Конспект урока окружающего мира в 1 классе

по УМК «Перспективная начальная школа»

Хлямина Сажида Жакслыковна, учитель начальных классов

Астраханская область Приволжский район

МКОУ «ООШ поселка Начало»

Тема урока: «Как животные весну встречают»

Цели:

Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;

Предметные: формировать представление детей о разнообразии животного мира, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;

Метапредметные:

Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .

Оборудование: медиа проектор, экран, компьютер, телеграмма от Маши и Миши; фонограмма с записью голосов птиц и музыкой П.И.Чайковского « Времена года»; карточки с изображением животных, зимующих и перелётных птиц, насекомых; презентация к уроку «Как животные весну встречают»; сенсорные кресты.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

УУД

I.ОРГ. ЭТАП

Создание мотивации к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ребята, пришла телеграмма от Маши и Миши:

«Дорогие первоклассники! Мы приглашаем вас на экскурсию в природу. Здесь так много интересного»

— Садимся в наш вертолет и отправляемся в полет.

(Звучит музыка П. И. Чайковского: «Времена года. Март.»

СЛАЙД 1.

УЧЕБНИК стр. 50-51

— В полете нас сопровождает музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Март»

Как вы думаете, какая тема нашего урока, если нам нужно ответить на вопрос: Как животные весну встречают?

Желаю успехов в работе на уроке.

Чтобы каждый в конце урока смог сказать:

Я понял…

Я умею…

Я знаю…

Коммуникативные и личностные УУД

формируются личностные ууд –мотивация к учебной деятельности.

познавательные получение новой информации

II ЭТАП ПОДГОВКИ К АКТИВНОМУ И СОЗАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ:

— Итак мы отправляемся на вертолете вместе с Машей и Мишей в путешествие.

Что мы видим с вертолета?

-Что видят Маша и Миша?

Изменилась ли жизнь животных с приходом весны?

Коммуникативные и личностные УУД

формируются личностные ууд —

формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения

Познавательные

получение новой информации

III ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

-Кто назовет тему урока? («Как животные весну встречают»)

— Кого из насекомых вы видите? (бабочку)

— О каких еще насекомых вы знаете?

СЛАЙД стр106

СЛАЙД стр.78

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели?

Что мы будем делать для достижения этой цели?

Зачем нужно знать эти сведения? Нужны ли эти знания для достижения цели урока?

Что общего в этих животных?

— Как зимовали насекомые? (спали в укрытиях)

Как изменяется их жизнь с приходом весны? (пробуждаются, выползают из зимних спаленок

личностные – умение сотрудничать, регулятивные – умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения, познавательные

получение новой информации ,умение вычленять нужную информацию из общей информации, коммуникативные – умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера.

IV ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ:

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ стр. 52.

1. Беседа по картинке

— Каких бабочек можно увидеть ранней весной?

— Послушайте сообщения детей о бабочках. (стр. 53 Хрестоматия)

— Землю нередко называют планетой людей. Оказывается, это не так. Специалисты по насекомым считают, что на нашей планете насекомых больше, чем людей ( на каждого человека на земном шаре приходится 250 млн. насекомых, из них 130 тыс. бабочек.

Как вы догадались?

-Откуда у вас эти знания?

Что нового было в этом сообщении для вас?

познавательные

получение новой информации

умение использовать знаково – символические средства,

регулятивные – умение оценивать свои знания и делать выводы.

V. ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Работа с сенсорными крестами)

VI. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ:

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ

2. Рубрика «Это интересно»

— А вы знаете, что некоторые бабочки улетают на зиму в теплые края?

Об этом вы узнаете, прочитав рассказ «Вот это да!» на станице 51.

-Некоторые бабочки в конце лета и начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке. Перелеты бабочек напоминают перелеты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодежь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной и возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далекий перелет. Это репейница, монарх.

А вы знаете, что некоторые бабочки улетают на зиму в теплые края?

