Конспект урока окружающего мира в 1 классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
Хлямина Сажида Жакслыковна, учитель начальных классов
Астраханская область Приволжский район
МКОУ «ООШ поселка Начало»
Тема урока: «Как животные весну встречают»
Цели:
Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;
Предметные: формировать представление детей о разнообразии животного мира, расширить знания детей о зверях и насекомых; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;
Метапредметные:
Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .
Оборудование: медиа проектор, экран, компьютер, телеграмма от Маши и Миши; фонограмма с записью голосов птиц и музыкой П.И.Чайковского « Времена года»; карточки с изображением животных, зимующих и перелётных птиц, насекомых; презентация к уроку «Как животные весну встречают»; сенсорные кресты.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД | УУД | |
I.ОРГ. ЭТАП Создание мотивации к учебной деятельности. Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
Ребята, пришла телеграмма от Маши и Миши: «Дорогие первоклассники! Мы приглашаем вас на экскурсию в природу. Здесь так много интересного» — Садимся в наш вертолет и отправляемся в полет. (Звучит музыка П. И. Чайковского: «Времена года. Март.»
СЛАЙД 1. УЧЕБНИК стр. 50-51 — В полете нас сопровождает музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Март» |
— Как вы думаете, какая тема нашего урока, если нам нужно ответить на вопрос: Как животные весну встречают?
Желаю успехов в работе на уроке. Чтобы каждый в конце урока смог сказать: Я понял… Я умею… Я знаю… | Коммуникативные и личностные УУД формируются личностные ууд –мотивация к учебной деятельности.
познавательные – получение новой информации |
II ЭТАП ПОДГОВКИ К АКТИВНОМУ И СОЗАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ: — Итак мы отправляемся на вертолете вместе с Машей и Мишей в путешествие. | — Что мы видим с вертолета? -Что видят Маша и Миша? — Изменилась ли жизнь животных с приходом весны? | Коммуникативные и личностные УУД формируются личностные ууд — формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения Познавательные получение новой информации |
III ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ -Кто назовет тему урока? («Как животные весну встречают») — Кого из насекомых вы видите? (бабочку) — О каких еще насекомых вы знаете?
СЛАЙД стр106
СЛАЙД стр.78
| — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели? —Что мы будем делать для достижения этой цели? — Зачем нужно знать эти сведения? Нужны ли эти знания для достижения цели урока?
—Что общего в этих животных? — Как зимовали насекомые? (спали в укрытиях)
— Как изменяется их жизнь с приходом весны? (пробуждаются, выползают из зимних спаленок
| личностные – умение сотрудничать, регулятивные – умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения, познавательные – получение новой информации ,умение вычленять нужную информацию из общей информации, коммуникативные – умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера. |
IV ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ: РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ стр. 52. 1. Беседа по картинке — Каких бабочек можно увидеть ранней весной? — Послушайте сообщения детей о бабочках. (стр. 53 Хрестоматия) — Землю нередко называют планетой людей. Оказывается, это не так. Специалисты по насекомым считают, что на нашей планете насекомых больше, чем людей ( на каждого человека на земном шаре приходится 250 млн. насекомых, из них 130 тыс. бабочек. |
—Как вы догадались? -Откуда у вас эти знания?
—Что нового было в этом сообщении для вас? | познавательные – получение новой информации
умение использовать знаково – символические средства, регулятивные – умение оценивать свои знания и делать выводы. |
V. ФИЗМИНУТКА Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Работа с сенсорными крестами) |
|
|
VI. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ: РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ
2. Рубрика «Это интересно» — А вы знаете, что некоторые бабочки улетают на зиму в теплые края? Об этом вы узнаете, прочитав рассказ «Вот это да!» на станице 51. -Некоторые бабочки в конце лета и начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке. Перелеты бабочек напоминают перелеты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодежь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной и возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далекий перелет. Это репейница, монарх. | — А вы знаете, что некоторые бабочки улетают на зиму в теплые края?
