МАДОУ «Радость» д/с№107
«Золотая рыбка»
Технологическая карта
занятия
«Внимание! Черепаха».
Образовательная деятельность
в области «Познание»
(экология):
Воспитатель: Крылова С.Ю.
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми
Тема: «Черепашка по имени Наташка»
Возрастная группа: 5-6 лет старшая группа
Форма совместной деятельности: Игровой, показ, сравнение, вопросы, обобщение, обыгрывание, пальчиковые игры.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая, подгрупповая.
Учебно-методический комплект:
Средства: Наблюдение за черепахой,
Наглядные: Карточки для составления схемы.
Мультимедийные средства: Видеофрагмент о черепахах.
Оборудование:
-
Ящик ощущений.
-
— Таз с водой, таз с песком.
-
— Черепаха степная, яйцо.
-
— Схемы яйцекладущих животных.
-
— Таблица природной зоны — степь.
-
— Игрушки — рептилии.
-
— Пища для кормления черепахи.
-
— Видеофрагмент о черепахах.
-
— Магнитофон.
-
— Указка.
-
— Картинки — загадки.
Предварительная работа:
— Наблюдение за черепахой в экологическом комплексе «Живая планета».
— Чтение стихотворения Г.Муллина «Как черепашка покупала рубашку».
— Просмотр видеофрагмента о черепахе.
Последующая работа:
— лепка из глины черепахи;
— работа с природным материалом (грецкие орехи), создание образа черепахи
— раскрашивание скрытых изображений
— обведение по точкам
Задачи:
-
Способствовать обогащению представлений детей о черепахе,
как живом существе: слышит, видит, передвигается, ест, дышит, защищается, размножается; -
Формировать представление о характерных признаках ее
внешнего вида и особенностях поведения: тело покрыто панцирем, 4 ноги, хвост, толстая кожа, медлительная, неповоротливая; -
Способствовать развитию деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого;
-
Способствовать поддержанию интереса дошкольников к жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться с животным;
-
Укреплять дыхательную систему;
-
Развивать тактильные ощущения обонятельных, зрительных, слуховых рецепторов;
-
Развивать потребность в двигательной активности.
Достижение образовательных результатов: С помощью взрослого умеет рассказывать о черепахе как о живом существе ( дышит, видит, передвигается, ест, слышит) Умеет наблюдать, использую обследовательские действия, сравнивает, поддерживает интерес к объекту живой природы.
Игровая мотивация.
— Кто может появиться из этого яйца? (демонстрация яйца черепахи). Выставляются схемы — подсказки: змея, ящерицы, крокодил, птица, насекомые.
— Мы познакомимся с мамой этого детеныша (ящик ощущений).
Твердое или мягкое?
Округлое или угловатое?
Гладкое или шероховатое?
Живое или неживое?
Загадка:
«Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха
Гуляет …(черепаха).
Мама — черепаха, детеныш — черепашонок.
— Какие еще животные носят на себе щит:
«На себе ношу я дом
От врагов я прячусь в нем» (улитки, рак отшельник)
Наблюдение.
Почему она не двигается? (втянула голову, лапы – оказалась в незнакомом месте, можно ожидать любой опасности).
Высовывает голову: — на голову, каких животных похожа голова черепахи? змея, ящерица, динозавр – демонстрация игрушек.
Чем покрыта голова? (чешуей, шея в складках кожи).
Какие глаза? Для чего они? (маленькие, круглые, видеть).
Что с боку на голове? (слуховые отверстия).
Для чего? (слушать).
На что похож рот у черепахи? (на клюв, зубов нет, откус как
ножницами).
Есть ли нос у черепахи? Для чего?
Сколько лап у черепахи? Для чего?
Что есть на лапах? (когти).
Зачем когти? (отталкиваться, рыть).
Есть ли у черепахи хвост?
Чем покрыто тело черепахи? «Что за чудо? Вот так чудо!
Снизу блюдо! Сверху блюдо!» (панцирь — щит).
Демонстрация: 2 тарелки, между ними игрушки — рептилии.
Какой панцирь? (форма, цвет, величина, поверхность).
В панцире 2 отверстия. Зачем? (в момент опасности прячет голову, лапы, хвост).
На что стала похожа? (камень).
Упражнение: втягивание головы.
ИГРА: « Черепахи и лягушки» (на координацию, укрепление мышц живота, спины, мышечного «корсета» позвоночника, укрепление мышечного аппарата стопы) К.И.Чуковский.
Имитация прыжков лягушки | |
До болота идти тяжело. |
|
Вот камни лежат у дороги |
|
Сядем, вытянем ноги. | Сидя, напрягаем стопу на себя, от себя. |
Вдруг камни вскочили | Имитация ползания черепахи |
И за ноги нас укусили |
|
Лягушки закричали от страха: |
|
Это — че, это -ре, это -паха! | Бег |
Про кого говорят: «Ползаешь как черепаха?» (про медлительных людей).
Почему она так медленно, тяжело, неуклюже двигается? (тяжелый панцирь).
Перед нами два дома: вода и песок.
Какой выбрать для нашей черепахи? (песок, нет плавников)
Это степная черепаха (таблица природной зоны и музыкальное сопровождение ветра степей).
Чем она питается? (травянистыми растениями, сочными стеблями, цветами).
А когда степь покрыта снегом? (она спит, зарывшись в землю, она активна, когда тепло, поэтому ее надо обогревать лампой).
Давайте посмотрим и сравним, какие бывают сухопутные черепахи (демонстрация фото черепах с разными видами панциря; просмотр видеофрагмента о черепахах).
ИГРА «Кто лишний?» (природная зона степи и животные ее населяющие)
Кто из животных нашего живого уголка живет рядом с черепахой? (песчанки).
Что мы сегодня узнали о черепахе?
Черепахе пора отправляться к себе домой, а вам она оставляет фотографию — загадку со скрытым изображением. Кто может правильно раскрасить картинку, тот ее увидит.