КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ВО 2 КЛАССЕ

Форма урока: Лаборатория «Я – исследователь»

Тема: «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ» (урок – обобщение)

Цель урока: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. у обучающихся посредством изучения темы «Свойства жидких, твердых и газообразных веществ».

Задачи

предметные:

  • формировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах:

  • все природные объекты состоят из различных веществ;

  • объекты, имеющие постоянную форму, являются телами;

  • определить основные свойства веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии:

  • при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются;

  • в твердом состоянии имеют форму, в жидком – имеют форму сосуда, в газообразном – формы не имеют;

  • дать представление о роли свойств веществ в жизни человека;

метапредметные:

  • создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков;

  • учить подводить под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать определения понятий);

  • обращать внимание детей на причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;

  • учить фиксировать информацию, полученную путем наблюдений;

  • развивать интерес к познанию окружающего мира и исследовательской деятельности.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация «Свойства веществ и их значение в жизни человека», раздаточный материал, приборы для показа опытов: стойка с металлическим шариком, горелка, и т.п..

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель: — Здравствуйте, ребята.

Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но природа откроет свои тайны только внимательным людям. Мы войдем в нее исследователями, а сопровождать нас будут преподаватель КБЖ, преподаватель физики.

— Ребята, посмотрите вокруг, нас окружают различные предметы, которые называются

физическими телами

. А вы знаете, что с телами могут происходить превращения?

— Сегодня на уроке мы узнаем:

Какими свойствами обладают физические тела?

Нам поможет ответить на этот вопрос учитель физики.

II. Практическая работа.

Преподаватель физики:

— Ребята, рассмотрите тела, расположенные на ваших столах, исследуйте их, выберите в тесте правильный ответ, обведите его кружочком.

Дети объединяются в группы, исследуют тела, выполняют тест.

Выберите правильный ответ, обведи кружочком:

1. Все тела твердые.

2. Есть тела твердые и жидкие.

3. Есть тела твердые, жидкие и газообразные.

1. Все тела не имеют форму.

2. Все тела имеют форму.

3. Есть тела, которые имеют форму и есть тела, которые ее не имеют.

1. Все тела не имею запаха.

2. Есть тела, которые имеют запах и не имеют.

3. Все тела имеют запах.

1. Есть тела, которые имеют цвет и не имеют цвет.

2. Все тела имеют цвет.

3. Все тела не имеют цвет.

(Работа в группах)

Проверка.

— Что вы можете рассказать об этих телах?

Дети зачитывают ответы тестов.

Преподаватель физики:

— Молодцы, ребята.

— Скажите, а из чего состоят тела?

Дети:

Из веществ

Преподаватель физики:

— Определите, из каких веществ состоят тела.

— Соедините стрелками тела и вещества, из которых они состоят.

ВОДА

РЕЗИНА

СТАЛЬ

СТЕКЛО

(Работа в группах)

Проверка.

Преподаватель физики:

— Молодцы!

— Теперь ответьте на вопрос: из чего состоят вещества?

Дети: — Вещества состоят

из частиц

— Покажите схему частиц твердых веществ, газообразных, жидких.

(Работа в группах)

Проверка.

Преподаватель физики:

— Все вещества окружающего мира находятся в одном из трех состояний: твердом, жидком или газообразном. И все вещества обладают какими-то свойствами. Какими? Наши опыты помогут определить их.

III. Практическая работа

Преподаватель физики:

— Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съеживаются.) А когда жарко? (Потягиваются.)

Преподаватель физики:

— Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно — они сжимаются, а когда жарко — расширяются. Давайте понаблюдаем за этим явлением во время проведения опыта.

Опыт 1. Наименование: твердое вещество

Преподаватель физики:

— Шарик — это тело.

Из какого вещества оно состоит?

Дети: — Из металла — твердого вещества.

Преподаватель физики:

— Частицы в металле расположены близко друг к другу, что и делает твердое тело твердым.

СЛАЙД

Преподаватель физики:

— Посмотрите, шарик легко проходит в кольцо. Нагреем его. А теперь не проходит. Сделайте вывод.

Дети: — Шарик стал больше. В твердых веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается.

Преподаватель физики:

Посмотрите, что происходит с частицами в твердых телах при нагревании.

СЛАЙД.

Преподаватель физики:

— Шарик остыл, он снова проходит в кольцо.

— Как вы думаете, какое значение в жизни людей имеют свойства твердый веществ?

— Об этом хорошо знает преподаватель ОБЖ..