Об этом вы узнаете, прочитав рассказ «Вот это да!» на станице 51. | Познавательные и регулятивные –
формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию, получение новой информации |
VII ЭТАП ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ НОВОГО: РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 51.
СЛАЙД 1.
СЛАЙД
-Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Давайте послушаем пение птицы, которая прилетает первой.
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА (пение грача)
— Его называют вестником весны. В народе говорят:
СЛАЙД «Увидел грача – весну встречай»
— Найдите грачей на картинке. — Чем они заняты? — Грачам достаточно проталины, чтобы разыскать себе корм – выкопать из земли личинок.
СЛАЙД Словарь Ожегова Проталины – место, где стаял снег и открылась земля.
-А насекомоядные птицы – стрижи, кукушки, соловьи, ласточки, иволги, жаворонки – прилетают, когда появляются насекомые, которыми они питаются.
СЛАЙД |
-А кто еще просыпается весной? (ужи, лягушки, жабы, змеи, ежи, ящерицы, медведи, барсуки)
— А как встречают весну птицы?
— Кто узнал голос этой птицы? (грач)
— Объясните, что такое проталины.
| личностные – проявление интереса и терпения при выполнении, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели.
Познавательные: — формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов в Толковом словаре, находить значение незнакомых слов в словаре, получение новой информации |
VIII ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО: РАБОТА В ТЕТРАДЯХ СТР.34-35. 1. Работа в парах. — Найди гнездо для каждой птицы.
СЛАЙД учебник стр.51…гнезда
СЛАЙД Певчие птицы стр.121
1.Игра «Где чье гнездо?»
2. Работа в тетрадях стр.35 -Нарисуй гнездо кукушки. |
—Почему вы так думаете?
—Что нового было в этом задании для вас?
-Откуда вы узнали сведения, полезные для вас?
— Каких водоплавающих птиц вы знаете? (- Водоплавающие птицы – утки, гуси, чайки, крачки, лебеди – возвращаются, когда в водоемах появляется тот корм, который необходим самим птицам и их будущим птенцам.)
—Как поступить, если вы заметили на земле выпавшего из гнезда птенца? Где вам в жизни эти знания пригодятся?
-Обратите внимание на изображение гнезд некоторых птиц.
Нужны ли эти сведения вам и для чего?
— С какими сведениями хотели бы сейчас поделиться
—Сравните их. Из чего они сделаны? (Травинок , соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри – перья и шерстинки для тепла и мягкости) —Наблюдательные люди заметили, что лучшие строители- это певчие птицы – ласточки, кукушки, соловьи.
—А где гнездо кукушки? (Кукушка гнезда не вьет, а подбрасывает свои яйца в чужие гнезда) | познавательные ууд – выявлять особенности разных предметов в процессе их рассматривания, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, получение новой информации регулятивные – оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?, коммуникативные – формирование умения сотрудничать, приводить доказательства, личностные – формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества регулятивные- формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью. |
IX ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ | — Что для себя нового вы узнали?
Знали ли эти сведения раньше? Где могут пригодиться в жизни они?
—Какая была тема нашего урока?
—Какие цели и задачи мы поставили перед собой? —Достигли ли мы задач урока? Цели? -Что вы узнали для себя нового на уроке?
— Что вам понравилось на уроке?
— Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?
-Ответим на вопрос: — Что приятнее всего? (Достичь желаемого).
| личностные – уважение к мнению другого, освоение роли проверяющего, познавательные – получение новой информации и регулятивные – способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности, коммуникативные – учет другого мнения, умение работать в группе. |
X. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ |
Какое задание больше всего понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднения? Почему? Что нового узнали на уроке? Что вспомнили? Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
Самооценка. На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.
Зеленый – «Я понял». Желтый – «Я знаю». Красный – «Я умею». Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы. | личностные – формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные –удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели.
|