Приложение 4

Урок по окружающему миру

1 «Б» класс МКОУ СОШ №3 г. Николаевска

Учитель начальных классов Щупкина Ольга Васильевна

Тема урока: Культурные и дикорастущие растения

Цели урока :

  1. Образовательная – создать условия для формирования умения различать культурные и дикорастущие растения

  2. Развивающая –создать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления

  3. Воспитательная – создать условия для воспитания бережного отношения к природе, культуры поведения.

Планируемые результаты:

  1. Личностные – формирование мотивации к познанию окружающего мира, умения оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, умения выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  2. Метапредметные –

Регулятивные – формирование умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, предметами, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по заданному учителем плану;

Коммуникативные – формирование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные — формирование умения перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, знаково-символическое моделирование

  1. Предметные – формирование умения различать культурные и дикорастущие растения.

Оборудование:

  • учебник, рабочая тетрадь Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва, изд. «Вита-Пресс»;

  • краски, фломастеры, цветные карандаши, клей ;

  • заготовки на ватмане: сад, поле, огород и лес, озеро, луг;

  • Карточки с изображениями растений — для размещения на доске (подбирает учитель — по числу пар учеников — изображения культурных и дикорастущих растений, среди которые есть растение, которое можно отнести и к той и к другой группе);

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (3мин)

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

— Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира?

-Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?

— Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы!

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Отвечают на вопросы учителя.

-Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты.

Вспоминают и проговаривают правила работы в группе.

1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук.

Л— мотивация к учебной деятельности

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

— умение оформлять свои мысли в устной форме

2. Актуализация знаний. (15 мин)

Цели:

— актуализировать знания учащихся по теме «Растения».

Выявление уровня знаний.

На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие — животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения?

У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева — сад/поле/огород. А справа — лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание?

Учитель помогает распределить работу. Последующим группам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому.

Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе.

— Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено?

При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.

Отвечают на вопросы учителя.

Ученики работают в группах

Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску.

Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке.

Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы.

Л – мотивация к познанию окружающего мира

Р— планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

П — анализ объекта с целью выделения признаков; выбор

К – сотрудничество в поиске и выборе информации

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цели:

— организовать формулировку темы урока детьми;

— организовать постановку цели урока детьми.

Создание проблемной ситуации.

— А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания?

— Мне кажется, что те растения, которые растут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен.

— Когда у нас возникают разногласия?

— Какой вопрос у нас возник?

— Какая же цель сегодняшнего урока?

Отвечают на вопросы учителя.

Показывают знак согласия/несогласия

-Когда мы чего-то не знаем.

— На какие группы можно разделить растения и почему?

Формулируют тему и цель урока.

Р – целеполагание

4. Формирование нового знания

(6 мин)

Цель:

— организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями.

Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации.

В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений

— Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде?

Учитель дает название и формулирует определение культурных растений.

Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами.

— А какое же название получила другая группа растений?

— Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?

-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам?

Отвечают на вопросы учителя.

-их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями)

-человек использует их (например, в пищу)

Отвечают на вопросы учителя.

Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям

Вспоминают правила поведения в лесу.

П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений;

анализ объекта с целью выделения признаков;

К – сотрудничество в поиске и выборе информации;

Л — умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

5. Первичное закрепление знаний (10 мин)

Цель:

— организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растених.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Посмотрите на доску. Слева у нас – культурные растения, справа — дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита.

Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение.

При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от деления на сад/поле/огород — лес/луг/озеро.

— Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать?

— Куда нужно размещать кактус? Дикорастущее это или культурное растение? Возникает знак «?»

— Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к единому мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком «?»

Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.

— зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы

Заполняют схему на доске и в тетради

Р

Д

К

Р – контроль, коррекция

П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование;

К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение

6. Итог урока

(2 мин)

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока.

Организация фиксирования нового содержания.

— Какую цель ставили? Достигли цели?

— Какая тема урока была?

— Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

знаю

Я запомнил

смог

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

К — умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

7. Рефлексия

(2 мин)

Цели:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Строит рефлексию

-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.

— Оцените свою деятельность на уроке, используя

«волшебные» линеечки.

-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных.

Спасибо вам за активную работу.

Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности

Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д.

Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы.

Делают самооценку в рабочей тетради.

К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лумение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here