МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Зырянского района
Урок – проект
по окружающему миру
«Дикие и домашние животные»
1 класс
составила: Лебедевич Алла Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Зырянская СОШ»
Тема: дикие и домашние животные
Тип урока: урок-проект.
Цель: расширение и обобщение знаний учащихся о домашних животных.
Задачи:
-
уточнить представления учащихся о домашних животных, об особенностях жизни, о пользе, которую они приносят человеку;
-
развивать наблюдательность, внимание;
-
воспитывать бережное отношение к животным.
Предмет и объект исследования: домашние животные.
Проектная деятельность: создание коллажей «Домашние животные».
Актуальность: воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребёнка. Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме — важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам учёного «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу». Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нём чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Мы, взрослые, должны научить ребёнка правильному общению с животными. Мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Эти бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребёнка.
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся:
-
называть внешние отличительные признаки животных;
-
приводить примеры домашних и диких животных;
-
раскрывать особенности жизни животных;
-
рассказывать какую пользу приносят домашние животные человеку.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные:
-
осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные:
-
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
-
учитывать мнения одноклассников в совместной работе.
Личностные:
-
соблюдают основные моральные нормы поведения;
-
имеют представление о причинах успехов в учёбе.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, видеофильмы «Наши любимцы» и «Голоса домашних животных», рисунки и поделки домашних животных, смайлики разных цветов для деления на группы, конверты с пазлами с изображением животных и набором картинок, клей, ватман для работы в группах.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
-
подбор материала и картинок по теме «Домашние животные»;
-
наблюдение за животными, которые живут дома;
-
рисование рисунков и лепка из пластилина животных;
-
подбор фотографий животных, которые живут дома;
-
создание фильма «Наши любимцы».
2. Этап создания проекта
-
проведение урока по теме;
-
индивидуальные творческие задания;
-
самостоятельная работа в группах.
3. Защита проекта
-
презентация продуктов проекта.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок весёлый,
Всех зовёт нас на урок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
(дети садятся)
— Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте с урока, это зависит от вас.
II. Актуализация знаний
— Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о животных, а о каких, вы узнаете, если разгадаете загадки.
(отгадывают загадки, если правильно,
то появляется картинка с изображением животного)
Слайд 1.
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою —
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я…
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её – …
Толстовата, неуклюжа,
Любит грязь и любит лужи,
Любит спать и любит хрюкать,
Пятачком в грязи похлюпать?
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Он зайчишкам младший брат,
И ему ребёнок рад.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.
В нашем доме кто живет?
Молоко из миски пьет.
По ночам мышей гоняет.
Днем на лавке отдыхает.
Больше никаких забот.
Ну, конечно, это…
Ходят модницы за речкой —
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.
— Кто в этой группе животных лишний? Почему?
(ответы детей) (белка исчезает со слайда)
— Вспомните, пожалуйста, каких животных мы называем дикими?
(ответы детей)
— Животные, которые живут в природе самостоятельно: сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе находят или строят жилище, выводят и заботятся о своём потомстве.
— Приведите примеры диких животных.
(ответы детей)
III. Постановка учебной цели
— Молодцы, ребята, справились вы с этим заданием. Теперь вы знаете, о каких животных мы сегодня поговорим?
(о домашних)
— Мы с вами будем говорить о животных, которые живут рядом с нами.
— Каких животных мы называем домашними?
(ответы детей)
— Животные, которых люди разводят и используют в своём хозяйстве, называются домашними. Домашние животные отличаются от диких по многим признакам. Прежде всего, они живут не в лесах и степях, а в коровниках, хлевах и конюшнях и даже в домах, рядом с человеком. Он кормит животных и ухаживает за ними, строит им жилища, заботится о потомстве, лечит.
IV. Открытие нового знания
— Ребята, всегда ли на Земле существовали домашние животные?
Слайд 2.
— Давным-давно, когда ещё на Земле не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними, так появились собаки, которые стали защищать человека от его врагов, помогали ему искать и добывать пищу. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило несколько сотен лет. Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные.
Слайд 3. Но человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, Слайд 4.
(ответы детей) — Со слайда перечисляем то, что ещё не назвали.
V. Физминутка
презентация «Танцуют животные»
Деление на группы
после физминутки дети подходят к столу, выбирают смайлики разных цветов, я – раскладываю конверты по группам, соответствующих смайликам цветов ребята рассаживаются по местам, где лежит конверт такого же цвета как у них смайлик
VI. Этап создания проекта
Каждая группа получила конверт с пазлами с изображением животного и набором картинок.
Задание для групп: необходимо собрать пазл с изображением животного, наклеить его на лист ватмана, из набора картинок выбрать и наклеить подходящие для этого животного картинки и подготовить рассказ об этом животном по плану: Слайд 5. название – можно придумать кличку чем питается? где живет? кто детёныш? какую пользу приносит людям?
VII. Этап защиты проекта
дети представляют свои проекты после выступления каждой группы включаю голос животного, о котором рассказывали ребята — Ребята, а вы любите читать, слушать и смотреть сказки о животных? (ответы детей) — Значит, вы с лёгкостью выполните следующие задание. Слайд 6.
— Героями, каких сказок являются домашние животные, которых вы видите на слайде? (ответы детей)
VIII. Домашнее задание:
тетрадь стр. 13 – из приложения вырезать и наклеить картинки в тетрадь с изображениями домашних животных, о которых ты заботишься. А чтобы вам было легче выполнить это задание, посмотрите фильм.
просмотр фильма «Наши любимцы» (в фильме использованы фотографии животных, которые принесли дети)
IX. Рефлексия
— Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир — прекрасен!» — А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. — Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.