Преподаватель ОБЖ:Ребята, наш город Нижний Тагил расположен на Уральских горах. Посмотрите на слайд. Горы поражают своим величием и грандиозностью. Но они под действием ветра, жары и холода непрерывно разрушаются. Проходят миллионы лет и горы снижаются, сглаживаются островерхие вершины. Мощные некогда хребты все больше напоминают холмы. В результате разрушения в горах накапливаются в большом количестве обломки горных пород (глыбы, щебень, песок). Они могут привести к таким грозным явлениям, как камнепады, обвалы, осыпи, сели. Это может быть очень опасно для жизни человека и окружающего мира.

СЛАЙДЫ.

Опыт 2. Наименование: жидкое вещество

Преподаватель физики: — Ребята, давайте, выясним, а жидкие вещества обладают свойством расширения при нагревании?

Преподаватель показывает спиртовой термометр. Нагревает его. Дети наблюдают, как подкрашенная жидкость поднимается по столбику термометра.

Преподаватель физики:— Что происходит?

Дети: — Жидкость поднимается.

Преподаватель физики: — Почему?

Дети: Она нагрелась, ей стало мало места.

Преподаватель физики: — Сделайте вывод.

Дети: — В жидких веществах при нагревании расстояние между частицами увеличивается, и жидкость поднимается по трубке.

СЛАЙД.

Преподаватель физики:- А если жидкости много в пробирке, что с ней произойдет?

Дети: — Она перельется через край.

Преподаватель физики: — Правильно, ребята. Это свойство называется текучестью.

Какое значение в жизни людей имеет это свойство воды?

Преподаватель ОБЖ: — Вода своей формы не имеет. Она принимает форму сосудов, в которых находится. Т.е. она текучая, может изменять свою форму.

Когда на море дует ветер, он вызывает волны, которые, обрушиваясь на берег, вызывают разрушения. Если уровень воды в реках поднимается, случаются наводнения, т.к. вода растекается. От наводнений часто страдают люди и животные. Этим летом на Дальнем Востоке разлились реки Амур и Зея. У людей погибло все: дома, имущество, домашние животные и урожай. В городе Нижний Тагил также этим летом случилось наводнение. Вода затопила садовые участки, погубила урожай.

Свойства воды очень важны в жизни человека, так же как и свойства воздуха, которым мы дышим.

Опыт 3. Наименование: газообразное вещество

Преподаватель физики: — Как вы думаете, что происходит с частицами при нагревании газообразных веществ?

Дети: — Они расширяются.

Преподаватель физики: — Правильно.

— Посмотрите, на слайде показано, как ведут себя частицы при нагревании в газообразных веществах.

— Давайте, исследуем и другие свойства газообразных веществ.

— Что находится в пробирке?

Дети: — Воздух.

Преподаватель физики — Чем пахнет воздух?

Дети: Воздух не пахнет.

Преподаватель физики: — Сейчас я открою пробирку и дам вам понюхать ее содержимое.

Дети улавливают запах духов.

Преподаватель физики:- В пробирке смесь воздуха с ароматическими веществами. И мы их чувствуем.

  • Преподаватель ОБЖ: — Действительно, воздух это смесь газов, а газы не имеют не только формы, но и своего объема. Они распространяются повсюду. Если мы открываем сосуд с газом, то он смешается с другими газами. В нашем городе есть заводы, например, НТМК, которые выпускают в воздух вредные газы. Это пагубно влияет на здоровье людей.

Учитель начальных классов: — Спасибо, уважаемые коллеги. Итак, ребята, мы с вами определили основные свойства веществ и их значение в жизни людей.

IV. Работа в группах.

Учитель: Ребята, сейчас вы проведете работу в группах и выполните мини-проекты «Свойства физических тел».

— Каждая из групп заполнит страницу проекта по плану, используя заготовки.

Дети составляют проекты «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».

Представление проектов.

V. Рефлексия.

Учитель: — Наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам было особенно интересно?

Дети: — Я понял, что тело и вещество — это не одно и то же.

  • Мне было интересно узнать, что физические тела имеют свойства расширяться.

  • Мне было интересно узнать о том, что свойства физических тел имеет большое значение в жизни человека.

Учитель: Вы молодцы. Мы еще раз убедились, что только внимательному и любопытному исследователю природа открывает свои секреты.

VI. Заполнение маршрутного лист.

Учитель:Оцените свои знания в маршрутных листах по теме «Свойства твердых, жидких и газообразных веществ».

  • — это я уже знаю

+ — это я узнал сегодня

?- непонятно, хочу спросить

Дети оценивают знания

Учитель: Наше занятие в лаборатории «Я – исследователь» закончено. Спасибо всем за работу.

 

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here