Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».

Учитель: Лукина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов МКОУ «Алнерская основная школа»

Тема: Когда изобрели велосипед?

Тип: изучение нового материала.

Цели

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Познакомить с историей развития и разнообразием современных велосипедов;

Научить приемам запоминания с опорой на наглядность и ассоциации;

Уточнение знаний об устройстве велосипеда.

Обогащать словарный запас обучающихся новыми словами;

Развивать произвольное внимание;

Развивать память, речь, познавательный интерес.

Развивать навыки безопасной езды на велосипеде;

Осуществлять связь с жизненным опытом детей

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные

Личностные:

— научатся сравнивать старинные и современные велосипеды;

— рассказывать об устройстве велосипеда;

— обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

— знать правила безопасной езды на велосипеде;
— выдвигать предположения и доказывать их;

— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

— работать в паре, группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

— определять место на ленте времени

Регулятивные:

Ориентироваться в учебнике, словаре и рабочей тетради;

Принимать и сохранять учебную задачу;

оценивать результат своих действий;

высказывать свои предположения;

сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

давать эмоцинальную оценку деятельности на уроке

Познавательные:

определять сходство и различие объектов; определять части предмета

получать информацию из текста и рисунка в учебнике, справочнике;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

ориентироваться в учебнике, в словаре;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

работать индивидуально, в парах и группах;

оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

— уважение к мнению других;

— мотивация учебной деятельности;

— самоопредение;

— проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир;

— овладеть начальными навыками адаптации в мире;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Методы обучения

Частично-поисковый, практический, интерактивный, деятельностный, объяснительно-иллюстративный

Оборудование

Интерактивная доска, нетбуки, презентация

Лента времени, магниты, бумага, цветные карандаши, карточки с изображением велосипедов, сигнальные карточки (винтики разных цветов), толковый словарь (3 шт), учебник «Окружающий мир» часть 2, автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, памятка езды на велосипеде.

Карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

1.Организационный этап

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Всё проверили? Садитесь!

И с усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

Л – развитие познавательного иснтереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе адекватное отношение к школе.

2. Актуализация опорных знаний

— Сегодня на занятии мы совершим путешествие на машине времени, а помогут нам в этом знаменитые Фиксики. Но, для того, чтобы её запустить, мы должны ответить на вопросы Дедуса:

Когда появилась одежда?

Как люди одевались в прошлом?

Какие виды одежды для разных случаев вы знаете?

Чем одежда древних людей отличается от одежды современных людей?

Что вы узнали об одежде?

-Молодцы! А теперь посмотрите на доску. Здесь находится лента времени. Её нам сделал Профессор Чудаков. Закрепите на ней свои рисунки.

Сначала группа, которая подготовила одежду из прошлого. Где расположим рисунки: справа или слева от настоящего? Теперь группа с одеждой из настоящего.

И, наконец, мода будущего! Спасибо всем!

Одежда появилась в глубокой древности, еще у первобытных людей.

В прошлом люди одевались в шкуры животных.

Я знаю деловую одежду, спортивную, рабочую, одежду для дома.

Одежда древних людей была сделана из шкур животных. Одежда современных людей сшита из ткани.

Одежда появилась в глубокой древности, еще у первобытных людей. Они одевались в шкуры животных. Для каждого случая – своя одежда. Одежда бывает деловая, спортивная, рабочая, одежда для дома.

Распределяют свои рисунки на ленте времени

Л — формирование интереса к учению;

К – планирование учебного сотрудничества

П – умение выделять нужную информацию; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

П — умение делать выводы на основе обобщения знаний

П — умение выделять необходимую информацию для решения поставленной задачи, сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки

Предм. – работа с лентой времени

3. Самоопределение к деятельности

— Вы доказали, что можете воспользоваться машиной времени.

— Сегодня на уроке мы тоже будем отвечать на вопрос «Когда?». А о чём пойдёт речь, мы узнаем, когда отгадаем загадку, которую прислали нам Симка и Нолик (Слайд 1):

«У него два колеса,

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами»

— Что же это? (Щелчок)

— У нас есть слова «когда» и «велосипед». (Слайд 2) Какое же слово нужно вставить, чтобы получился вопрос? (Детям предлагаются слова: появился, сделали, изобрели..) (Щелчок)

— В этом вопросе нам поможет разобраться толковый словарь С.И.Ожегова. У каждой группы есть такой словарь. Откроем его на закладке и прочитаем объяснение значения слов. Выберите одного представителя от группы, который будет читать вслух. Читает 1 группа. Подходит ли данное слово?

2 группа.

3 группа.

Подходит слово «изобрели». (Щелчок)

На слайде высвечивается вопрос «Когда изобрели велосипед?»

— Что мы должны сегодня узнать?

