Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 40
«Утверждено»
Директор ____________________________________ Т.П.Мишуровская
|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Я — исследователь»
для учащихся 2 класса
на 2014-2015 год
Учитель ___О.Г. Моравец._____
Категория _____ первая________
Калининград, 2014
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Я- исследователь» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом, программы формирования универсальных учебных действий и обеспечена учебным пособием . Савенкова А. И. Методика организации игр — исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. – 2004. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Программа “Я — исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех .
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса «Я – исследователь»
Цель программы: создание условий для успешной реализации
детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи программы:
-
формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-
формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
-
формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
-
формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
-
развитие познавательные потребности и способности, креативность.
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям.
Проект — это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей.
Особенностью подхода к работе над проектами является
двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Выбор темы.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов –энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, ком_пакт_диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельныелюди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
Выбор проектов.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Реализация проектов.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач). газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Презентация проекта.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, ролевые, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества
Место в учебном плане
Курс «Я — исследователь» является программой внеурочной деятельности и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей.
Во 2 классе курс включает 34 занятия: одно занятие в неделю. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников .
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса « Я — исследователь»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
— Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
— Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
— Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
— Умение находить несколько вариантов решения проблемы
— Умение устанавливать причинно-следственные связи
— Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
— Умения и навыки работы в сотрудничестве:
— Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
— Умение выдвигать гипотезы
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
— Создавать рисунки в графическом редакторе;
— Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
— Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
-
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
-
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
-
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
-
С уроками окружающего мира.
Содержание занятий.
2 класс (34 часа)
Тема Что такое исследование? — 2ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема Как выбрать тему исследования?— 2 ч
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема . Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: — метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема . Коллективный проект «Мои домашние питомцы»— 3 ч
Тема . Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема . Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.— 4ч
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема . Коллективный проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках» 2ч
Тема Коллективные игры-исследования — 4ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема . Проект «Моя семья» — 2ч
Тема . Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» 4ч
Учиться выбирать дополнительную литературу.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема . Проект «Моя малая родина» 3ч
Тема . Защита творческих проектов.4ч
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися
Тематическое планирование курса
Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учебн. ОЭР | УУД | Формы контроля | |
1-2 |
| Что такое исследование | Что можно исследовать? Формулирование темы. Как задавать вопросы? Банк идей. Подготовка к проекту «Мои домашние питомцы» | Исследование, идея, проект. | 2 | 1. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/taxonomy/term/577 2. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/node/1070 3. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/node/1067 http://pedsovet.su/load/143 | личностные
познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; — основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Текущий: работа в группах, Беседа, выставки готовых работ, консультации
|
3-4 |
| Как выбрать тему исследования | Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования. Подготовка к проекту «Мои домашние питомцы» | Тема, предмет, объект исследования. Домашние питомцы | 2 | |||
5-6 |
| Наблюдение как способ выявления проблем | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | Наблюдение и наблюдательность.
| 2 | |||
7-9 |
| Коллективный проект «Мои домашние питомцы | Коллективный проект «Мои домашние питомцы» | Коллективный проект | 3 | |||
10-11 |
| Библиотечное занятие « Знакомство с информационными справочниками | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. Подготовка к проекту «Числа в загадках, пословицах, поговорках» | Понятия: гипотеза, провокационная идея.
| 2 | |||
12-14 |
| Выдвижение идеи. Развитие умения видеть проблемы. | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Подготовка к проекту «Числа в загадках, пословицах, поговорках»
| Понятия: гипотеза, провокационная идея.
| 3 | 1. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/taxonomy/term/577 2. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/node/1070 3. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/node/1067 http://pedsovet.su/load/143 |
| |
15-16 |
| Коллективный проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках» | Коллективный проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках»
| «Числа в загадках, пословицах, поговорках | 2 | |||
17-18 |
| Коллективные игры-исследования. | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Методика проведения самостоятельных исследований. Подготовка к проекту . «Моя семья»
| Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
| 2 | |||
19-20 |
|
| Индивидуальные творческие работы. Подготовка к проекту . «Моя семья»
|
| 2 |
| коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
21-22 |
| Проект « Моя семья» | Проект «Моя семья»
|
| 2 | 1. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/taxonomy/term/577 2. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/node/1070 3. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/node/1067 http://pedsovet.su/load/143 | ||
23-24 |
| Библиотечное занятие « Знакомство с информационным справочником» | Библиотечное занятие. «Знакомство с информационными справочниками. Учимся выбирать дополнительную литературу» Сбор материала для исследования. Подготовка к проекту «Моя малая родина» | Справочник, энциклопедия, сайты Интернета. | 2 | |||
25-27 |
| Проект « Моя малая родина» | Обобщение полученных данных. Подготовка к защите. (практическое занятие.) Подготовка к проекту «Моя малая родина» |
| 3 | |||
28-30 |
|
| Проект ( в группах по 5-6 человек)«Моя малая родина»( с использованием презентаций) | Презентации проектов учащимися
| 3 | Защита индивидуальных творческих проектов. | ||
31-34 |
| Защита проектов | Индивидуальные творческие работы. Защита проектов |
| 4 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учителя
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-
Стандарт начального общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
-
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
-
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
-
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. — М. БАЛЛАС,2008
-
. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. — 2006, №2.
-
Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.
Интенет –ресурсы: 1. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/taxonomy/term/577
2. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/node/1070
3. Цифровые образовательные ресурсы. www.eor-np.ru/node/1067
4. http://pedsovet.su/load/143
Литература для учащихся
-
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
-
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
-
Интернет — ресурсы
Технические средства обучения
Рабочее место учителя (Компьютер, интерактивное обордование)
Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная доска.
Система оценки планируемых результатов
В учебном курсе «Я — исследователь» предусмотрено безотметочное обучение и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используется «портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
-
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
— пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
-
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).