1. Захарова Елена Николаевна

2. МОУ Степнинская СОШ с.Степное Верхнеуральского района Челябинской области

3. Предмет: Окружающий мир. УМК «Школа России»

4. Класс 2

5. Тема урока: Какие бывают животные.

6. Урок изучения нового материала.

Цели урока:

Обучающие: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.

Развивающие: расширять кругозор детей о природе, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним; формировать познавательный интерес к предмету и окружающему нас миру, к совместному поиску; воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Практические: применять полученные знания на практике в различных жизненных ситуациях.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию, систематизировать её; работать в паре , в группе; работать с таблицами

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Microsoft Power Point, «таблица – ЗХУ» (знаю — хочу узнать- узнал) , сводная таблица, «лесенка знаний», учебник «Окружающий мир», «Окружающий мир» (рабочая тетрадь), тесты по окружающему миру Плешаков А.А., (программа «Школа России»); картинки, фотографии с изображением животных, презентация «Разнообразие животных», ЦОР «Природа-общество-человек»

Приемы ТРКМ: таблица ЗХУ ( знаю – хочу узнать – узнал), сводная таблица, синквейн

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

-Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Молодцы! Чтобы наш урок получился, я предлагаю всем раскрыть ладошки и сказать нашу волшебную фразу «Я хочу много знать!» (дети выполняют упражнение)

  1. Актуализация знаний

— Ребята, вы уже несколько уроков вы путешествуете по интересной, удивительной стране ПРИРОДА и очень многое узнали.

— О чем мы говорили на прошлом уроке? (какие бывают растения)

1) Работа по группам.

(каждой группе дается карточка, на которой написаны названия растений, нужно найти лишнее растение , обосновать свой ответ и назвать 2-3 растения, которые произрастают в нашей местности, относящиеся к данной группе)

1 группа: Мать-и-мачеха, подорожник, ландыш, сирень, лопух. (травы)

2 группа: Калина, орешник, дуб, шиповник, можжевельник. (кустарники)

3 группа: Осина, ель, крапива, клен, тополь. (деревья)

2) Тест – с.20-21, № 45 – 48

  1. Cтадия вызова.

На доске анаграммы ГУШКАЛЯ КОЛСО РАСЬКА

ЗАКОСТРЕ САЛИ ЧЕПАРЕХА

— Расшифруйте слова. (лягушка, сокол, карась, стрекоза, лиса, черепаха).

— Назовите тему нашего урока (животные)

— Что вы уже знаете о животных?

Таблица «ЗХУ»

1.Индивидуальные задания.

Подумайте, что вы знаете о животных.

  1. Работа в парах.

Обменяйтесь информацией, обсудите. Запишите в таблице всё, что знаете о животных. (На парте у детей таблица «ЗХУ», учащиеся заполняют самостоятельно первую колонку таблицы)

  1. Обсуждение.

Примерное содержание таблицы, после обсуждения появляется на слайде.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Животные – это рыбы, птицы, насекомые, звери.

Они питаются, размножаются, растут и умирают.

Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха.

Приносят пользу человеку.

Животных надо охранять.

  1. Осмысление

По всей нашей информации мы можем составить схему.(схема появляется на слайде)

Учитель: — Распределите составленные вами названия животных по группам.

— По каким признакам распределяли?

— Что у вас вызвало затруднение?

— Заполните вторую колонку таблицы.

(Дети самостоятельно работают с таблицей и записывают, что хотят узнать нового).

Знаю

Хочу знать

Узнал

Животные – это рыбы, птицы, насекомые, звери.

Они питаются, размножаются, растут и умирают.

Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха.

Приносят пользу человеку.

Животных надо охранять.

По каким признакам животные делятся на группы

К какой группе относятся лягушка и черепаха

(после обсуждения на слайде появляется вторая колонка таблицы)

— Определите тему урока и цели.

(Дети: Я думаю, мы узнаем,  что-то новое о животных, узнаем признаки каждой группы животных и какие еще существуют группы)

  1. Стадия осмысления.

    1. Открытие детьми нового знания. Сводная таблица.

Работа с учебником — с. 60-61 (дети работают в паре и заполняют сводную таблицу)

Линия сравнения

насекомые

рыбы

птицы

звери

земноводные

пресмыкающиеся

количество ног

6

плавники

2ноги

2 крыла

4

4

4 или нет

кожные покровы

чешуя

перья

шерсть

голая кожа

роговые чешуйки

Осмысление прочитанного – проверка заполнения таблицы по сравнительным данным. ( Ученики по очереди читают таблицу и приводят свои примеры)

(таблица появляется на слайде).

— Поделитесь новой информацией с одноклассниками. О чем вы узнали? ( О том, что есть еще 2 группы животных – земноводные и пресмыкающиеся)

— Почему их так назвали? Выскажите свое предположение.

