Конспект урока по окружающему миру
«Берегите лес!»
1 класс по программе «Гармония»
Окружающий мир
Технологическая карта урока «Окружающий мир», 1 класс.
Обобщающий урок «Берегите лес!» из раздела «Зелёная страна». | |||
Цель темы | Обобщить знания о растительном и животном мире леса и возможностью их совместного обитания. Выявить значение леса в жизни человека. Способствовать экологическому воспитанию учащихся и воспитанию нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки | ||
Умения | Предметные Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, находить типичных представителей флоры и фауны, правильно вести себя в лесу, определять происхождение окружающих вещей, связанных с лесом. Понятия: лес (лиственный, хвойный, смешанный), «кормильцы», «едоки», «мусорщики). Максимум. Уметь объяснять взаимосвязь представителей флоры и фауны леса. | Универсальные учебные действия Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга, составлять цепи питания, присущие луговому сообществу. Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение. | Личностные Осознавать себя жителем планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её приро-ды. Выражать любовь к своему родному краю, заботиться об охране и приумножении природных богатств.
|
Межпредметные связи Литературное чтение
| Базовая технология Проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления (далее ТРКМ). | Ресурсы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин «Окружающий мир», 1кл. Учебник в 2 частях. Часть 1. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011. (программа «Гармония») Дополнительные:наглядно- дидактический материал. | Инструментарий оценки Выполнение теста Работа по карточкам |
Ход урока | Наглядность, ЦОРы | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Ι. Актуа лизация знаний и постановка учебной пробле мы.
| 21 марта отмечается Международный день леса. Он отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия, которое наступает 20 — 21 марта. Это астрономическое начало весны. Во многих странах мира вместе с Международным днем леса отмечается также День дерева. Так, например, с конца XIX века в Италии установился обычай: 21 марта ученики каждой средней школы должны были посадить во дворе хотя бы одно деревце. Наш климат не позволяет сейчас сажать деревья. Как же мы можем отметить этот праздник? Мы примем участие во «Всероссийском дне знаний о лесе». |
Предположения детей… |
Слайд 1
| |||
| Закройте глаза и прислушайтесь…(Звучит аудиозапись «Голоса леса») А теперь расскажите о своих впечатлениях
|
Дети встают в круг и отвечают: Я вижу … Я слышу ….. Я чувствую …
| Аудиозапись «Звуки леса»
Прием ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
План урока на доске: 1.Лесные обитатели и их роли. 2.Значение леса для человека. 3. Как сохранить лес. | |||
ΙΙ. Совмест-ное открытие знаний
| Обратимся еще раз к составленной нами картине. Кто обитает в лесу? Какие роли они выполняют? В какое бы время мы не пришли в лес: зелень, чистота цветов, узор мха на пне… Всё убрано, украшено самой природой. (Если мы видим мусор, то это насорил человек.) Как же обитатели справляются? Кто следит за чистотой в лесу? (проблемный вопрос) Чтобы ответить на этот вопрос, проверить ваши предположения, помогите мне составить небольшой текст. Жила-была в лесу белочка. Чем она могла питаться? (грибы и шишки) грибы и шишки растут на ели. А ель какую пользу может получить от белки? (распространяет семена и споры) Кто еще грибками не прочь полакомиться? (еж) Какую он пользу принесет лесу? Есть ли у ежа враги? (лиса) Может она “вредное” животное? (нет,лиса уничтожает слабых животных, распространяет семена растений) А тут наша елочка заболела. Проклятый жук-короед замучил. “Что же ты меня мучаешь?” Правда ли это? (Жук-короед перерабатывает старую древесину) Но жуков-короедов много. Кто елке поможет? (дятел) Кто может питаться дятлом? (ястреб) Какую пользу приносит ястреб? Эти птицы умерли. Их тела переработают жуки,черви,грибы,микробы. Они называются «мусорщики».Получается, что все обитатели леса взаимосвязаны друг с другом.
|
Перечисляют лесных обитателей. Называют «кормильцев», «едоков»
Высказывают предположения.
Построение модели “Экосистема леса”: Дерево Жук-короед Дятел Ястреб Дождевой червь
| Картина «Лес»
Опорная схема на доске: “кормильцы” – растения; “едоки” — животные; «мусорщики»- жуки,черви, грибы,микробы. | |||
| Теперь я проверю, насколько вы были внимательны и поняли тему нашего урока.
И гра «Паутинка»: Вывод: Пока светит солнце, кормильцы будут кормить, едоки есть, а мусорщики перерабатывать мусор, обогащая почву питательными веществами. Ребята, посмотрите, как в природе всё взаимосвязано. Представьте, что человек разорвал цепочку в одном месте. Что случится? Пострадают все участники цепи. Значит, человек должен быть очень осторожен, когда вмешивается в природу. Вывод: Лес – это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество – как семья. Все живут дружно, помогают друг другу. |
Учащиеся получают бэйджики с названиями животных, растений, встают в круг. С помощью клубочка ниток показывается взаимосвязь всего живого.
