Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края
Конспект урока по развитию устной речи
для 2 класса
«Комнатные растения. Фикус, бегония. Узнавание и называние.»
подготовила
учитель начальных классов
Мария Яковлевна Попович
с. Ванновское
2012г
Цель:
— уточнить и расширить знания учащихся о комнатных растениях, познакомить с комнатными растениями класса;
— развивать умение рассматривать особенности внешнего вида строения растений, ухаживать за ними, развивать речь, внимание, обогащать словарный запас;
— воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.
Оборудование: живые комнатные растения в горшочках (фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, кактус, толстянка, рео), предметные картинки с изображением этих цветов, карточка с листьями клена и березы, предметные картинки с изображением клена и березы, индивидуальные карточки с изображением клена, березы, тополя и ромашки, картинки с изображением клумб с цветами, фоновая музыка для физминутки, индивидуальные карточки с вопросами о цветах.
Ход урока:
I.Организационный момент
Отчет дежурного (сегодня 15 декабря, урок развития устной речи, класс к уроку готов, присутствуют все, дежурный …….).
Релаксация.
— Поднимите ручки вверх, потянитесь к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу. Настройтесь на хорошую работу.
II. Повторение
— О чем мы говорили на прошлом уроке? (о деревьях)
— Покажите на рисунке листья клена и березы (карточка на доске)
— Какие листья у клена? У березы? (дети описают внешний вид листьев)
— Ребята, а сейчас на деревьях есть листья? Посмотрите в окошко. Почему деревья стоят голые? (сейчас зима, деревья зимой спят и поэтому они без листьев)
— Какой ствол у березы?
— Какую пользу приносят деревья людям?
— Покажите, какие части дерева вы знаете (крона, ствол, корень).
III. Введение в тему урока
Игра.
— Выберете лишнее. На столах у вас карточки с заданием в котором необходимо выбрать лишнюю картинку (картинки с изображением клена, березы, тополя и ромашки).
Беседа с каждым учеником:
— Объясни свой выбор, что нарисовано на картинке, как называется лишний цветок, ты его знаешь? Где могут расти цветы? (на клумбе)
Демонстрация картинок с клумбами.
— Отгадайте загадки:
На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше:
Очень больно колется (кактус).
— Выберете цветок, о котором говорится в загадке, чем он отличается от других цветов? (на отдельном столе выставлены цветы-отгадки, каждый горшочек подписан)
— Рано утром поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко
Пей моя…….(фиалка).
— Выберете цветок, о котором говорится в загадке, чем отличается от других цветов? (на отдельном столе выставлены цветы-отгадки)
— С горы на паутинках
Свисают паучки –
Зеленые пучки (хлорофитум).
— Выберете цветок, о котором говорится в загадке, чем отличается от других цветов? (на отдельном столе выставлены цветы-отгадки)
Обращение к цветам в классе.
— Где растут эти цветы? К какой группе они относятся? Почему? У всех цветов есть свои имена. А какие имена у цветов в нашем классе?
— Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:
— Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут (комнатные растения).
— Что значит «комнатные растения»?
— Сегодня мы узнаем, как растут некоторые комнатные растения. Запомним как надо ухаживать за ними.
(на магнитах тема урока появляется на доске)
IV. Изучение нового материала
— Ребята, а как часто мы можем видеть комнатные растения в помещениях? (практически всегда и в любом помещении человек стремиться окружить себя комнатными растениями)
— А почему они так нравятся людям? (они украшают наши дома, очищают воздух, с ними в доме становится уютно)
— Комнатные растения дарят нам общение с природой у себя в доме. Растения — санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух от углекислого газа, способствуют его увлажнению, уничтожают вредные микроорганизмы, заменяют нам лекарства. (На доске картинки комнатных цветов: фикус, бегония, хлорофитум, кактус, фиалка.)
Физминутка
(звучит спокойная фоновая музыка)
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети сидят на корточках. С началом музыки постепенно выпрямляются, поднимают руки вверх и плавно разводят в стороны, снова поднимают руки вверх и соединяют их. Садятся на корточки, качают головой.
Беседа.
— Ребята, посмотрите вокруг. Как много красивых растений у нас в классе! Перечислите их названия (фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, кактус, толстянка, рео).