Прочитайте в учебнике. Давайте составим кластер. (Слайд 3)

История

Устройство

Велосипед

Применение

Безопасность

Велосипед

Учащиеся предлагают выбранное слово и объясняют свой выбор

Работают в группе. Находят и читают статью в словаре, определяют, подходит ли оно.

Выдвигают предположения

Читают задачи в учебнике, коллективно составляют кластер

Л – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

П – осуществление поиска информации из собственного опыта, словаря

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение объяснять смысл слова

П — умение пользоваться словарем, вычитывать информацию, данную в явном виде.

Пред. — умение работать в группе,

К — выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам, принимать мнение других

П — умение пользоваться учебником, вычитывать информацию, данную в явном виде.

4. Актуализация знаний на этапе усвоения нового материала.

— Дедус как-то похвастал, что умеет ездить на «бегунке», «костотрясе», «пауке» и велосипеде. Сколько механизмов освоил Дедус? (Слайд 4) Что вам необходимо знать, чтобы ответить на вопрос?

— Нам надо узнать историю изобретения велосипеда. А поможет нам, конечно же Дедус!

— Итак, мы отправимся путешествовать во времени. Как выдумаете, в каком времени мы побываем?

Отсчет времени. (Щелчок)

— Чтобы наше путешествие было интересным, я приглашаю сюда… (ФИ учеников с докладами+Просмотр презентации «Когда изобрели велосипед?» (Слайды 5-7)

— Сколько механизмов освоил Дедус?

— Найдите у себя на партах изображения старинных велосипедов и разместите их на ленте времени. (Слайд 8)

— А теперь Фиксики предлагают отдохнуть. Они придумали для вас физкультминутку. Представим, что мы едем на велосипеде. (Слайд 9)

Мчат колеса по дороге,
Над дорогой мчатся ноги.
Это еду я бегом.
Это я бегу верхом!
Я и сидя бегу,
И встаю на бегу,
И колеса кручу,
И качу,
Куда хочу!

— Как вы думаете, какая часть велосипеда самая главная?

— Из каких ещё деталей состоит велосипед?

— Папус очень любит разбираться в механизмах и в этом ему помагает Нолик. Давайте покажем им, как вы знаете устройство велосипеда.

Разбейтесь на пары. Кому не хватило пары? Выходите к доске. Откройте нетбуки. Подберите подписи к деталям велосипеда. Выполняем работу по очереди.

— Давайте посмотрим, как выполнил работу Нолик. Сравните свои работы. (Слайд 10)

— Скажите, а современные велосипеды отличаются от старинных? Можете назвать чем?

— Правильно. После изобретения, велосипед менялся. Давайте посмотрим, что приготовила нам Симка.

— В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеда делятся на: дорожные, спортивные, подростковые, детские, специальные.

(Слайд 11) Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль. Вы видели такой велосипед?

(Слайд 12) Спортивные велосипеды имеют облегченную конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. А такой велосипед вы видели?

(Слайд 13) Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколесный велосипед. Он может развивать скорость до 70 км/ч. А этот велосипед вам знаком?

— Ребята, а у вас есть велосипед? К какому виду он может относиться? Правильно, ваш велосипед – подростковый. (Слайд 14)

— А на каком велосипеде вы начинали кататься? Опишите его. Такой велосипед называется детским. (Слайд 15)

(Слайд 16) Специальные велосипеды – это цирковые, грузовые, велоколяски. (Слайд 17) А ещё есть водные велосипеды.

— Фиксики приготовили для вас сюрприз – это веселая физкультминутка. Повторяйте движения за мной. (Слайд 18 — Помогатор)

— В каком времени мы сейчас находимся?

— Возьмите рисунки с изображением современных велосипедов и разместите их на ленте времени.

— А теперь пришло время отправиться в будущее. (Слайд 19)

— И вот задание от Профессора Чудакова: помогите ему придумать велосипед будущего. Возьмите чистый лист и цветные карандаши и пофантазируйте. Но есть одно условие – эту работу нужно сделать быстро. Нам нельзя долго находиться в будущем, чтобы его не изменить.

— Посовещайтесь в группе и скажите, чем будут отличаться велосипеды будущего.

— Разместите свои велосипеды на ленте времни

— Молодцы, ребята! А теперь вернемся в настоящее и попробуем ответить на вопрос ДимДимыча: (Слайд 20) Для чего современному человеку велосипед? (Прием «Мозговой штурм») обсудите ответы на этот вопрос в группах и дайте свои ответы.

— Оказывается велосипед очень нужная и полезная вещь. Это самый экологичный вид транспорта. А ещё велосипед укрепляет наше здоровье. Мася и Папус считают, что любая вещь должна быть безопасной. Вы знаете правила безопасного использования велосипеда?

— Откройте учебник на с.23 и прочитайте.

