Приложение 4
Урок по окружающему миру
1 «Б» класс МКОУ СОШ №3 г. Николаевска
Учитель начальных классов Щупкина Ольга Васильевна
Тема урока: Культурные и дикорастущие растения
Цели урока :
-
Образовательная – создать условия для формирования умения различать культурные и дикорастущие растения
-
Развивающая –создать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления
-
Воспитательная – создать условия для воспитания бережного отношения к природе, культуры поведения.
Планируемые результаты:
-
Личностные – формирование мотивации к познанию окружающего мира, умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
-
Метапредметные –
Регулятивные – формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предметами, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по заданному учителем плану;
Коммуникативные – формирование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные — формирование умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-символическое моделирование
-
Предметные – формирование умения различать культурные и дикорастущие растения.
Оборудование:
-
учебник, рабочая тетрадь Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва, изд. «Вита-Пресс»;
-
краски, фломастеры, цветные карандаши, клей ;
-
заготовки на ватмане: сад, поле, огород и лес, озеро, луг;
-
Карточки с изображениями растений — для размещения на доске (подбирает учитель — по числу пар учеников — изображения культурных и дикорастущих растений, среди которые есть растение, которое можно отнести и к той и к другой группе);
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Мотивация к учебной деятельности (3мин) Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
| Организует проговаривание правил поведения на уроке. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. — Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира? -Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?
— Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Отвечают на вопросы учителя. -Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты. Вспоминают и проговаривают правила работы в группе. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук.
| Л— мотивация к учебной деятельности К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; — умение оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация знаний. (15 мин) Цели: — актуализировать знания учащихся по теме «Растения».
| Выявление уровня знаний. На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие — животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения? У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева — сад/поле/огород. А справа — лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Учитель помогает распределить работу. Последующим группам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому. Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе. — Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено?
| При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Отвечают на вопросы учителя.
Ученики работают в группах Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску. Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке.
Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. | Л – мотивация к познанию окружающего мира Р— планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П — анализ объекта с целью выделения признаков; выбор К – сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: — организовать формулировку темы урока детьми; — организовать постановку цели урока детьми. | Создание проблемной ситуации. — А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания? — Мне кажется, что те растения, которые растут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен. — Когда у нас возникают разногласия? — Какой вопрос у нас возник?
— Какая же цель сегодняшнего урока? |
Отвечают на вопросы учителя.
Показывают знак согласия/несогласия
-Когда мы чего-то не знаем. — На какие группы можно разделить растения и почему? Формулируют тему и цель урока.
| Р – целеполагание |
4. Формирование нового знания (6 мин) Цель: — организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями. | Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации. В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений — Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде? Учитель дает название и формулирует определение культурных растений. Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами. — А какое же название получила другая группа растений? — Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?
-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам? | Отвечают на вопросы учителя. -их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями) -человек использует их (например, в пищу)
Отвечают на вопросы учителя.
Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям
Вспоминают правила поведения в лесу. | П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений; — анализ объекта с целью выделения признаков; К – сотрудничество в поиске и выборе информации; Л — умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
5. Первичное закрепление знаний (10 мин) Цель: — организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растених. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Посмотрите на доску. Слева у нас – культурные растения, справа — дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита. Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение. При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от деления на сад/поле/огород — лес/луг/озеро. — Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать?
— Куда нужно размещать кактус? Дикорастущее это или культурное растение? Возникает знак «?» — Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к единому мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком «?» |
Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.
— зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы Заполняют схему на доске и в тетради
Р
Д
К
| Р – контроль, коррекция П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование; К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение |
6. Итог урока (2 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока.
| Организация фиксирования нового содержания. — Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была? — Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
знаю Я запомнил смог | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
| П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. К — умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
7. Рефлексия (2 мин) Цели: — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Строит рефлексию
-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.
— Оцените свою деятельность на уроке, используя «волшебные» линеечки.
-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных. Спасибо вам за активную работу. | Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Делают самооценку в рабочей тетради. | К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Лумение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|