Классный час

«Путешествие в город здоровья»

1 класс

2014 год

Классный час

Цель: выявление наиболее эффективных форм и методов формирования здорового образа жизни у школьников в процессе знакомства с правилами здорового питания.

Задачи:

  • сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений о здоровом питании;

  • вырабатывать отношение к здоровому питанию, как к одной из ценностей повседневной жизни

  • научить детей нести личную ответственность за свое здоровье.

Внеклассное занятие направлено на то, чтобы младший школьник учился:

  • проявлять активность, инициативу, предприимчивость, контактность, самостоятельность, дисциплинированность, критичность

  • понимать и познавать, прежде всего, самого себя и свои возможности;

  • отстаивать свою точку зрения

  • принимать правильное решение, т. е. определять конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация в формате Power Point, карточки, рисунки, медальки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Оздоровительная минутка

Давайте поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз, ладонями параллельно полу и вслух произнесите «Я приветствую тебя ,Земля»! Вытяните руки перед собой, ладонями вперёд: «Я приветствую тебя, Вода!» Согните руки в локтях, подняв ладони к небу «Я приветствую тебя , Воздух!»Поднимите руки вверх ладонями :» Я приветствую тебя, Солнышко!»

Приветствие. Дети рассаживаются на стулья, стоящие по кругу.

  1. Мотивационный этап.

К нам на занятие прилетел Карлсон. К сожалению, он не такой веселый как всегда. Он заболел. Как вы думаете, ребята, почему он заболел?

Высказывают свои мнения:
Простудился, так как на улице стало прохладно.
Не делал зарядку.
Много сладкого ест.


Учитель обращает внимание на предположение детей о том, что Карлсон ест много сладкого.
Вы все знаете, какой Карлсон сластена.

Вот его меню на день. Что вы о нем можете сказать?

Дети высказываются (много ест сладкого, нет режима питания, много ест на ночь…)
-Хотели бы вы ему помочь вылечиться и научить своего друга правильно питаться?

Ученики готовы придти на помощь Карлсону.

  1. Актуализация знаний.

Мозговой штурм.
А кто знает, как правильно питаться, какие правила питания существуют?
Высказывания детей фиксируются на доске без оценки и обсуждения.

Свободные высказывания.

  1. Самооценка учащимися своих знаний.

А как вы оцениваете свои знания правил здорового и правильного питания, выполняете ли их? Попробуйте оценить свои знания!

Дети оценивают свои знания о здоровом и правильном питании карточками трех цветов.
Зеленый
– знаю все о правильном питании
Желтый – знаю некоторые правила питания
Красный – не знаю правила здорового питания, никогда не задумываюсь о них

  1. Целепологание.

К Карлсону на помощь пришел Айболит. Он предлагает нашему другу Карлсону побывать в городе Здоровья. Как вы думаете, кто живет в городе Здоровья? Чему можно там научиться?

Дают советы Карлсону о том, что нужно узнать в путешествии по городу Здоровья.
Определяют цель путешествия

Фиксируется цель путешествия: «Узнать правила здорового питания»

  1. Прогнозирование результата занятия.

Что вы ожидаете от сегодняшнего путешествия? Чему хотели бы научиться? Что посоветуете Карлсону перед путешествием?

Дети делятся своими предположениями о том, что нового они хотели бы узнать, что необычного встретят в этом городе, надеются помочь Карлсону.
Советуют ему быть внимательным, многому научиться.

Учитель благодарит детей за их мнения.

  1. Работа в парах.

Ребята, вам Доктор Айболит предлагает отправиться в город Здоровья либо на машине, либо на велосипедах. Подумайте, что полезней для здоровья и решите на чем поедете.

Обсуждение в парах
Принимают решение, обосновывают свое мнение.

  1. Физкультминутка.

Деление на группы
После того, как дети выбрали «полезный» для здоровья вид транспорта, учитель предлагает подбежать детям к коробочкам с билетиками в город Здоровья с изображениями велосипедов четырех цветов (красный, зеленый, синий, желтый)

Под веселую музыку дети подбегают к коробочкам, берут по одному билетику
Формируются 4 группы по билетикам.