— Благодаря нашей с вами заботе, они хорошо себя чувствуют. А что необходимо цветам, чтобы они хорошо росли? (тепло, свет, полив, уход)
— Одинаковые ли у нас в классе растения? (Нет. Они разные.)
— Давайте сравним растения на примере фикуса и бегонии. Найдите эти цветы среди остальных цветов в классе. Покажите их.
— Покажите у фикуса стебель. Какой он? (прямой)
— Покажите у фикуса лист. Какой он? (широкий, большой, толстый)
— Сравните фикус с бегонией. Чем они похожи, чем отличаются? (у этих растений есть стебель, листья, корень, они привыкли жить в комнате; у бегонии стебель тоньше, листья круглые, маленькие и тонкие)
— А как вы думаете, ребята, почему? я вам сейчас это расскажу, слушайте внимательно…
— Разные комнатные растения имеют разную потребность в воде: одним ее нужно много, другим поменьше, третьим совсем мало. Это потому, что все растения из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых заболоченных местах, где всегда влажная почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. Как вы понимаете выражение «запасать впрок»? (ответы детей) У них чаще всего тонкие мягкие листья и их очень много. И есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах, на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут очень редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения, которые живут в этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду – накапливать ее в стеблях, листьях и потом понемногу расходовать.
Такие растения имеют толстые стебли, мясистые, сочные листья, покрытые плотной кожицей. Тонких листьев, которые отдают, испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них – колючки. Есть ли у нас в классе такое растение, как его имя? (кактус)
— Посмотрите еще раз на цветы и скажите: Какое из растений может запасать влагу? (обращение к цветам в классе)
— Давайте вместе вспомним правила ухода за комнатными растениями, ответив правильно на следующие вопросы:
(У учащихся на столах индивидуальные карточки с вопросами.)
— Срезать сухие листья или нет?
— Снимать пыль с листьев сухой тряпкой или влажной?
— Большинство комнатных растений надо ставить ближе к свету или дальше от него?
— Вода для полива должна быть комнатной температуры или холодной?
— Лейку при поливе над горшком нужно держать низко или высоко?
— Рыхлить почву в горшке нужно ножом или специальной палочкой?
— Во время ответов зачеркивайте лишние слова в своих карточках. У вас должно получиться правило по уходу за растениями.
— Итак, что нам необходимо делать, чтобы комнатные растения всегда были красивыми и здоровыми? (читаем по одному предложению, потом все вместе)
V. Закрепление и практическая работа в игровой форме
Игра «Что изменилось?»
Детям предлагается выбрать лишнее.
Например: три разных цветка и лейка (лишняя лейка, так как она не цветок) Нужна она цветам? Для чего? (для полива) Покажите, как надо правильно поливать цветы (ученик поливает растения).
Цветы и тряпочка для пыли (лишняя тряпочка). Нужна она цветам? Для чего? (чтобы протирать с листиков пыль). Покажите, как надо правильно стирать с листьев пыль. Какой тряпочкой? (влажной).
Цветы и ножницы (лишние ножницы). Нужны они цветам? Для чего? (чтобы срезать сухие листья) Покажите, как надо правильно срезать сухие листья.
Цветы и палочка для рыхления почвы (лишняя палочка). Нужна она цветам? Для чего? (Чтобы рыхлить почву, через рыхлую почву цветы получают кислород.)
— Для чего нам надо знать правила ухода за комнатными растениями? (если мы будем правильно ухаживать за растениями, то они будут красивыми и здоровыми)
— Какие комнатные растения мы сегодня сравнивали? (фикус и бегонию)
— Какую пользу приносят комнатные растения человеку? ( Комнатные растения создают иллюзию общения с природой.) Красотой форм, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снижают напряжение, гася нервозность. Растения — санитары жилых помещений. (Они поглощают пыль, очищают воздух от углекислого газа, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.)
— Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(А. Фет)
VI. Итог урока
-Наш урок подошел к концу.
— Какая была тема урока? Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
Выставление оценок.
Домашнее задание:
— Составьте рассказ-описание о любом растении нашего класса. Нарисуйте в тетрадях это растение.
Литература:
-
Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М., 1991.
-
Окружающий мир. 1 класс. Часть1/1. Часть ½ / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – М.: Инпро –Рес, 1995.
-
Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.
-
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией: доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2006.
-
Развитие речи 2 класс: конспекты уроков/авт.-сост. Е. М. Матвееева.-Волгоград: Учитель, 2010.