КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ВО 2 КЛАССЕ
Форма урока: Лаборатория «Я – исследователь»
Тема: «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ» (урок – обобщение)
Цель урока: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. у обучающихся посредством изучения темы «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ».
Задачи
предметные: —
-
формировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах:
-
все природные объекты состоят из различных веществ;
-
объекты, имеющие постоянную форму, являются телами;
-
определить основные свойства веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии:
-
при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются;
-
в твердом состоянии имеют форму, в жидком – имеют форму сосуда, в газообразном – формы не имеют;
-
дать представление о роли свойств веществ в жизни человека;
метапредметные:
-
создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков;
-
учить подводить под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать определения понятий);
-
обращать внимание детей на причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;
-
учить фиксировать информацию, полученную путем наблюдений;
-
развивать интерес к познанию окружающего мира и исследовательской деятельности.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация «Свойства веществ и их значение в жизни человека», раздаточный материал, приборы для показа опытов: стойка с металлическим шариком, горелка, и т.п..
I. Актуализация опорных знаний.
Учитель: — Здравствуйте, ребята.
— Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но природа откроет свои тайны только внимательным людям. Мы войдем в нее исследователями, а сопровождать нас будут преподаватель КБЖ, преподаватель физики.
— Ребята, посмотрите вокруг, нас окружают различные предметы, которые называются
. А вы знаете, что с телами могут происходить превращения?
— Сегодня на уроке мы узнаем:
Нам поможет ответить на этот вопрос учитель физики.
II. Практическая работа.
Преподаватель физики:
— Ребята, рассмотрите тела, расположенные на ваших столах, исследуйте их, выберите в тесте правильный ответ, обведите его кружочком.
Дети объединяются в группы, исследуют тела, выполняют тест.
Выберите правильный ответ, обведи кружочком:
1. Все тела не имеют форму. 2. Все тела имеют форму. 3. Есть тела, которые имеют форму и есть тела, которые ее не имеют. |
1. Все тела не имею запаха. 2. Есть тела, которые имеют запах и не имеют. 3. Все тела имеют запах. |
1. Есть тела, которые имеют цвет и не имеют цвет. 2. Все тела имеют цвет. 3. Все тела не имеют цвет. |
(Работа в группах)
Проверка.
— Что вы можете рассказать об этих телах?
Дети зачитывают ответы тестов.
Преподаватель физики:
— Молодцы, ребята.
— Скажите, а из чего состоят тела?
Дети:
Преподаватель физики:
— Определите, из каких веществ состоят тела.
— Соедините стрелками тела и вещества, из которых они состоят.
ВОДА
РЕЗИНА
СТАЛЬ
СТЕКЛО
(Работа в группах)
Проверка.
Преподаватель физики:
— Молодцы!
— Теперь ответьте на вопрос: из чего состоят вещества?
Дети: — Вещества состоят
— Покажите схему частиц твердых веществ, газообразных, жидких.
(Работа в группах)
Проверка.
Преподаватель физики:
— Все вещества окружающего мира находятся в одном из трех состояний: твердом, жидком или газообразном. И все вещества обладают какими-то свойствами. Какими? Наши опыты помогут определить их.
III. Практическая работа
Преподаватель физики:
— Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съеживаются.) А когда жарко? (Потягиваются.)
Преподаватель физики:
— Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно — они сжимаются, а когда жарко — расширяются. Давайте понаблюдаем за этим явлением во время проведения опыта.
Опыт 1. Наименование: твердое вещество
Преподаватель физики:
— Шарик — это тело.
Из какого вещества оно состоит?
Дети: — Из металла — твердого вещества.
Преподаватель физики:
— Частицы в металле расположены близко друг к другу, что и делает твердое тело твердым.
СЛАЙД
Преподаватель физики:
— Посмотрите, шарик легко проходит в кольцо. Нагреем его. А теперь не проходит. Сделайте вывод.
Дети: — Шарик стал больше. В твердых веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается.
Преподаватель физики:
— Посмотрите, что происходит с частицами в твердых телах при нагревании.
СЛАЙД.
Преподаватель физики:
— Шарик остыл, он снова проходит в кольцо.
— Как вы думаете, какое значение в жизни людей имеют свойства твердый веществ?
— Об этом хорошо знает преподаватель ОБЖ..
