1. Захарова Елена Николаевна
2. МОУ Степнинская СОШ с.Степное Верхнеуральского района Челябинской области
3. Предмет: Окружающий мир. УМК «Школа России»
4. Класс 2
5. Тема урока: Какие бывают животные.
6. Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обучающие: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.
Развивающие: расширять кругозор детей о природе, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним; формировать познавательный интерес к предмету и окружающему нас миру, к совместному поиску; воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Практические: применять полученные знания на практике в различных жизненных ситуациях.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию, систематизировать её; работать в паре , в группе; работать с таблицами
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Microsoft Power Point, «таблица – ЗХУ» (знаю — хочу узнать- узнал) , сводная таблица, «лесенка знаний», учебник «Окружающий мир», «Окружающий мир» (рабочая тетрадь), тесты по окружающему миру Плешаков А.А., (программа «Школа России»); картинки, фотографии с изображением животных, презентация «Разнообразие животных», ЦОР «Природа-общество-человек»
Приемы ТРКМ: таблица ЗХУ ( знаю – хочу узнать – узнал), сводная таблица, синквейн
Ход урока:
-
Организационный момент.
Учитель: Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
-Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Молодцы! Чтобы наш урок получился, я предлагаю всем раскрыть ладошки и сказать нашу волшебную фразу «Я хочу много знать!» (дети выполняют упражнение)
-
Актуализация знаний
— Ребята, вы уже несколько уроков вы путешествуете по интересной, удивительной стране ПРИРОДА и очень многое узнали.
— О чем мы говорили на прошлом уроке? (какие бывают растения)
1) Работа по группам.
(каждой группе дается карточка, на которой написаны названия растений, нужно найти лишнее растение , обосновать свой ответ и назвать 2-3 растения, которые произрастают в нашей местности, относящиеся к данной группе)
1 группа: Мать-и-мачеха, подорожник, ландыш, сирень, лопух. (травы)
2 группа: Калина, орешник, дуб, шиповник, можжевельник. (кустарники)
3 группа: Осина, ель, крапива, клен, тополь. (деревья)
2) Тест – с.20-21, № 45 – 48
-
Cтадия вызова.
На доске анаграммы ГУШКАЛЯ КОЛСО РАСЬКА
ЗАКОСТРЕ САЛИ ЧЕПАРЕХА
— Расшифруйте слова. (лягушка, сокол, карась, стрекоза, лиса, черепаха).
— Назовите тему нашего урока (животные)
— Что вы уже знаете о животных?
Таблица «ЗХУ»
1.Индивидуальные задания.
– Подумайте, что вы знаете о животных.
-
Работа в парах.
– Обменяйтесь информацией, обсудите. Запишите в таблице всё, что знаете о животных. (На парте у детей таблица «ЗХУ», учащиеся заполняют самостоятельно первую колонку таблицы)
-
Обсуждение.
Примерное содержание таблицы, после обсуждения появляется на слайде.
Хочу знать | Узнал | |
Животные – это рыбы, птицы, насекомые, звери. Они питаются, размножаются, растут и умирают. Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха. Приносят пользу человеку. Животных надо охранять. |
|
|
-
Осмысление
По всей нашей информации мы можем составить схему.(схема появляется на слайде)
Учитель: — Распределите составленные вами названия животных по группам.
— По каким признакам распределяли?
— Что у вас вызвало затруднение?
— Заполните вторую колонку таблицы.
(Дети самостоятельно работают с таблицей и записывают, что хотят узнать нового).
Хочу знать | Узнал | |
Животные – это рыбы, птицы, насекомые, звери. Они питаются, размножаются, растут и умирают. Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха. Приносят пользу человеку. Животных надо охранять. | По каким признакам животные делятся на группы К какой группе относятся лягушка и черепаха |
|
(после обсуждения на слайде появляется вторая колонка таблицы)
— Определите тему урока и цели.
(Дети: Я думаю, мы узнаем, что-то новое о животных, узнаем признаки каждой группы животных и какие еще существуют группы)
-
Стадия осмысления.
-
Открытие детьми нового знания. Сводная таблица.
-
Работа с учебником — с. 60-61 (дети работают в паре и заполняют сводную таблицу)
насекомые | рыбы | птицы | звери | земноводные | пресмыкающиеся | |
количество ног | 6 | плавники | 2ноги 2 крыла | 4 | 4 | 4 или нет |
кожные покровы | — | чешуя | перья | шерсть | голая кожа | роговые чешуйки |
Осмысление прочитанного – проверка заполнения таблицы по сравнительным данным. ( Ученики по очереди читают таблицу и приводят свои примеры)
(таблица появляется на слайде).
— Поделитесь новой информацией с одноклассниками. О чем вы узнали? ( О том, что есть еще 2 группы животных – земноводные и пресмыкающиеся)
— Почему их так назвали? Выскажите свое предположение.