Физкультминутка: Только в лес мы все зашли, Появились комары. Руки вверх – хлопок, Руки вниз – хлопок. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладём И в развалочку идём. Дальше по лесу идём Перед нами водоём. Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем веселее: Раз, два, раз, два – Позади уже вода. | Клубок ниток, бэйджики | |||
|
Лес является домом для растений и животных. Они сами поддерживают там чистоту. А нужен ли лес человеку? Серьёзную проблему вновь будем решать, Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит найти ответ: «Лес для человека важен или нет?»
«Лес –наше богатство. Лес кормит, поит, одевает, обогревает. Лес наш друг, батюшка. Лес кладовая природы. Лес – зеленый наряд планеты»…Вот как говорят о лесе. Почему? Учитель приводит текст выборочно, чтобы дополнить кластер.
— На вопрос: «Что можно сделать из древесины?» люди разных специальностей ответили бы, наверное, по-разному. — Подумайте и скажите, как ответит на этот вопрос СТОЛЯР или ПЛОТНИК? (Табурет, шкаф, бочка, корзина, дверь, дом). — Что ответит на этот вопрос РАБОЧИЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ? (Из древесных опилок изготавливают бумагу, из которой делают тетради, книги, альбомы, газеты, журналы). — Что ответит ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК? (Деревянные (товарные) вагоны, деревянные шпалы для рельсов). — Что ответит ХИМИК? (Из смолы деревьев производят лаки, скипидар, искусственные нитки, лекарства). — Что ответит МУЗЫКАНТ? (Музыкальные инструменты: рояль, скрипку, балалайку). — Вот видите, как много предметов можно сделать из древесины. Давайте подумаем, ребята, для чего ещё нам нужен лес? (Учитель подводит к выводу, что лес – это не только древесина. — Что ответит на этот вопрос ПОВАР? (Лес даёт нам дичь, грибы, орехи, ягоды). — Что ответит ОХОТНИК? (Лес – место обитания различных животных, ценный мех которых используется для пошива шуб, шапок и других меховых изделий). — Что ответит КОМБАЙНЁР? (Лес – защитник полей.Зелёной стеной он стоит на пути у ветров-суховеев и оберегает урожай). — Что ответит ВРАЧ? (Лекарственные травы) — Почему детские оздоровительные лагеря строят в лесу? Учитель дополняет ответы детей: «Потому, что лесной воздух полезен для здоровья, особенно если в лесу растут сосны и ели. Лес, как огромный пылесос очищает воздух. Значит, лес нужен нам для здоровья». — А вот, если обратиться к ХУДОЖНИКУ с вопросом «Зачем нам нужен лес?», он непременно ответит: «Лес – это бесценная красота». И эту красоту художники показывают нам на своих картинах. Вывод: Лес-бесценный клад для человека. Его можно назвать «кладовой природы»
Народ всегда воспевал лес. Пословицы о лесе вы узнаете, собрав разрезанные картинки. Работа в группах. Учитель раздает конверты, в которых находятся части разрезанной картинки с изображением природы, которые прикрепляются на прозрачную плёнку. После завершения работы переворачивают прозрачную пленку и читают пословицу, которая получилась на обратной стороне картинки. Чтобы не нарушать правил дорожного движения, люди создали дорожные знаки. Давайте создадим знаки, регулирующие наше поведение в лесу.
|
Высказываются мнения детей. Составление первоначального кластера.
В ходе подводящего диалога кластер дополняется, используются опорные картинки. (Приложение 1)
Физкультминутка Вверх руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Низко присели, вниз посмотрели- Это жучок пьет росу. В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем- Сели все дружно опять.
Каждая группа собирает и читает свою пословицу.
Лес кормит, лечит, укрывает и согревает. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Кто лес любит – тот его не губит. Лес богатство и краса, береги свои леса.
Групповая работа и защита проектов. Учащиеся получают карточки с «вредными» советами, на основе которых рисуют и представляют знаки, регулирующие поведение в лесу. Посмотри, сколько цветов! Можно много их сорвать Увидишь бабочку, шмеля, Лягушки, жабы и жуки Вот сидит зайчонок, птенчик и ежонок. В лес пришёл зелёный Увидишь на ветке гнездо соловья Разбрасывай мусор, Разожги костёр в лесу, Учащиеся представляют свои «Экологические» знаки. Сопровождается презентацией. | Кластер на доске.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Разрезные картинки – пейзаж леса
Выставка экологических знаков (Приложение2) Слайд 5 Записывается на доске. Берегите лес – кладовую природы! (Выставка книг по теме) |