Урок окружающего мира в 1 классе.
Разработала: Злобина Ольга Федоровна, учитель начальных классов первой категории.
Тема: Богатства природы.
Цель: создание условий для формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
Задачи:
-
расширить круг понятий, которые связывают жизнь человека с окружающим миром;
-
показать, что человек зависит от компонентов природы, используемых человеком природных богатств.
-
воспитывать бережное отношение к природе;
-
воспитывать культуру групповых взаимоотношений.
Организация урока: групповая.
Оборудование: ММП, экран, сопроводительная презентация, «Карта понятий», исследовательские кейсы (по числу групп), шесть шляп.
Планируемые результаты:
Метапредметные.
Познавательные УУД: формирование умений объяснять мир – называть окружающие предметы и их взаимосвязи; учить понимать взаимосвязи в природе; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с текстами и иллюстрациями.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, совместно договариваться о правилах общения, учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные результаты: умение объяснять свое отношение к миру, оценивать правильность поведения людей в природе.
Предметные результаты: называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Формы организации, наглядность | |
— создать позитивный настрой; — мотивирование учащихся на урок.
| 1. – Посмотрите фрагмент мультфильма. — Какое настроение вызвал этот мультфильм? — Кто главный герой? — Этот цыпленок только вылупился и познает мир. Он радуется, удивляется окружающему миру. Вы тоже познаете окружающий мир, как этот цыпленок. Желаю вам это делать с радостью и прекрасным настроением. Этого цыпленка предлагаю сделать эмблемой нашего урока. А маленькие эмблемки, жетонами для оценки ваших достижений на уроке. | Просмотр видеофрагмента мультфильма «Веселый цыпленок» — Веселое, задорное. — Цыпленок.
| Мультфильм «Веселый цыпленок»
Беседа.
Эмблема, жетоны. |
II. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы. — актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках; — определить тему, составить план.
|
— А что такое природа, вспомним? — Но помимо природных объектов нас окружает бесчисленное количество предметов. Откуда они взялись? Верно, об это вы узнали на прошлом уроке.
— Принимаю эту гипотезу, но ее еще нужно доказать) 3. Поднос с предметами: бижутерия. — Как одним словом можно назвать то, что здесь находится? (драгоценности, богатства). Добавить на поднос кусочек мела, яблоко, помидор, кусочек гранита, фигурки животных. — Почему эти предметы я положила рядом на поднос? Это можно назвать богатством? -Это тоже богатства. Чьи это богатства? ( богатства природы) — Какая у нас будет тема урока? Открываю ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА. — На какие вопросы должны ответить, изучая новое понятие? (определяют под руководством учителя)
— Какой план? (вопросный) — Все полученные знания продолжаем фиксировать на карте понятий. |
— Природой. — Все, что нас окружает и не сделано руками человека. — Создал человек.
Гипотезы детей.
Природные богатства.
| Часть кластера с прошлого урока.
?
План урока. 1. Что такое природное богатство? 2. Какие бывают богатства природы? 3. На какие группы делятся природные богатства? 5.Как человек использует природные богатства? |
ΙIΙ. Совместное открытие знания — расширить круг понятий; -учить анализировать информацию; — развивать коммуникативные навыки.
|
Верно, перед вами определение природных богатств из словаря (но не все так просто, вы же исследователи), соберите его сами 2. Все, что дает человеку— а что она дает человеку, какие именно богатства? Предлагаю найти ответ на этот вопрос, выполняя задание в группе, сообща, помогая друг другу. — Руководители групп организуйте выполнение задания по инструкции. 3. Работа в группах. 4. Защита групп. — Представители от каждой группы сделайте вывод. Ответы групп. После каждого ответа на карте понятий – богатства природы. На какой вопрос вы сейчас ответили? (Возвращение к плану — какие бывают богатства?) Что нужно сделать сейчас? 5. Нужно классифицировать, т.е. разделить на группы все природные богатства. — Ваши предложения. На какие группы их можно разбить? (Все природные богатства можно разделить на живые и неживые природные богатства) Живые природные богатства – растения, животные. Неживые природные богатства – воздух, почва, полезные ископаемые. — Сравните результат своей работы с выводом на слайде. 6. — Итак, вы выделили две группы природных богатств. Но есть еще одна, третья группа (показываю на стрелку), как вы думаете, какая? (Силы природы). — Вам помогут загадки. — О какой силе природы сказано «ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе»? — Как человек использует силу ветра? (Используют мореплаватели). -Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце и зовут тебя все…солнце. — Что солнце дает человеку? Тепло, энергию. — Течение рек. Как его использует человек? |
Учащиеся формулируют понятие.
Работа в группах.
Фронтальная работа. | ММП Дает Все Природа Что Человеку Синтез и обобщение. (Природные богатства – все, что дает природа человеку) – слайд.
Анализ и классификация. Вода, почва, растения, животные, воздух, полезные ископаемые.
Растения Животные Почва Воздух Вода Подземные недра Слайд: Живые природные богатства – растения, животные. Неживые природные богатства – воздух, почва, полезные ископаемые.
(Дети отгадывают загадки я на кластер вывешиваю отгадки) Ветер Вода (течение рек) Солнце (солнечный свет) Презентация.
|
ΙV. Применение нового знания. Физминутка.
|
1. — Давайте обратимся к плану нашего урока. На какие вопросы уже ответили?
— Итак, вернемся к проблемному вопросу только ли заслуга человека в создании этих вещей? (Ответы детей) Вывод: (Дети с помощью учителя ОБОБЩАЮТ, ПОКАЗЫВАЮТ НА «Карте понятий»). — Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Природа щедро отдает свои богатства человеку. На какие вопрос плана ответили? 2. — Вы сделали вывод, что человек зависим от природы. Попробуем установить обратную связь (кластер). А какое влияние человек оказывает на природу? Вот вопрос который вы исследуете и создадите творческий продукт. — Предлагаю изучить ситуацию и может найти выход из нее. Руководители групп получите исследовательские кейсы.
Выявление и обсуждения проблемы сохранения природных богатств. Технология «Кейс». — Напоминаю: 1 карман- знакомство с ситуацией, 2 карман- обсуждение, выводы, 3 карман- предложение решения проблемы. 4. Работа в группах. 5. Защита групп. На защиту выходит одна группа (первая справившаяся). — Что нужно было сделать? (Выделить проблему, обсудить и найти решение). — Кто может помочь природе? (Ученые, взрослые, дети).
-Если разместить ваши памятки на ватмане, макет чего получится? (Плакат). листочки с призывами беречь природу — Какая от него польза? (Обратить внимание людей на проблему). Где повесим плакат? (В школьном коридоре). |
| |
V. Итог урока
VI. Рефлексия | 1. — Обратимся к плану, на все ли вопросы вы получили ответ? (Карта понятий). — Ответили на главный вопрос урока? (Вывод).
-Вспомните, кто помог нам создать хорошее рабочее настроение в начале урока? (Возвращение к эмблеме). Цыпленок учился познавать мир. А вы узнали, научились? Рефлексия «6 шляп» (Что удалось, что нет). Белая шляпа- что узнали. Желтая шляпа-что удалось. Черная- что было трудным, что не удалось. Красная- что понравилось. Зеленая- что еще хотел бы узнать по теме. Синяя- общий вывод. Самооценка жетонами. — Ребята, цыпленок хочет дать вам напутствие о том, как надо относиться к природе. — Давайте прочитаем. (Стихотворение на слайде). — Пусть эти слова станут вашим девизом. Спасибо за работу! |
|
Прием «6 шляп».
Слайд (стихотворение). |