Конспект урока по познанию мира в 1 классе
на тему: Комнатные растения
Цель: сформировать представления о комнатных растениях
Задачи:
Образовательные:
— сформировать представление о нескольких видах комнатных растений
— сформировать навык ухода за комнатными растениями
Развивающие:
— развитие зрительного восприятия при работе с реальным предметом
— развитие мышления при работе с алгоритмом
-развитие памяти при воспроизведении уже известных знаний
— развитие координации во время выполнения физкультминутки
Воспитывающие:
— воспитание аккуратности при работе на уроке
— воспитание бережного отношения к учебным вещам
-воспитание интереса к предмету и окружающему миру
Оборудование:
Комнатные растения (катус, диффинбахия, орхидея), карточка с заданием, ватман, клей, заготовки для кластера
Ход урока:
Психологический настрой
Упражнение «Комплимент»
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.
— Какой сегодня день?
— Какая сегодня погода?
— Как изменились растения?
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Беседа- размышление.
На прошлом уроке мы изучали строение растений.
— Назовите части растений.
— Какая часть (на ваш взгляд) главнее?
— Без какой части растение может прожить?
А вот и сами части растений.
Этап проверки ранее усвоенных знаний
Инсценировка, спор
КТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ?
«Корень», «Стебель», «Листья», «Цветок», «Семена»;
КТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ?
Вот заспорили как-то части растения: кто из них самый главный?
Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю! Только то, что я первым из семян появляюсь, говорит о моей важности!
Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А тебя, корень, я могу вырастить и так.
Стебель (возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькиетрубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Немного отдохну зимой, а с приходом тепла снова берусь за работу. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.
Цветок (удивленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный… Все, что вы делаете, — это все для меня! Не будет меня, — не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Все, что вы получили из почвы, воздуха, воды, света, — вся эта забота обо мне. Будет цветок — будут семена, а, следовательно, будет растение.
Семена. Ваши пререкания пусты.
Я — главнее всего! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды, — все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению.
Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!
3. Дискуссия.
— Доказать, что ваша часть главнее.
— Какое значение имеет каждая часть?
4. Выводы.
— Почему лист не может жить без корня?
— Какое значение имеет цветок для растения?
— Какая же часть растения самая главная?
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Что украшает наш класс?
— Есть ли у вас дома комнатные растения?
Какие?
— Объясните название «комнатные».
Какова тема нашего урока?
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит, комнатные растения — источник красоты.
Просмотр презентации по теме урока
Физминутка .
-А для чего еще нам нужны комнатные растения?
Комнатные растения-
Это источник
На доске:
-В конце урока мы должны будем дополнить эту схему.
Проблемная ситуация:
Деление на тройки (стикеры — цветочки)
— Перед вами на столе стоят комнатные растения.
— сможете ли вы их назвать?
— Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
— Что нам в этом поможет? (книга, учебник, учитель)
Практическая работа в группах.
Работа в группах. Построение проекта выхода из затруднения.
1) — Чтобы узнать, как они называются, выполните практическую работу.
— Работать будете в группах. ( Назначить ответственных).
— У вас на парте лежат конверты. Достаньте листок с описанием растения.
— У каждой группы свое растение.
— Работать будем по плану:
План.
1. Прочитайте описание комнатного растения,
2. Обсудите между собой, какое из растений подходит под это описание.
3. Запомните, как оно называется и его основные признаки.
4. Выберите растение и прикрепите к нему название.
5. Докажите, что именно это растение подходит под это описание.
Презентация групп
Оценивание групп по составленным критериям.(стикер)
— Давайте еще раз проговорим названия новых растений.
— У многих растений довольно сложные названия, которые иногда выговорить непросто. Поэтому читайте названия очень внимательно, обязательно смотрите на ударения.
4. Рефлексия.
Какая тема урока была сегодня?
Вернёмся к нашей записи на доске и составим кластер
(составление кластера учащимися, из заранее заготовленных карточек, выбирают только то, что им подходит)
-Для чего нужны растения?
Коллективная защита кластера
Комнатные растения
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут
Вручение памяток «Правило ухода за растениями»
— понравился ли вам урок? С каким настроением вы уходите домой?
Выразите своё настроение на смайликах, дорисовав им ротик.
5.Выставление оценок за урок.
6. Рекомендации для занятий дома.
Работа в дневниках наблюдения
Дома и в школе вы видите комнатные растения. Их часто называют «заморскими гостями». Это потому что семена и ростки этих растений привезли из далеких жарких стран. Люди приспособили их к жизни в помещениях, поэтому их называют комнатными.
Комнатные цветы не только создают уют, но и приносят пользу. Они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение. Поэтому если вы хотите жить в чистом доме обзаведитесь несколькими растениями.
Но не просто обзавестись, но и создать для них условия. Тем, у кого есть комнатные растения, необходимо помнить, что они живые. За ними нужно ухаживать: поливать, рыхлить почву, стирать с листьев пыль.