ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ ЖАКА-ИВА КУСТО
Методическая разработка урока
окружающий мир
1 класс
Тема урока: Наши помощники-органы чувств
Автор: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №4 Кусто
Голубева Ирина Анатольевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
Урок окружающего мира в 1 классе.
Учитель:Голубева И.А.
Тема: Наши помощники – органы чувств.
Цели: уточнить представление учащихся об органах чувств и сенсорных способностях человека, их роли в жизни человека; проверить уровень сенсорного развития первоклассников , научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: — иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни; научится проявлять заботу о своём здоровье, беречь органы чувств: зрение, слух, обоняние и др.
Метапредметные:
Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: проявлять интерес к изучению темы, способность к самооценке; осознавать ответственность человека за общее благополучие.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» авт. Н.Ф. Виноградова, тетрадь «Окружающий мир» авт. Н.Ф. Виноградова, карточки с названиями органов чувств, аудиозапись звуков, подбор предметов для различения на ощупь, для зрительного восприятия, стаканы с водой для различения на вкус, флакончики с ароматизированным маслом .
Ход урока
I.Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
—На прошлом уроке мы начали изучать большую тему «Здоровье» и искали ответ на вопрос «Только ли от врачей зависит наше здоровье». Напомните, к какому выводу вы пришли? (Здоровье зависит от нашего поведения, здорового образа жизни)
— Как хорошо, когда человек здоров, у него ничего не болит! Про такого человека говорят «У него организм работает, как часы», т.е. все органы, как детали часов, работают слаженно, без сбоев.
— Как вы думаете, надо ли обычному человеку не врачу, не доктору изучать, знать свой организм? Почему? (Ответы детей)
Если здоровье организма зависит от нашего поведения, то мы должны изучать свой организм, чтобы знать, что для него вредно, а что полезно.
— Сегодня мы будем изучать наш организм.
Тема: «Наши помощники – органы чувств»
Поднимите руку, кто слышал выражение органы чувств.
Сегодня мы уточним, что такое органы чувств, узнаем, какую помощь они оказывают человеку и что надо делать, чтобы они хорошо работали.
В словаре Ожегова сказано: “Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение”.
-Готовы ли вы сами определить эти органы?
Я помогу вам, дам некоторые подсказки.
Итак, с помощью этих органов человек познаёт, воспринимает окружающий мир.
(Если у детей возникнут трудности, то необходимо подвести их к мысли воспользоваться своим житейским опытом.)
Записать ответы детей на доске
– Сейчас я предлагаю исследовать наши предположения и определить, являются ли органы чувств нашими помощниками. А кто такие исследователи?
– Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Мы будем исследовать человека.)
III. Изучение нового материала.
-
Орган зрения – глаза.
– Проведём небольшой опыт.
— Закройте глаза. Возможно ли, не глядя, назвать предмет, что у меня в руке?
— Откройте глаза. И что же? Какой орган помог вам в этом? В чём заключается их помощь?
Глаза помогают нам видеть форму, размер, цвет предмета.
– Глаза ещё называют органом зрения.
– Глаза – очень важный орган. Большую часть информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Весь день, пока мы не уснём наши глаза в работе. Очень важно их беречь.
Откройте учебники на с.58
Рассмотрите внимательно рисунки, подумайте, что вредно для глаз, что полезно.
Сформулируйте правила, которые необходимо выполнять, чтобы сохранить зрение.
– Проведём небольшую гимнастику для глаз.
-
«Бабочка»: сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать.
-
«Сова»: сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть их.
-
«Муха»: представьте себе, что на доске муха. Я буду вам называть направление, а вы будете глазами показывать, где должна находиться муха.
-
Орган слуха – уши.
–Проведём ещё одно исследование. Игра «Угадай, чей голосок». Сейчас вы с закрытыми глазами должны будете отгадать, кому или чему принадлежат звуки. (Включаю звуки: пение кукушки,гроза )
– Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты? (Услышали)
– Какой орган помог вам в этом? (Уши)
– Сделайте вывод, в чём помогают уши.
– Уши называют органом слуха. У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук.
– Как вы думаете, а нужно ли беречь орган слуха? Как? (Необходимо следить за чистотой ушей, каждый день мыть их тёплой водой с мылом, опасаться попадания в ухо предметов, которые могут его травмировать.)
– Что ещё важно? Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 57. О чём они? (О влиянии излишнего шума на органы слуха.)
-
Язык – орган вкуса.
– Проведём очередное исследование. Перед вами на столе стоят стаканы. В них налиты вода и сок. Как можно с закрытыми глазами определить что в каждом стакане?
– Один ученик получает стакан с водой и соком, проводит наблюдение.
– Какой орган вам помог? (Если учащиеся назовут рот, необходимо предложить ещё раз сделать глоток и понаблюдать, что во рту реагирует на вкус)
– Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)
-
Нос – орган обоняния.
– Проведём ещё одно исследование. В одном флаконе зёрна кофе, а другом – дольки чеснока. Как вы можете распознать запахи? Попробуйте это сделать.
– Сделайте вывод. (С помощью носа человек распознаёт запахи)
– Нос – орган обоняния. Обоняние – очень важная способность чувствовать и различать запахи.
-
Кожа – орган осязания.
– Как ,не глядя, определить, что лежит в этой корзине?
– Ещё один орган чувств – кожа, орган осязания.
– Какую помощь оказывает нам кожа? (Различаем тепло, холод, острые предметы. Если учащиеся называют не всё, предлагаю потрогать кончик иглы, кусочек льда, их форму)
– Кожа – верный защитник. Её нужно беречь, содержать в чистоте.
IV. Закрепление изученного материала.
– Итак, мы закончили исследования.
– Сколько органов чувств у человека? Перечислите их. (С опорой на таблицу)
– Какой вывод вы можете сделать? (Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя. Поэтому к ним нужно бережно относиться.)
– Сравните свой вывод с тем, который сделали авторы учебника.
Практическая работа.
Работа в группах.
Сейчас вы проверите работу некоторых органов чувств.
Задание 1.
Перед вами 3 флакончика, отмеченных цветной резинкой, с ароматом разных растений. В одном – масло пихты, в другом – масло апельсина, в третьем – масло мяты.
Определите, какое масло в каждом флакончике. Закрасьте ячейку с названием карандашом того же цвета, что и резинка.
Проверка
Работу какого органа вы наблюдали, выполняя это задание.
Задание 2.
Пред вами мешочки с предметами. Определите, что находится в мешочке, только с помощью руки. Запишите название предметов.
Проверка
Назовите орган, который помог вам выполнить это задание.
– Отгадайте загадки. О каких органах чувств идёт речь?
Между двух светил
В середине я один.
(Нос.)
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
(Язык, глаза, уши.)
У зверушки – на макушке,
А у нас – около глаз.
(Уши.)
Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык.)
-
Работа в парах.
– Откройте тетради на с.25. Выполните задания.
V. Рефлексия.
– Ответили вы на вопросы, которые ставили в начале урока?
– Какие органы помогают нам узнавать мир?
– Важно ли применять в жизни знания, полученные на уроке?
– О чём бы вам хотелось рассказать своим близким?