых работ, развитие пастбищного животноводства, неправильная эксплуатация земель приводит к эрозии почвы.

/слайд 9/

Ещё одним фактором загрязнения почвы, а вместе с ней окружающей среды являются свалки, переполненные промышленными и бытовыми отходами. Отходы бывают твёрдыми и жидкими.

На слайде представлена таблица, в которой указан % определённых твёрдых отходов.(уч-ся знакомятся с данными).

/слайд 10/

Большую опасность представляют собой нефтепродукты, пролитые на землю, а так же осадки сточных вод после их обработки.

— А что вы можете сказать по поводу загрязнения почвы людьми, отдыхающими на природе, людьми, живущими в частном секторе города?

(Обсуждение проблемы) /слайды 11-12/

/слайд 13/

На сегодняшний день статистика неутешительна:

  • На долю каждого жителя нашей планеты приходится около 20 т отходов в год;

  • Около 1% перерабатывается;

  • Около 2% сжигается;

  • Около 97% отходов вывозится на свалки;

Проблема обезвреживания отходов, оказывающих вредное биологическое действие, не сводится только к вопросу их вывоза; она является более сложной гигиенической пробле­мой, так как почва является связующим звеном между водой, воздухом и человеком.

/слайд 14/

Человечество в опасности. Важно подумать каждому из нас, как помочь нашей земле. Сейчас ведётся большая работа по урегулированию ситуации:

  • Контроль применения пестицидов в сельском хозяйстве;

  • почвозащитная система земледелия;

  • недопущение загрязнения почвы остатками строительных деталей, нефтью и нефтепродуктами

  • Контроль и изучение атмосферных осадков (в частности снежного покрова);

  • Технологическое патрулирование из космоса (слежение за всеми изменениями природной среды).

/слайд 15/ -самостоятельный просмотр.

-Почва обладает способностью к самоочистке, однако, этот процесс очень долгий. Что вы можете предложить уже сегодня? Что под силу каждому из вас? (обсуждение и предложения)

В заключении повод для обдумывания проблемы- /слайды 16-17/

IV. Ответы на вопросы уч-ся.

Домашнее задание: стр.184-194; вопросы на стр.195-196-подготовка к проверочной работе.

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here