Итак, мы в городе Здоровья! Ваша задача узнать, какие правила питания там существуют, запомнить их и рассказать об этом Карлсону. Задание выполнять вы будете в группах. Ведь так быстрее, веселее, а главное, можно рассчитывать на помощь товарищей! На группы вы разделитесь по входным билетикам.

  1. Групповая работа.

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

  7. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  8. Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.

КАК ВЕСТИ ДИСПУТ, ДИСКУССИЮ

  1. Четко определите собственную позицию. Не отходите от темы диспута.

  2. В начале спора изложите свои основные идеи и аргументы. Опирайтесь на факты.

  3. Не искажайте в споре доводы, высказывания оппонентов. Не говорите «вы не правы». А только — «я с вами не согласен»

  4. Излагайте свое мнение спокойно и логично.

  5. Не бойтесь признать, ошибочность совей точки зрения, если другая сторона оказалась более убедительной.

Учитель помогает детям правильно организовать дискуссию в группах. Распределяют роли в группе. Дети работают с картинками, на которых изображены «правила здорового питания», формулируют правила и оформляют на листах результат своей работы.

  1. Моделирование. Межгрупповая дискуссия.

Фиксируются на доске главные правила здорового питания, выведенные группами.
Учитель помогает прикрепить модель «Режим питания» на доске, организует межгрупповое обсуждение модели, выведенной группой №1 с помощью вопросов:
«Согласны ли вы с данной моделью?»
«Почему так важно питаться в одно и то же время?»

Представители групп рассказывают, какие правила здорового питания они узнали на этой улице, представляют модель
Правило 1 Группа 1 рассказывает о том, что каждый человек должен выполнять режим питания:
-принимать пищу в одно и то же время;
-регулировать количество пищи (не переедать).

-тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать

-перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом , мысленно поблагодарите всех, кто вложил свой труд в создание продуктов, из которых приготовлена пища
Итогом работы данной группы является циферблат часов, на которых, участники группы написали время завтрака, обеда, полдника и ужина.

Учитель организует межгрупповое обсуждение модели № 2, предлагает другим группам дополнить модель «полезными» и «вредными» продуктами.

Правило 2
Дети демонстрируют модель «Полезно – вредно». На одной стороне модели – продукты полезные для здоровья. Это – фрукты, овощи, крупы, молоко, мясо, рыба. А на другой – продукты, которые необходимо ограничивать в питании, или совсем исключить из своего рациона. Например, конфеты, пирожные, жареный картофель, сухарики, чипсы, гамбургеры

  1. Работа с моделью.

Ребята, Карлсону не понятно, почему одни продукты полезны для здоровья, а другие – нет?
Сможете ли вы ему объяснить?
Айболит уточняет, почему одни продукты полезны, а другие вредны для здоровья. Давайте проверим наши предположения

Дети высказываются в свободной форме

Информация о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах.

Внимание на экран
Дети узнают о содержании витаминов в «полезной еде», об их влиянии на организм человека

  1. Закрепление полученных знаний. Физкультминутка.

Игра «Полезно – вредно»
Карлсон – большой проказник и любитель поиграть. Я предлагаю и вам поиграть, а заодно проверить, как вы усвоили правило здорового питания. Игра называется «Полезно – вредно»

Если изображение полезной еды, дети хлопают в ладоши, если вредной – подпрыгивают.
Данная игра является одновременно и физкультминуткой.

Анализ ситуации.

(стихотворение Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радостей накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

-Кушай ,Варечка, скорей- будешь крепче, здоровей,

Вырастешь такая умная, большая,

Глазки будут меткими, зубы будут крепкими.

-Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.

-Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

_Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик – есть она не хочет.

-Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты, мороженное- это главная еда, Остальные все продукты-ерунда!

Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт,

Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот.

  • Так как же надо правильно питаться, какие есть продукты, давайте дадим совет?

П/о. Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов, минеральных веществ. Большинство витаминов в организме не накапливаются, а поступают с пищей. Вот почему ягоды, фрукты, овощи должны быть в рационе регулярно.

