Предмет: Окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема

Откуда берутся снег и лед?

Цель

Организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: Откуда берутся снег и лед?

Задачи

Образовательные: продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений;

познакомить со свойствами снега и льда;

Развивающие: развивать мышление, внимание, память учащихся;

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формируемые УУД

Личностные УУД:

учить:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

— участвовать в оценке работ, ответов одноклассников;

— стремление к самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные УУД:

учить

— выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

— применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

— организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

— ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы

Познавательные УУД:

учить планировать, анализировать свою работу;

— проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;

— строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

— работать индивидуально;

— допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

— формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:

— получат в ходе исследования и сравнения знания, что снег и лёд — это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам

Метапредметные: освоение приёмов поиска нужной информации через практическую деятельность; умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, формирование ИКТ–компетентности, развитие умения анализировать итоги (результаты)своей деятельности

Основные понятия

Снег, лёд, вода, температура, жидкое и твёрдое состояние.

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, чтение

Ресурсы:

  1. Компьютер, проектор, экран.

  2. Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?»

  3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, — М.: Просвещение, 2011.

  5. Цветные карандаши.

  6. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.

  7. Системы PROlog, PROclass

Формы деятельности

Ф — фронтальная, И — индивидуальная, П — парная, Г — групповая

Дидактическая

структура

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Формы деятельности

Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне;

создание благоприятной обстановки.

Время: 2 мин

Организационный момент, положительная мотивация к уроку

Настраиваются на учебную деятельность

-Мир природы удивителен! Сколько интересного можно узнать! Сколько тайн разгадать! Но самое замечательное, что все наши открытия позволят нам лучше узнать окружающий мир, а значит сделать его для нас полезным, интересным и безопасным.

— Я желаю вам удачи и новых открытий!

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Коммуникативные:

— организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Ф

Проверка домашнего

задания

Цель:

повторить изученный материал;

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке;

— актуализировать имеющие знания

— обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

Время:7 мин.

Диалог с целью актуализации знаний.

Работа с презентацией.

Ответы на вопросы учителя

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Электричество необходимо. Почему?

-Безопасно ли электричество?

-Какие правила нужно соблюдать?

— А откуда же приходит в наш дом электричество?

-Какое природное богатство помогает людям добывать электричество?

-Где в природе встречается вода?

-Какое сейчас время года?

-А можно ли зимой в природе встретить воду? Где? В каком состоянии?

-Можно ли утверждать, что снег и лёд — это замёрзшая вода?

-Как в этом убедиться?

-Если и то, и другое состоит из воды, то почему же эти вещества выглядят по-разному?

-Можно ли из воды, которая получилась при таянии снега и льда, снова получить эти вещества? Как?

-Постараемся ответить на эти вопросы.

Регулятивные:

— умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

— вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

— выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Ф

Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Время:3 мин.

Диалог с целью актуализации знаний.

Ответы на вопросы учителя,

Формулирование гипотез

Тема нашего урока «Снег и лёд».

-Какие гипотезы (предположения) можем выдвинуть? Записываем на доске.

  1. Снег и лёд при нагревании тают.

  2. Снег и лёд — это состояния воды.

  3. Снег и лёд имеют одинаковые свойства.

  4. Снег и лёд можно получить, заморозив воду.

Как же ответить на наши вопросы и подтвердить (опровергнуть ) наши предположения?

-Проделать опыты.

Метапредметные: умение высказывать и пояснять свою точку зрения

Ф

Открытие нового знания.

Цель:

-решение детьми

учебной задачи с помощью

выбранного

метода,

-работа по инструкции с

фиксированием результатов

в таблице;

— обеспечить восприятие

и осознание учебного

материала, содействовать

усвоению обучающимися

способов, которые привели

к определенному выводу.

Время: 10 мин.

Демонстрационные опыты со снегом и льдом.

Организовать работу в группах.

Презентация

Практическая работа.

Работа в группах.

Работа по алгоритму.

1.Учитель нагревает снег и лед на спиртовке (снег и лед тают, образуется вода).

Выводы:…………………

Снег

Лёд

Цвет

+

Прозрач-ность

+

Хрупкость

+

Рыхлость

+

Состояние

Твёрд.

