Конспект урока познания мира в 1 классе по теме “Погода”

Цель: Знакомство с термометром и правилами наблюдения за природой и изменениями в погоде.. 
Задачи: 1.Формирование новых знаний о способах изучения природы человеком.

 — об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду.

— об изменениях природы в разные времена года.

— о людях, которые предсказывают погоду

— о приборах, по которым можно определить погоду

2. Совершенствование устной речи, навыков самостоятельного мышления. 
3. Осуществление нравственного воспитания. 
Тип урока: ввод новых ЗУН

Материал и оборудование:

Иллюстрации основных явлений природы – дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад.

Картинки различных видов облаков.

Картинки флюгера, термометра.

План занятия:

1. Введение

Разновидности и погоды и кто такой метеоролог.

Приборы, по которым можно определить погоду

Основные явления природы.

2. Приметы, по которым можно предсказать погоду.

Дидактическая игра – «Узнай народную примету».

3.  Различные виды облаков.

4. Подвижная игра «Угадай явление природы»

5. Заключение

 

Ход занятия:

1.Орг.момент.

Проверка готовности. Психологический настрой. Постановка цели. 

2.Повторение пройденного

«Мозговая атака» (вопрос-ответ) 
-Как человек изучает природу? (наблюдает) 
— Какая бывает природа? (живая и мёртвая) 
— Что относится к живой природе? 
— Что относится к неживой природе? 
— Как люди связаны между людьми? 

3. Ввод новых знаний.

Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода? …(ответы детей)

Уч-ль: Как о ней можно сказать…… (ответы детей — пасмурная, холодная, морозная…) А давайте сейчас с вами вспомним: А какая еще бывает погода?….(Учитель обращает внимание детей на картину, где изображены различные виды погоды.)

(Ответы детей: солнечная, дождливая, пасмурная, ветреная, морозная, холодная, ясная)

Уч-ль: Молодцы ребята!

Уч-ль: Предсказывают погоду специальные люди, которые называются как ребята (ответы детей метеорологи.)

А давайте вспомним как они это делают? (ответы детей- они определяют ее по приборам)

Уч-ль: Ребята, а какие вы знаете приборы для определения погоды? (Учитель обращает внимание детей на доску, где изображена фотография термометра и флюгера).

(Ответы детей — термометр и флюгер).

Температуру воздуха измеряют термометром.В трубочке термометра находится подкрашенная жидкость. Это столбик термометра.Границу между показаниями холода и тепла обозначает 0(ноль).Когда холодно,столбик термометра опускается ниже ноля.Если тепло,столбик поднимается выше ноля.

Измеряют температуру в градусах.Говорят:”Сегодня 3 градуса тепла(+3 градуса)” или “Сегодня 10 градусов мороза(-10 градусов)”

-Покажите мне на наших образцах термометра +15 градусов (показ детьми)

А о флюгере вы узнаете из презентации.(наглядный показ флюгера).

Учитель: Ребята,давайте сделаем вывод ,для чего нужен термометр? (ответы детей — для определения температура воздуха) А флюгер зачем необходим?…… (ответы детей — для определения направления ветра).

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревья выше,выше.

Уч-ль: Ребята, а давайте подумаем с вами, зачем нам необходимо знать какая будет завтра погода?….

Уч-ль: Ребята, а давайте вспомним, мы об этом с вами уже говорили, кому необходимо знать какая погода будет завтра?…..(ответы детей — нашим родителям).

Уч-ль: А еще? Людям каких профессий, надо знать погоду?.. (ответы детей — водителям автобусов, шоферам, летчикам).

Уч-ль: Давайте вспомним ребята, а по каким известным вам явлениям природы можно судить о погоде?

(ответы детей — дождь, снег, град, туман, роса, ветер, гололедица, лед, листопад)

.Погода – состояние воздушных масс.Природные явления

разные изменения в природе.

Угадайте природные явления.

Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и листы.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород.(дождь)

Я березку качну

Я тебя подтолкну

Налечу,засвищу

Даже шапку утащу

А меня не видать

Кто я? Можешь угадать?(ветер)

(Показ презентации на тему что такое погода?)

Уч-ль: Ребята, а давным-давно, когда еще не было метеорологов, наши бабушки и дедушки пытались предсказать погоду и собрали множество примет, которые им в этом помогали. А давайте вспомним ребята народные приметы о погоде и поиграем в игру «Угадай народную примету».

(Учитель  показывает примету, а дети должны узнать ее и сказать какую погоду она предсказывает).

1) Ласточки низко летают — … (к дождю)

Стих подсказка детям:

В небе ласточки летают —
День погожий обещают.
А летают низко —
Значит……… дождик близко. (Кто-нибудь из детей встает и говорит народную примету)

2) Деревья покрылись инеем — ….(к теплу)

3) Появление на поверхности земли дождевых червей -….(к дождю)

4) Воробьи купаются в песке или в пыли -…(к дождю)

Зарисовывали с детьми:

— Солнце село в тучу — …… (к дождю)

— Много ягод на рябине — ….. (к холодной зиме)

— Цветки одуванчика закрываются — … (перед дождем)

Учитель: Ребята, пока мы с вами говорили о народных приметах, посмотрите какие к нам удивительные облака на небе приплыли.

Уч-ль: Вы их узнаете?…. (ответы детей- кучевые, перистые, дождевые, грозовые..).

Уч-ль: А кто-нибудь из Вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются?…

(ответ ребенка — дождевые, воспитатель просит показать ребенка эти облака)

Уч-ль: А если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются?(ответы детей — грозовые)        

Уч-ль: А какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? ……. (ответы детей — кучевые). Учитель просит кого-то из детей показать эти облака на доске.

УчительРебята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака?…. Как еще о них можно сказать,,,,?   (ответы детей — голубые, серые,….).

Посмотрите, наши волшебные облака приготовили нам сюрприз: Ой, ребята, что это? Здесь какие-то карточки.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что на них изображен, мы об это с вами уже в начале занятия говорили ?……..……(ответы детей- явления природы.) Ребята, раз уж наши облака прислали нам такие красивые карточки, давайте мы с ними   поиграем: Я вам сейчас раздам наугад эти карточки…. Вы рассмотрите их и расскажете нам кому какое явление попалось? (дети по очереди называют явления природы, которые у них изображены на карточке).

Учитель: А сейчас слушайте внимательно, правила игры «Угадай явление природы».

Правила игры: Я говорю: Море волнуется раз, море волнуется, море волнуется три…… далее я показываю картинку о времени года и все явления, которые в это время годы бывают должны подбежать ко мне сюда к картинке. Остальные дети замирают в любой фигуре.

Картинка лето: град, роса, радуга дождь.

Картинка зима: сосулька, иней…. снег

Картинка осень: листопад, капель……, дождь

Картинка весна: ледоход, капель,……… дождь, радуга.

Итог занятия:

Учитель: Ребята мы сегодня с вами поговорили:

— о людях, которые предсказывают погоду, напомните мне как они называются…….( ответы детей — метеорологи)

— вспомнили народные приметы о погоде;

— поговорили о явлениях природы, которые бывают в разное время года; об облаках.


Мартукская средняя школа №1

Открытый урок по познанию мира в 1 “Б” классе на тему “Погода”

проведенный в рамках декады “Применение ИКТ технологий в образовательном процессе”

Учитель начальных классов:Баспаева Б.С.

2014-15 уч.год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here