— Какие правила нужно соблюдать при езде на велосипеде? Раздать памятки.

Высказывают предположения

Высказывают предположения

Знакомство с историей изобретения велосипеда. Выделение нужной информации для ответа на вопрос: Сколько механизмов освоил Дедус?

Ответы детей.

Находят рисунки и размещают на ленте времени

Повторяют движения

Предположения детей.

Работают с учебником.

Предположения детей

Работа в парах. По одному представителю от группы выходят к доске и выполняют задание

Сравнение выполнения задания с оригиналом.

Ответы детей на основе полученных знаний и личного опыта

Смотрят презентацию и слушают рассказ учителя.

Ответы детей в зависимости от личного опыта.

Выполняют физминутку.

Предположения учащихся

Находят рисунки с современными велосипедами и размещают их на ленте времени

Создают рисунки велосипеда будущего.

Предположения детей

Размещают рисунки на ленте времени

Работа в группах

Высказывание предположений

Ответы детей

Работают с учебником

Обобщают прочитанное

П — определять сходство и различие объектов; получать информацию из текста и рисунка;

Пред. — выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; определять место на ленте времени

К — оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других;

Р – осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, оценивать правильность выполнения действий на основе адекватной ретроспективной оценки.

Пред. — рассказывать об устройстве велосипеда; выдвигать предположения и доказывать их;

Р — ориентироваться в учебнике; высказывать свои предположения; сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

К — работать в парах; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

П — определять части предмета; получать информацию из текста и рисунка в учебнике

Р – осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, оценивать правильность выполнения действий на основе адекватной ретроспективной оценки.

5. Актуализация знаний на этапе закрепления

— Фиксики предлагают вам сыграть в игру «Верю – не верю». (Слайд 21) У вас на столах лежат таблицы, возьмите их. Не забудьте взять ручку. В табличке записаны номера с 1-го по 8-ой. Я буду читать вопросы, а вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак + , если верите, или – если не верите. (Щелчок 2 раза)

Вопросы:

Верите ли вы, что

  1. .., первый велосипед изобрели 10 лет назад (-)

  2. .., он был деревянный (+)

  3. .., у велосипеда не было педалей (+)

  4. .., самокат, паук, костотряс – это всё название разные виды транспорта (-)

  5. .., есть велосипед с одним колесом (+)

  6. .., есть двухместные велосипеды (+)

  7. .., для велосипедистов не существует правил езды (-)

  8. .., на велосипеде по улице можно ездить с 14 лет (-)

— Проверьте (Щелчок)

— Выполнение заданий в рабочей тетради

С.18 №3 (Самооценка.) дополнительно, если позволит время.

Работа в парах с таблицей

Выполняют задание и оценивают себя

Р — прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Л – понимать значение знаний для человека и принимать его.

6. Рефлексия

— Давайте вспомним какие задачи мы поставили на этот урок. (Чтение задач урока с. 22, если не вспомнят)

— Вернемся к нашему кластеру. Все ли поставленные задачи были решены? (Слайд 22)

— Фиксикам очень интересно, как вы себя оцените, поэтому воспользуйтесь их гаечками: (Слайд 23)

Зелёный винтик – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;

Желтый винтик – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;

Красный винтик – допущено много ошибок, работой не доволен.

— Посмотрите, на что похожи наши гайки? (На светофор Щелчок). К чему же нам надо стремиться? (К зеленому цвету – выполнять работу без ошибок и быть довольным своей работой. А ещё – выполнять правила дорожного движения)

— Поднимите руку те, кому сегодня было интересно.

— А теперь поднимут руку те, кто узнал что-то новое.

— Кому сегодня было трудно? В чем? — Какими знаниями вы поделитесь с родителями, друзьями?

— Вам понравился урок?

— Вы сегодня поработали очень хорошо! Фиксики и я говорим вам СПАСИБО! (Слайд 24)

Ответы детей

Сравнивают кластер со своей работой на уроке

Оценивают свою работу на уроке

Р — оценивать результат своих действий; давать эмоцинальную оценку деятельности на уроке

П — делать выводы в результате совместной работы всего класса.

7. Актуализация субъективных знаний

Рекомендации для занятий дома

— Ребята, если у вас есть велосипед, нарисуйте его или сфотографируйте и наклейте фотографию в рабочую тетрадь с. 17 задание №2. С.23 учебника (вывод)

— вырезать из приложения детали велосипеда и собрать его.

Дополнительные задания

В жизни человека бывают разные ситуации и надо уметь находить правильные решения, оказавшись в них. Мудрая Черепаха прислала вам задания:

1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Езжай скорее сюда, будем кататься в моём дворе!” Ваши действия?

2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Ваши действия?

3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?

Какой можно сделать вывод?

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here