Открытый урок по кубановедению во 2 классе
Тема: «Казачья хата».
Цели и задачи:
1.Дать представление о внутреннем устройстве,
убранстве казачьей хаты;
2.Познакомить с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества;
3. Развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края;
4. Закрепить понятия: саманный, турлучный;
5.Развивать речь и мышление учащихся;
6.Развивать творческие способности детей;
7.Продолжать обучать детей работать в группах;
8.Воспитывать любовь к родному краю, интерес к прошлому кубанского казачества.
Оборудование:
-
Мультимедийное оборудование, слайды: «Хутор», «Хата», «Красный угол», «Печь», «Убранство хаты», «Утварь».
-
Раздаточный материал: карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями, словарные слова.
-
Материал для групповой работы: разрезная аппликация для собирательства.
Ход урока
1. Актуализация знаний
-Здравствуйте! Меня зовут Надежда Александровна.
Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
2. Создание ситуации поиска.
-Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по краю.(слайд1)
-Обратите внимание на казачье подворье. (слайд 2)
-Как вы думаете, это больше похоже на сельскую или городскую жизнь?
-А теперь посмотрите на следующий слайд3 и может кто-то догадался, как правильнее назвать населенный пункт, где живут казаки?
Деревня, село, станица, хутор
Словарная работа.
-Ребята, давайте попробуем сейчас дать точную формулировку этим понятиям.
(Ответы детей:
Деревня – корень «дерево», т.е. «место, очищенное от леса». А казаки обживались в степи.
Село – в селе обязательно была церковь — село, таким образом, являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень.
Станица – большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.
Хутор – поселение на территории станицы, не имеющее отдельного административного управления.
3.Целепологание
-Посмотрим на доску. Нет ли здесь лишнего слова? (слайд 4)
Изба, квартира, терем, хата.
Изба – деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные
Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.
Хата — постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.
4.Открытие нового знания.
— Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока («Казачья хата») (слайд 5)
-Давайте мы попробуем с вами построить свою хату. Раздаются мини-тексты описание хат (саманные и турлучные)
(Задание в парах: найдите в тексте сходство и различие двух видов хат (стены, пол и крыша).
Жилище у казаков было двух видов: саманное (кирпич из глины с примесью соломы)
Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол — глинобитный. Крыша — из камыша или соломы
(Слайды 6***)
и турлучное (частокол, плетень обмазанный глиной).
Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша — из камыша или соломы. Снаружи хату белили.
(Слайды 7***)
-Сейчас давайте проверим как вы запомнили последовательность строительства хаты.
5.Применение нового знания
— Хата построена, можно заглянуть и во внутрь. (работа по тетради стр.40-41)
-Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» — «божница».
(Слайд 8 «Красный угол»).
-«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?
-Царицей в доме считалась печь.
Слайд 9 «Печь».
-Как вы думаете почему? (Мнение учащихся).
— Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, (слайд 10) скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»( «угольники»).
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавках самотканые коврики (половицы), окна украшали вышитыми занавесками.
-Теперь, давайте выйдем во двор и поиграем. Я раздам вам геометрические пазлы, а вы попробуйте собрать свой двор. На время.
5.Рефллекия
— А теперь, давайте вспомним, где мы побывали сегодня на уроке?
— Из чего строились на Кубани хаты?
— Что главным было в каждой хате?
— А какие еще предметы быта мы сегодня увидели в убранстве хаты?
— Если вам понравился сегодняшний урок покажите мне зеленый карандаш,
— Если что-то не понравилось, покажите желтый,
— Если вам было не интересно, поднимите красный карандаш.
6.Домашнее задание