П/о. Надо есть продукты, содержащие витамин D. Витамин D— сохраняет наши зубы. Без него зубы становятся мягкими и некрепкими. Его можно найти в молоке, в рыбе, твороге.

П/о. А еще, мы получаем витамин D загорая на солнце.

П/о. Продукты, содержащие витамин кальций и фтор . (Са) Кальций нужен для формирования зубов, костей. Он содержится в кефире, твороге, сыре. А фтор для образования эмали зуба.

Фтор содержится в питьевой воде, чай, печени, орехах.

П/о. А вот пищу, содержащую большое количество углеводов, нужно употреблять в умеренном количестве. Избыток углеводов приводит к разрушению зубов.

П/о. Витамин А нужен для роста и зрения.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

П/о. Для хорошей работы сердца нужен витамин В.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен вам,

И не только по утрам.

П/о. Витамин С укрепляет иммунитет.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Все хором:

Никогда не унываем

И улыбка на лице,

Потому что принимаем витамины А, В, С.

Учитель:

Вы все, наверное, пробовали и любите газированные сладкие напитки? Многие считают, что газированные напитки не могут принести никакого вреда, только потому, что это напитки. Конечно, они не содержат жиров, но стакан Кока-Колы и Фанты ничуть не лучше коробки конфет. Доказано, что баночка Колы содержит 39 г сахар, а Пепси 41 г сахара. Это примерно равно 7-8 ложкам сахара на одну банку.

Тогда возникает вопрос: «Что же совсем отказаться от сладостей?»

П/о. Можно есть, но в умеренном количестве.

Хорошо, мы с вами поговорили о полезных продуктах и давайте подведем итог, как же правильно питаться.

  1. Питаться разнообразной пищей, больше есть фруктов и овощей.

  2. Перед едой мыть руки.

  3. Есть медленно, маленькими кусочками, пережевывать пищу как можно тщательнее.

  4. Нельзя есть сильно горячую пищу.

  5. Жареные блюда лучше заменять варенными и тушенными.

Стараться есть в одно и тоже время

А теперь поиграем игру «Продолжи пословицу». Я начинаю пословицу, а вы должны ее продолжить.

  1. Чеснок 7 недугов изводит,

Лук 7 недугов лечит.

  1. Хлеб – всему голова.

  2. Ешь вполсыта, проживешь век дополна.

  3. Горьким лечат, а сладким калечат.

  4. Худ обед, коли, хлеба нет.

  5. Гречневая каша- мать наша,

Хлебец- кормилец.

  1. Здоровые зубы — здоровое тело.

  2. Прежде чем за стол вам сесть, ты подумай, что же съесть.

На доске появляется «Пирамида питания»Учитель организует межгрупповое обсуждение модели группы №3, задавая вопросы: «Сможете ли вы объяснить, почему нужно больше употреблять в пищу овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбу?»

Правило 3
Итогом работы группы 3 должна стать модель «Пирамида питания». Демонстрация данной модели сопровождается рассказом детей о правильном соотношении продуктов в рационе питания. Мы должны больше употреблять в пищу овощей и фруктов, рыбу, творог, как можно меньше сладкого и соленого.
Дети, отвечая на данный вопрос, закрепляют знания о пользе продуктов, содержащих витамины.

Учитель организует межгрупповое обсуждение модели группы №4, предлагает другим группам задать вопросы по модели.

Правило 4
Рассказ группы 4 о правилах поведения за столом во время приема пищи.
Итог работы – модель «Правила поведения за столом».

  1. Подведение итогов.

Наше путешествие подошло к концу. Давайте напомним Карлсону главные правила здорового питания.

Давайте, подведем итог и скажем, какие продукты полезны, а какие — нет!

Дети читают четверостишье, написанное на доске.

Торты, пряники, конфеты

Детским так вредят зубам!

Лучше овощи и фрукты-

Вот здоровая еда!

Дети, используя модель на доске, обобщают полученные знания-а СЕЙЧАС. НАПИШИТЕ НА ЛИСТКЕ СОВЕТ ДРУГУ

  1. Рефлексия.

