Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1
Смоленская область
Разработка урока по окружающему миру по теме:
«Труд людей осенью»
1 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Автор: Анискина Валентина Анатольевна
учитель начальных классов
Цели: повторить знания учащихся о растениях, растущих в саду и огороде; познакомить с историей некоторых растений; рассмотреть роль и значение растений огорода; составить экологические правила по охране урожая; развивать мышление, речь учащихся; воспитывать экологическое мышление.
Оборудование: иллюстрации с изображением растений сада и огорода; карточки-фишки для «Ботанического домино»; костюмы Огородного Пугала, Овощей, Подсолнуха.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берет
И воронам не дает.
(Огородное пугало.)
– Где можно встретить огородное пугало?
– Сегодня на уроке мы повторим наши знания о труде людей осенью.
II. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 29).
Учитель читает из учебника абзац с объявлением, написанным детьми, рассказывает о технике безопасности при осенних работах.
– О чем хотели сказать ребята, когда писали объявления? (Необходимо соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, не есть немытые фрукты и овощи.)
– Какие правила техники безопасности нужно выполнять при осенних работах?
Учитель делит учащихся на две группы. Одна группа рассказывает об опасностях, которые подстерегают детей при осенних работах. Другая – о том, как избежать несчастных случаев при уборке урожая.
Далее учитель уточняет и обобщает ответы детей.
1) Нельзя бросать как попало садовый инвентарь. Лопаты, грабли, вилы, садовые ножницы и другие инструменты должны храниться в специально отведенных местах.
2) Переносить инвентарь надо так, чтобы не получить травму самому и не нанести ее окружающим. С одного места на другое инвентарь переносится колющими и режущими частями вперед и вниз.
3) Приступая к работе в огороде или саду, надо позаботиться о специальной рабочей одежде, не забыть о рукавицах, которые избавят руки от ссадин, царапин, уколов, вызывающих тяжелые гнойничковые раны.
4) Дети не должны переносить тяжелые предметы, работать на высоте, например снимать урожай с деревьев, пользуясь лестницей.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат…
Наша грядка – просто клад.
Но арбузы не растут
Тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
В. Коркин
2. С ц е н к а «Историческая станция в городе Огороде».
– Много дел осенью в огороде. Вспомните пословицы и поговорки о труде людей.
– Нас тоже ждет работа в городе Огороде: мы познакомимся поближе с жителями этого города. А поможет нам в этом городской страж порядка – Огородное Пугало.
Выходит Огородное Пугало. Одежда рваная, старая шляпа.
Пугало. Ребята, разрешите представиться.
Тело мое деревянное. Одежда рваная.
Не ем, не пью, огород стерегу.
Ничего не говорю. В огороде стою.
Сам не беру и воронам не даю.
– Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, кого я уважаю в этом огороде больше всего.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда, вкусная… (картошка)?
Выходит ученик в костюме Картошки.
Учитель. Картофель – одна из важнейших продовольственных и технических культур.
Стебли картофеля достигают в высоту 50–60 см, немного ветвятся. На них расположены глубоко разрезанные сложные листья, состоящие из крупных пластинок, чередующихся с мелкими.
Кроме зеленых стеблей с листьями, растущих над землей, у картофеля имеются еще и подземные стебли.
В середине лета картофель цветет белыми, розоватыми или лиловыми цветками. После отцветания образуется плод-ягода с многочисленными семенами внутри (плоды ядовиты). Бутоны цветков появляются примерно через 3–4 недели после появления всходов, а на концах подземных стеблей в это же самое время образуются утолщения – клубни, те самые картофелины, которые идут в пищу. В клубнях растение откладывает запас питательных веществ, в основном крахмал.
У каждого клубня есть основание – нижний конец, которым он прикрепляется к подземному стеблю, и верхушка, где расположена точка роста. На клубнях имеются глазки, или почки, располагающиеся по спирали, как листья на стеблях. Это доказательство того, что клубень – видоизмененный стебель. Сажают картофель клубнями.
Клубни картофеля – очень ценный пищевой продукт. Из картошки готовят множество блюд. Кроме того, из нее извлекают пищевой крахмал, без которого нельзя приготовить кисель и другие блюда. Крахмал и патока употребляются в пищевой и кондитерской промышленности.
Пугало. Отгадайте загадку:
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свёкла.)
Выходит ребенок в костюме Свёклы.
Учитель. Сахарная свекла – основная культура для получения сахара. Она является также высокопитательной кормовой культурой.
Сахарная свекла – травянистое двулетнее растение (семена у него образуются только на втором году жизни). А в первый год из семян вырастает корнеплод, идущий на производство сахара, содержание которого составляет иногда до 20 % веса корнеплода.
Сахарную свеклу убирают осенью, когда начинают засыхать листья. Делают это свеклоуборочными комбайнами, которые выкапывают корнеплоды, очищают их от ботвы и укладывают в кучи.
Пугало. А теперь другая загадка:
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. (Подсолнух.)
Выходит ученик в костюме Подсолнуха.
Учитель. Подсолнечник – крупное однолетнее травянистое растение. Толстый стебель его заполнен внутри рыхлой сердцевиной и достигает высоты 2,5–3 и даже 4 м. Вдоль стебля расположены поочередно крупные сердцевидные листья, а наверху развивается соцветие «корзинка» со множеством мелких цветков желтого цвета. У краевых цветков имеются ярко-желтые лепестки. Снаружи корзинка одета зеленой обверткой. В одной корзинке насчитывается до 1000–1200 отдельных цветков, которые позднее дают плоды (семянки), богатые маслом. Очищенные от оболочки (кожуры), семена подсолнечника содержат до 55 % высококачественного масла.
Подсолнечник – одна из ценнейших технических и продовольственных культур. Подсолнечное масло идет в основном в пищу человека. Свыше пятисот блюд приготовляют на нем современные кулинары.
III. закрепление изученного материала.
1. О т г а д а й т е з а г а д к и и скажите, где растет тот или иной овощ или фрукт.
Золотая голова
Велика, тяжела,
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика –
Только шея тонка.
(Тыква, растет в огороде.)
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко, растет в саду.)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох, растет в огороде.)
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид – похож на мяч.
(Арбуз, растет в огороде.)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко.
(Слива, растет в саду.)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, ее клюют.
(Ягоды рябины, растут в саду и в парке.)
Красненька Матрешка,
Беленько сердечко.
(Ягоды малины, растут в саду.)
2. И г р а «Ботаническое домино».
Арбуз |
|
| Свёкла |
| Капуста |
| Виноград |
| Петрушка |
| Морковь |
Учитель готовит карточки-фишки. Учащиеся должны построить верную цепочку из карточек.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие правила безопасной работы надо выполнять при работе в саду, в огороде?