Об этом вы узнаете, прочитав рассказ «Вот это да!» на станице 51.

Познавательные и регулятивные

формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию,

получение новой информации

VII ЭТАП ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ НОВОГО:

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 51.

СЛАЙД 1.

СЛАЙД

-Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан.

Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Давайте послушаем пение птицы, которая прилетает первой.

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА (пение грача)

— Его называют вестником весны. В народе говорят:

СЛАЙД «Увидел грача – весну встречай»

— Найдите грачей на картинке.

— Чем они заняты?

— Грачам достаточно проталины, чтобы разыскать себе корм – выкопать из земли личинок.

СЛАЙД Словарь Ожегова

Проталины – место, где стаял снег и

открылась земля.

-А насекомоядные птицы – стрижи, кукушки, соловьи, ласточки, иволги, жаворонки – прилетают, когда появляются насекомые, которыми они питаются.

СЛАЙД

-А кто еще просыпается весной? (ужи, лягушки, жабы, змеи, ежи, ящерицы, медведи, барсуки)

А как встречают весну птицы?

Кто узнал голос этой птицы? (грач)

Объясните, что такое проталины.

личностные проявление интереса и терпения при выполнении, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативныеформировать умение сотрудничать для достижения цели.

Познавательные:

— формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов в Толковом словаре, находить значение незнакомых слов в словаре,

получение новой информации

VIII ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО:

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ СТР.34-35.

1. Работа в парах.

— Найди гнездо для каждой птицы.

СЛАЙД учебник стр.51…гнезда

СЛАЙД Певчие птицы стр.121

1.Игра «Где чье гнездо?»

2. Работа в тетрадях стр.35

-Нарисуй гнездо кукушки.

Почему вы так думаете?

Что нового было в этом задании для вас?

-Откуда вы узнали сведения, полезные для вас?

— Каких водоплавающих птиц вы знаете?

(- Водоплавающие птицы – утки, гуси, чайки, крачки, лебеди – возвращаются, когда в водоемах появляется тот корм, который необходим самим птицам и их будущим птенцам.)

Как поступить, если вы заметили на земле выпавшего из гнезда птенца?

Где вам в жизни эти знания пригодятся?

-Обратите внимание на изображение гнезд некоторых птиц.

Нужны ли эти сведения вам и для чего?

С какими сведениями хотели бы сейчас поделиться

Сравните их. Из чего они сделаны? (Травинок , соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри – перья и шерстинки для тепла и мягкости)

Наблюдательные люди заметили, что лучшие строители- это певчие птицы – ласточки, кукушки, соловьи.

А где гнездо кукушки? (Кукушка гнезда не вьет, а подбрасывает свои яйца в чужие гнезда)

познавательные ууд – выявлять особенности разных предметов в процессе их рассматривания, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

получение новой информации

регулятивные – оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?, коммуникативные – формирование умения сотрудничать, приводить доказательства, личностные – формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества

регулятивные-

формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью.

IX ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

— Что для себя нового вы узнали?

Знали ли эти сведения раньше?

Где могут пригодиться в жизни они?

Какая была тема нашего урока?

Какие цели и задачи мы поставили перед собой?

Достигли ли мы задач урока? Цели?

-Что вы узнали для себя нового на уроке?

— Что вам понравилось на уроке?

— Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?

-Ответим на вопрос:

— Что приятнее всего? (Достичь желаемого).

личностные – уважение к мнению другого, освоение роли проверяющего, познавательные – получение новой информации и

регулятивные – способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности, коммуникативные учет другого мнения, умение работать в группе.

X. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Какое задание больше всего понравилось на уроке?

Какое задание вызвало затруднения? Почему?

Что нового узнали на уроке?

Что вспомнили?

Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

Самооценка.

На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

Зеленый – «Я понял».

Желтый – «Я знаю».

Красный – «Я умею».

Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы.

личностные –

формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки, познавательныевыделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here