В начале урока вы оценили с помощью сигналов трех цветов свои знания о здоровом и правильном питании. Айболиту будет интересно знать, пополнили ли вы свои знания о правильном питании, готовы ли следовать данным правилам в дальнейшем? Просигнальте, пожалуйста. Давайте посмотрим на результат нашего путешествия.

Ученики с помощью сигналов оценивают себя после путешествия
Критерии оценивания те же, что в начале урока (см. этап «Самооценка»)

Карлсон предлагает на память о нашем путешествии посадить дерево Здоровья в этом городе. Каждый из вас, ребята, напишет на листочке то, что он узнал сегодня нового, какое правило, полезное для здоровья, обязательно будет выполнять. А потом эти листочки прикрепите к нашему дереву Здоровья (изображение дерева на доске)

Дети пишут на листочках, правила, которые узнали впервые или какие им особенно запомнились и выходят к доске, вешая их на дерево.

Оправдались ли ваши ожидания от путешествия (возвращение к началу занятия)?

Дети делятся своими впечатлениями о путешествии

Вручаются медальки и памятки о здоровом и правильном питании от доктора Айболита
Учитель благодарит детей за работу

Дети желают Карлсону больше не болеть, благодарят Айболита.

Песня

«Улыбка»

Нас рекламой с толку сбить нельзя

Рекламируют, что нужно и не нужно.

Что же выбрать, милые друзья?

«Только лучшее!»- ответим мы вам дружно.

припев

И тогда, наверняка,

Скажем вредному: «Пока!»

Мы здоровыми хотим служить Отчизне,

И на целый белый свет

Всему вредному «Нет-Нет!»

Голосуем за здоровый образ жизни.

Литература:

  1. Газета «Первое сентября» Уроки здоровья – М., № 1, 2002.

  2. Газета «Первое сентября» Аукцион «Правильное питание» – М., № 16, 2003.

  3. Газета «Первое сентября» Охрана здоровья – М., № 20, 2003.

  4. Журнал «Начальная школа» наше здоровье: витамины – М., № 1, 2009.

  5. Сайт www.school2.vizelki.ru

  6. Сайт www.kengyru.ru

  7. Сайт www.tyt-skazki.ru/photo/basni_krylova

  8. Сайт images.yandex.ru

Игровая часть

Чтец 1.

Вам, мальчишки и девчонки,

Приготовили советы мы.

Чтец 2.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтец 1.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Чтец 2.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтец 1.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет!

Чтец 2.

Говорила маме Люба:

Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

Дети. Нет!

Чтец 1.

Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Чтец 2.

Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда?

Дети. Нет!

Чтец 1.

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтец 2.

Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Чтец 1.

Запомните совет полезный,

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Чтец 2.

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Дети. Нет, нет, нет, нет!

Чтецы 1 и 2 (хором).

Вы, ребята, не устали,

Пока здесь стихи читали?

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что — нет.

Дети читают стихи

Нужно спину так держать,
Чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят не дыша:
Ох, осанка хороша!

Каждый день стою у стенки,
У меня болят коленки,
Но без устали стою –
За осанкою смотрю.

Утром, ровно в семь часов,
Я встаю с кроватки.
Для пробежки я готов,
А также для зарядки!

Физкультурой занимайся,
Чтоб здоровье сохранять,
И от лени постарайся
Побыстрее убежать.

Буду по лесу гулять,
Буду тело закалять.
Я здоровым быть мечтаю,
Свои мускулы качаю.


Если долго вдаль глядеть,
На зеленый цвет смотреть,
Будешь ты здоров всегда,
Будут сильными глаза.


Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.

Всякий раз, когда едим,
О здоровье думаем:
Мне не нужен жирный крем,
Лучше я морковку съем.

Ты зарядкой занимайся,
Если хочешь быть здоров.
Водой холодной обливайся–
Позабудешь докторов.

Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

Ведущий: Сегодня мы вспомнили о том, как сберечь своё здоровье! И мы вам говорим всем — БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! ( хором)

15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here