Преподаватель ОБЖ: — Ребята, наш город Нижний Тагил расположен на Уральских горах. Посмотрите на слайд. Горы поражают своим величием и грандиозностью. Но они под действием ветра, жары и холода непрерывно разрушаются. Проходят миллионы лет и горы снижаются, сглаживаются островерхие вершины. Мощные некогда хребты все больше напоминают холмы. В результате разрушения в горах накапливаются в большом количестве обломки горных пород (глыбы, щебень, песок). Они могут привести к таким грозным явлениям, как камнепады, обвалы, осыпи, сели. Это может быть очень опасно для жизни человека и окружающего мира.
СЛАЙДЫ.
Опыт 2. Наименование: жидкое вещество
Преподаватель физики: — Ребята, давайте, выясним, а жидкие вещества обладают свойством расширения при нагревании?
Преподаватель показывает спиртовой термометр. Нагревает его. Дети наблюдают, как подкрашенная жидкость поднимается по столбику термометра.
Преподаватель физики:— Что происходит?
Дети: — Жидкость поднимается.
Преподаватель физики: — Почему?
Дети: Она нагрелась, ей стало мало места.
Преподаватель физики: — Сделайте вывод.
Дети: — В жидких веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается, и жидкость поднимается по трубке.
СЛАЙД.
Преподаватель физики:- А если жидкости много в пробирке, что с ней произойдет?
Дети: — Она перельется через край.
Преподаватель физики: — Правильно, ребята. Это свойство называется текучестью.
— Какое значение в жизни людей имеет это свойство воды?
Преподаватель ОБЖ: — Вода своей формы не имеет. Она принимает форму сосудов, в которых находится. Т.е. она текучая, может изменять свою форму.
Когда на море дует ветер, он вызывает волны, которые, обрушиваясь на берег, вызывают разрушения. Если уровень воды в реках поднимается, случаются наводнения, т.к. вода растекается. От наводнений часто страдают люди и животные. Этим летом на Дальнем Востоке разлились реки Амур и Зея. У людей погибло все: дома, имущество, домашние животные и урожай. В городе Нижний Тагил также этим летом случилось наводнение. Вода затопила садовые участки, погубила урожай.
— Свойства воды очень важны в жизни человека, так же как и свойства воздуха, которым мы дышим.
Опыт 3. Наименование: газообразное вещество
Преподаватель физики: — Как вы думаете, что происходит с частицами при нагревании газообразных веществ?
Дети: — Они расширяются.
Преподаватель физики: — Правильно.
— Посмотрите, на слайде показано, как ведут себя частицы при нагревании в газообразных веществах.
— Давайте, исследуем и другие свойства газообразных веществ.
— Что находится в пробирке?
Дети: — Воздух.
Преподаватель физики — Чем пахнет воздух?
Дети: Воздух не пахнет.
Преподаватель физики: — Сейчас я открою пробирку и дам вам понюхать ее содержимое.
Дети улавливают запах духов.
Преподаватель физики:- В пробирке смесь воздуха с ароматическими веществами. И мы их чувствуем.
-
Преподаватель ОБЖ: — Действительно, воздух это смесь газов, а газы не имеют не только формы, но и своего объема. Они распространяются повсюду. Если мы открываем сосуд с газом, то он смешается с другими газами. В нашем городе есть заводы, например, НТМК, которые выпускают в воздух вредные газы. Это пагубно влияет на здоровье людей.
Учитель начальных классов: — Спасибо, уважаемые коллеги. Итак, ребята, мы с вами определили основные свойства веществ и их значение в жизни людей.
IV. Работа в группах.
Учитель: Ребята, сейчас вы проведете работу в группах и выполните мини-проекты «Свойства физических тел».
— Каждая из групп заполнит страницу проекта по плану, используя заготовки.
Дети составляют проекты «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».
Представление проектов.
V. Рефлексия.
Учитель: — Наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам было особенно интересно?
Дети: — Я понял, что тело и вещество — это не одно и то же.
-
Мне было интересно узнать, что физические тела имеют свойства расширяться.
-
Мне было интересно узнать о том, что свойства физических тел имеет большое значение в жизни человека.
Учитель: Вы молодцы. Мы еще раз убедились, что только внимательному и любопытному исследователю природа открывает свои секреты.
VI. Заполнение маршрутного лист.
Учитель: — Оцените свои знания в маршрутных листах по теме «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».
-
— это я уже знаю
+ — это я узнал сегодня
?- непонятно, хочу спросить
Дети оценивают знания
Учитель: Наше занятие в лаборатории «Я – исследователь» закончено. Спасибо всем за работу.