— Какие возникли трудности при заполнении таблицы? (Не понятно количество ног у пресмыкающихся и кожные покровы)
— Давайте послушаем юных натуралистов- любителей природы.
Рассказывают подготовленные ученики:
1 ученик: Земноводными называют знакомых нам лягушек и тритонов. Само название «земноводные» говорит о том, что живут эти животные и на земле и в воде. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда-же малыши-головастики подрастают, то теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные. Кожа у земноводных гладкая, тонкая и влажная. Она нуждается в периодическом смачивании. Поэтому они не отходят далеко отводы. Все земноводные – хищники.
2 ученик: Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется « Пресмыкающиеся». Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде( болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.
— Заполните недостающую информацию в ваши таблицы.
— Давайте вернемся к нашей схеме. Как она изменится? (схема появляется на слайде и дополняется)
Беседа учителя с учащимися по вопросам:
-
С какими группами животных вы познакомились?
-
Назовите отличительные признаки каждой группы
-
Приведите примеры животных каждой группы, которые живут в нашей местности.
Запишите в таблице «ЗХУ» в третьей колонке, что нового узнали о животных.
Хочу знать | Узнал | |
Животные – это рыбы, птицы, насекомые, звери. Они питаются, размножаются, растут и умирают. Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха. Приносят пользу человеку. Животных надо охранять. | По каким признакам животные делятся на группы К какой группе относятся лягушка и черепаха | Животные делятся на группы по характерным признакам (кожные покровы, количество конечностей) Особые группы животных – земноводные., пресмыкающиеся.
|
Физминутка.
2) Работа с учебником. С. 62 – 63 (Класс делится на 4 группы. Каждая группа читает информацию об одной из групп животных, после этого выступает с сообщением пред классом, приводя примеры представителей этой группы. Учитель дополняет выступления детей, показывает картинки, фото, слайды с изображением различных животных. Обращается внимание на зависимость строения тела животного от его образа жизни)
V. Проверка понимания и первичное закрепление
— Игра «Фантазеры» — учебник с. 61
-
Что за чудо-зверь смотрит на нас с картинки? Как бы вы его назвали?
-
Как он умеет передвигаться?
-
Части тела каких животных объединены в этом рисунке?
— Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради с.43 № 3 – 2 группа (средний уровень)
с 42 № 2 – 3 группа (низкий уровень), с. 42 № 1 – 1 группа (высокий уровень)
— Проверочная работа:
Проводится в виде природоведческого диктанта – учитель читает стихотворение или загадку о животном, а ученики, отгадав её, должны записать, к какой группе относится это животное. При этом используются сокращения:
З. – звери
П.- птицы
Р.- рыбы
Н. – насекомые
ЗВ. –земноводные
Пр. – пресмыкающиеся
1.Шелестя, шурша травой, проползает шнур живой,
Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)
2.Пушистой, маленькой хозяйке
Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках
Сушёные грибы . (Белка)
3. Окраской — сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Зовут её … . (ворона)
4. Я- пятнистая букашка,
По оранжевой спине
У меня одни кругляшки нарисованы везде.
Если в руки попаду —
Извините, обману:
Сразу, вроде без сознанья,
Я на спинку упаду. (Божья коровка)
5.Быстро плавает акула
Океаны бороздя.
Чует кровь, и запах чует
И, добычу карауля,
Не отпустит от себя.
6.Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
В итоге на листочке должна получиться следующая запись: Пр. З. П. Н. Р. ЗВ.
Ответы появляются на слайде (взаимопроверка, оценка результатов: «!» — все правильно, «+» — допустил 1-2 ошибки, « — » — нужно поработать над данным материалом)
-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руки — может поставить себе оценку «5».
— Беседа
— Какую пользу человеку приносят животные? (дают пищу, одежду, защищают от врагов, поедают вредных насекомых, грызунов, помогают в хозяйстве и т.д)
Какой можно сделать из этого вывод? (животных надо охранять)
-
Рефлексия
Учитель: Заканчивая разговор о животных, я предлагаю вам написать синквейн.
Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Пример синквейна:
Земноводные.
Мокрые, зеленые.
Квакают, плавают, ловят.
Лягушки.
(Учащиеся работают в составе группы в течение трёх минут, с последующим конкурсом на лучший синквейн)
Учитель: — Назовите важнейшие признаки насекомых, рыб, птиц, зверей.
— Какая информация была для вас новой?
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что было трудно?
Учитель: Сейчас я хочу вам прочитать стихотворение Бориса Заходера «Про всех на свете»
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, —
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
— О чем это стихотворение?
Как вы думаете о чем мы будем говорить на следующем уроке?
Учитель: Оцените итоги работы на уроке на «лесенке знаний»
— Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте кружочек на нижней ступеньке.
— Если нет вопросов, то посередине.
— А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.
Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
Домашнее задание: учебник с.62-63, тетрадь с. 45. № 8.