— Какие возникли трудности при заполнении таблицы? (Не понятно количество ног у пресмыкающихся и кожные покровы)

— Давайте послушаем юных натуралистов- любителей природы.

Рассказывают подготовленные ученики:

1 ученик: Земноводными называют знакомых нам лягушек и тритонов. Само название «земноводные» говорит о том, что живут эти животные и на земле и в воде. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда-же малыши-головастики подрастают, то теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные. Кожа у земноводных гладкая, тонкая и влажная. Она нуждается в периодическом смачивании. Поэтому они не отходят далеко отводы. Все земноводные – хищники.

2 ученик: Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется « Пресмыкающиеся». Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде( болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.

— Заполните недостающую информацию в ваши таблицы.

— Давайте вернемся к нашей схеме. Как она изменится? (схема появляется на слайде и дополняется)

Беседа учителя с учащимися по вопросам:

  • С какими группами животных вы познакомились?

  • Назовите отличительные признаки каждой группы

  • Приведите примеры животных каждой группы, которые живут в нашей местности.

Запишите в таблице «ЗХУ» в третьей колонке, что нового узнали о животных.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Животные – это рыбы, птицы, насекомые, звери.

Они питаются, размножаются, растут и умирают.

Не могут жить без тепла, света, пищи, воды и воздуха.

Приносят пользу человеку.

Животных надо охранять.

По каким признакам животные делятся на группы

К какой группе относятся лягушка и черепаха

Животные делятся на группы по характерным признакам (кожные покровы, количество конечностей)

Особые группы животных – земноводные., пресмыкающиеся.

Физминутка.

2) Работа с учебником. С. 62 – 63 (Класс делится на 4 группы. Каждая группа читает информацию об одной из групп животных, после этого выступает с сообщением пред классом, приводя примеры представителей этой группы. Учитель дополняет выступления детей, показывает картинки, фото, слайды с изображением различных животных. Обращается внимание на зависимость строения тела животного от его образа жизни)

V. Проверка понимания и первичное закрепление

Игра «Фантазеры» — учебник с. 61

  • Что за чудо-зверь смотрит на нас с картинки? Как бы вы его назвали?

  • Как он умеет передвигаться?

  • Части тела каких животных объединены в этом рисунке?

— Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради с.43 № 3 – 2 группа (средний уровень)

с 42 № 2 – 3 группа (низкий уровень), с. 42 № 1 – 1 группа (высокий уровень)

Проверочная работа:

Проводится в виде природоведческого диктанта – учитель читает стихотворение или загадку о животном, а ученики, отгадав её, должны записать, к какой группе относится это животное. При этом используются сокращения:

З. – звери

П.- птицы

Р.- рыбы

Н. – насекомые

ЗВ. –земноводные

Пр. – пресмыкающиеся

1.Шелестя, шурша травой, проползает шнур живой,

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)

2.Пушистой, маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушёные грибы . (Белка)

3. Окраской — сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая —

Известная персона.

Зовут её … . (ворона)

4. Я- пятнистая букашка,

По оранжевой спине

У меня одни кругляшки нарисованы везде.

Если в руки попаду —

Извините, обману:

Сразу, вроде без сознанья,

Я на спинку упаду. (Божья коровка)

5.Быстро плавает акула

Океаны бороздя.

Чует кровь, и запах чует

И, добычу карауля,

Не отпустит от себя.

6.Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

В итоге на листочке должна получиться следующая запись: Пр. З. П. Н. Р. ЗВ.

Ответы появляются на слайде (взаимопроверка, оценка результатов: «!» — все правильно, «+» — допустил 1-2 ошибки, « — » — нужно поработать над данным материалом)

-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руки — может поставить себе оценку «5».

Беседа

— Какую пользу человеку приносят животные? (дают пищу, одежду, защищают от врагов, поедают вредных насекомых, грызунов, помогают в хозяйстве и т.д)

Какой можно сделать из этого вывод? (животных надо охранять)

  1. Рефлексия

Учитель: Заканчивая разговор о животных, я предлагаю вам написать синквейн.

Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Пример синквейна:

Земноводные.

Мокрые, зеленые.

Квакают, плавают, ловят.

Лягушки.

(Учащиеся работают в составе группы в течение трёх минут, с последующим конкурсом на лучший синквейн)

Учитель: — Назовите важнейшие признаки насекомых, рыб, птиц, зверей.

— Какая информация была для вас новой?

— Что особенно понравилось на уроке?

— Что было трудно?

Учитель: Сейчас я хочу вам прочитать стихотворение Бориса Заходера «Про всех на свете»

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И Мошки

Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, —

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

— О чем это стихотворение?

Как вы думаете о чем мы будем говорить на следующем уроке?

Учитель: Оцените итоги работы на уроке на «лесенке знаний»

— Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте кружочек на нижней ступеньке.

— Если нет вопросов, то посередине.

— А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке. 

Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Домашнее задание: учебник с.62-63, тетрадь с. 45. № 8.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here