Твёрд.

Дети работают в группах, сравнивают снег и лёд, фиксируют результаты в таблице:

Выводы:………………………….

-Снег и лед имеют разные свойства, но что общего у снега и льда? (снег и лед при таянии превращаются в воду).

-Можно ли утверждать, что температура воды выше температуры снега?

Определяем температуру воды и снега (система PROlog).

-Могут ли снег и лёд оставаться в своём состоянии в нашем классе?

-А на улице? Почему?

-Измерим температуру в помещении и на улице.

Выводы: температура воды выше температуры снега.

Для того, чтобы снег и лёд не таяли, температура должна быть минусовой, ниже 0.

-Как вы думаете, откуда берутся снег и лед? (ответы детей)

Презентация «Как образуется снег?»

-Можно ли получить снег в домашних условиях? А лёд?

Личностные:

— эмоционально-ценностное отношение.

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

уметь планировать, анализировать свою работу;

строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

— умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;

— умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

— допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

— формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Предметные:

— узнают, что снег и лёд — это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.

Метапредметные: освоение приёмов поиска нужной информации через практическую деятельность

Г

Первичное закрепление новых знаний.

Цель:

— обеспечить проговаривание обучающимися нового знания и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.

— организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

— стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.

Время: 4 мин.

Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи.

Работа с учебником.

Работа с учебником.

Работа по учебнику.

Личностные:

— ответственное отношение к выполнению заданий.

Регулятивные:

— умения вести самостоятельный отбор информации;

— умение выполнять учебное действие.

Познавательные:

уметь планировать, анализировать свою работу;

— строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

— умение работать индивидуально и в парах

Предметные:

— использовать приобретенные знания и умения

И, П

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Создание ситуации успеха.

Цель:

— установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию;

— каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Время: 3мин.

Работа в Рабочей тетради.

Самопроверка.

Работа в Рабочей тетради.

На стр.20, задание 1 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу. Соедините самостоятельно стрелками.

Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде и оцените свою работу.

Личностные:

— участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

— стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

— оценивать достигнутые результаты.

Предметные: использовать приобретенные знания и умения Метапредметные:

— выполнение работы по образцу.

И

Включение новых

знаний в систему

знаний и

повторение.

Цель:

включение нового знания в систему знаний

Время:7 мин.

Беседа о свойствах снега и льда в природе. Работа с учебником.

Использование ИКТ

-Как в домашних условиях воду превратить в лёд?

(с.68 учебника).

— Для чего?

— Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

— А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.

— Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.

— Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.

— Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо?

— Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов).

Личностные:

— участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

— стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

— применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

— организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

— выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

уметь планировать, анализировать свою работу;

Метапредметные: умение высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром

Ф

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель:

— совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Время: 4 мин.

Использование ИКТ

PROclass

Тест

Система контроля PROclass

-Снег при таянии превращается в воду. (да, нет)

— Если вода замерзает, она превращается в лед. (да, нет)

— Снег бесцветный. (да, нет)

— Лед прозрачный. (да, нет)

— У снежинки 5 лучей. (да,нет)

— Снег рыхлый. (да, нет)

— Лед хрупкий.(да, нет)

— Снег непрозрачный. (да, нет)

— Все снежинки одинаковые.

(да,нет)

Выводы

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

— участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

— ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

-умение анализировать итоги своей деятельности

Коммуникативные:

— формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

— умения систематизировать знания по теме «Снег и лёд»

Ф

И

Рекомендации для занятий дома

Цель:

— обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Время:3мин.

Задание на выбор и по желанию обучающихся.

1.Получить лёд.

2.Рассмотреть снежинки.

3.Рассмотреть воду, образовавшуюся в результате таяния снега и льда. Попробовать (на основе увиденного) объяснить, почему нельзя облизывать сосульки и есть снег.

4. Прочитать статью в учебнике, выполнить задания в рабочей тетради.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

— стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

— ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

— организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

— выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

уметь планировать, анализировать свою работу;

— строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

— работать индивидуально;

— задавать вопросы.

Предметные:

— умения систематизировать знания по теме.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here