«Окружающий мир», 1 класс.
Урок с элементами исследовательской деятельности.
Данный урок на тему «Про кошек и собак» содержит элементы исследования, которые является составной частью формирования исследовательского типа мышления и получения новых прочных знаний по предмету «Окружающий мир».
Заранее созданные проблемные ситуации, обеспечивают возникновение вопроса и формулирование проблемы, которая вызывает психологическую необходимость поиска ее решения. Учащиеся приобретают универсальный способ получения новых прочных знаний, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируют личностную позицию в образовательном процессе. Воспитательная функция урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Тема: Про кошек и собак.
Цели: познакомить с некоторыми породами кошек и собак; воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним; познакомить с правилами ухода за кошками и собакам; воспитывать в детях чувство милосердия; учить добывать дополнительную информацию из различных источников.
Оборудование:
учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, I часть 2класс;
компьютер и мультимедиа оборудование;
презентация «Про кошек и собак» (см. Приложение);
предметы ухода за кошками и собаками;
газета с фотографиями собак и кошек <Рисунок 1>; карточки с тестом; выставка книг<Рисунок 2>; оформление доски для сообщения темы урока,
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Мы ближе познакомимся с братьями нашими меньшими.
Учитель. Скажите, пожалуйста, о ком мы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)
— О каких? (Свинки, попугаи…)
2.Проверка д/з
«Проверим себя» с.15 №1
-Каких животных мы можем увидеть в живом уголке?
-Каких аквариумных рыбок вы знаете?
(гурами, меченосцы, сомики, гуппи)
-Как надо ухаживать за обитателями живого уголка?
— Для чего нужны приспособления, нарисованные на с. 82 учебника?
3.Сообщение темы урока.
Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, нам нужно отгадать ребус. <Рисунок 3>, <Рисунок 4>
— Про кого мы сегодня будем говорить? (Про кошек и собак.) (Презентация. Слайд 1)
— Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (С кошками.)
— Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами.
4. Работа над новой темой.
-Отгадайте загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
—Теперь поднимите руку у кого дома есть собака? Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)
(Приложение 1, а)
Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением. (Презентация. Слайд 2.)
Всех собак можно разделить на группы: декоративные, охотничьи, служебные.
Декоративные собаки (Презентация. Слайд 3.) названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. (Презентация. Слайд 4.) Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.
Родиной породы «пудель» считается Франция. (Презентация. Слайд 5.) Но название породы имеет немецкие корни — «pudel-nass» (промокший до нитки) — и говорит о происхождении породы, ведущей свою родословную от водяных собак.
Кавалер-кинг-чарльз порода, (Презентация. Слайд 6,7) которая была известна уже в средневековье. Тому свидетельства – картины известных художников:
-Сэр Антонис Ван Дейк. Дети Короля Карла I и королевы Генриетты-Марии
-Николас Мас. Портрет дамы.
(Приложение 1, с)
(Презентация. Слайд 8)
Лабрадор предназначен для охоты на дичь.
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.
Породу собак такса вывели специально для охоты на барсуков и лис. (Презентация. Слайд 9) Ёё по другому называют «червяк на коротких лапках». Они могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.
Кокер-спаниель , (Презентация. Слайд 10), (Приложение 1, д)
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. (Презентация. Слайд 11) Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.
Ньюфаундлен – собака спасатель на воде. (Презентация. Слайд 12)
У собак много профессий.
Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?
И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!
5. Работа в тетради с. 32 №1 (породы собак)
6. Физкультминутка «Сотвори в себе солнце» . (Презентация. Слайд 13.)
В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
7. Продолжение работы над темой урока.
-Отгадайте загадку.
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)
Люди приручили кошек пять с половиной тысяч лет назад в Древнем Египте.. Египтяне могли приговорить к смертной казни за убийство кота, который был священным животным. Древние египтяне называли кошку «мау», что значит «видеть». В Египте кошка почиталась священной. Жители страны фараонов поклонялись богине Баст, с телом женщины и головой кошки. (Презентация. Слайд 14)
Кошки, самые распространенные домашние животные.известно около 60 пород кошек.
(Презентация. Слайд 15)
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?
И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый «гастроном», полный упитанных обнаглевших грызунов.
Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.
А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники.
(Презентация. Слайд 16-20)
Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь, гепард.
-Какое млекопитающее считается самым быстрым животным на Земле?
(Приложение 1, ж)
Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы. (Презентация. Слайд 21-27), (Приложение 1, з)
-Почему мурлыкает кошка? (Презентация. Слайд 27, звук), (Приложение 1, и)
8. Работа в тетради с. 32 №1 (породы кошек)
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
В японии распрастранены статуэтки манэки-нэко. ? (Презентация. Слайд 28), (Приложение 1, к)
-Чем нужно кормить кошек? (Презентация. Слайд 29), (Приложение 1, л)
Чем кормить кошек?
Опыт (в класс заносят кошку, которой предлагается на блюдцах: «Вискас», колбаса, сухой корм для кошек). Подведение итогов опыта. Что предпочла кошка? <Рисунок 5> (Наша кошка предпочла «Вискас»)
9. Самостоятельная работа (тест).
Учитель раздает ученикам тестовые задания. (Приложение 2)
Как ухаживать за кошкой и собакой?
Учитель. У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними?
Учитель. Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за кошкой.
Учитель. У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними?
Учитель. А если ваш питомец заболел? (ветеринар)
Учитель. Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.
Дети. Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.
10. Физкультурная минутка
Как умывается кошка?
Как потягивается кошка?
Как царапается кошка?
Как шипит кошка?
Как виляет хвостиком?
11. Беседа «Откуда появляются бездомные животные?».
Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?
Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.
Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.
Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных.
Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. (Презентация. Слайд 29)
Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.
Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.
12. Интересные факты из жизни кошек. (Приложение 1, м)
13. Итог урока.
Чтобы покинутых собак и кошек было меньше, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.
Ведь мы с вами в ответе за тех, кого приручили!
14. Оценка работы.
15. Домашнее задание.
Прочитать о кошках и собаках.
Составить рассказ о домашнем питомце и нарисовать рисунок.