МБОУ Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района Нижегородской области
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме
«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
Автор составитель:
учитель начальных классов
МБОУ Б.Терсенской СОШ
Храмцова Лариса Сергеевна
2012
Учебный предмет: русский язык
УМК: «Школа России»
Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Задачи урока:
Обучающие: 1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с
основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
Развивающие: 1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
осуществлять ее решение под руководством учителя;
2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
Ожидаемые результаты:
Личностные: 1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности
на уроке
Предметные: обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;
Метапредметные:
Познавательные: обучающийся научится:
выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
работать с информацией в учебнике;
работать с моделями;
осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные: обучающийся научится:
удерживать учебную задачу;
составлять план действий;
осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
допускать возможность существования разных точек зрения.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, рабочая тетрадь на печатной основе, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Учащиеся знакомы с понятиями слово, предложение, члены предложения, что предложение имеет свою грамматическую основу, что основу предложения составляют главные члены предложения.
Этапы урока и хронометраж:
1.Оргмомент – 0,5 мин
2.Актуализация знаний – 7 мин
3.Постановка новой учебной задачи – 3 мин
4. Открытие нового знания – 20 мин
Физкультминутка – 0,5 мин
5 Закрепление – 10 мин
6.Рефлексия – 4мин
Содержание урока ( в таблице)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формирование УУД | |
1.
2.
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация знаний
| У: Здравствуйте! Какое сейчас время года? Д: Зима. На доску вывешивается слово зима. У: Пожелаем друг другу что-то хорошее на каждую букву этого слова. Д: -Здоровья. — Задора. — Интереса, интеллекта. — Мира. -Милосердия. -Мудрости. — Аккуратности. — Азарта. — Спасибо! Молодцы! И я вам желаю поработать сегодня задорно, интересно, много и азартно.
Работа в парах. Каждой паре выданы карточки со словами, в которых допущены ошибки (малчик, корандаш, харошо, машына , ресует). У: Найдите и исправьте ошибки. Молодцы! Проверьте по словарю в конце учебника. Составьте предложение из данных слов, используя все 5 слов.. Д: Мальчик хорошо рисует машину карандашом. У: Как вы думаете, какая пара слов составляет основу записанного предложения? Д: Мальчик рисует. У:Молодцы! У:Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения? Д: Главные члены предложения.
| Личностные: доброжелательное отношение друг к другу; положительный эмоциональный настрой на урок Коммуникативные: умение слушать друг друга, вступать в диалог.
Познавательные УУД: Логические (анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков) Регулятивные: Контроль в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные УУД: Участие в диалоге, умение слушать одноклассников |
3.
4.
5.
6.
7.
| Постановка новой учебной задачи
Открытие нового знания.
Закрепление
Рефлексия.
Домашнее задание. | У: А знаете ли вы, как называется каждый главный член предложения? Д: Нет. У: Кто догадался, какая задача стоит перед нами на этом уроке? Д: Мы должны узнать, как называется каждый главный член предложения. У: Согласна с вами. Молодцы! Прочитайте тему урока на доске. Д: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
На интерактивной доске записаны предложения и даны схемы: Ветер дует. Дети играют. Птицы летят. Дождь идет.
Кто? Что делают? Что? Что делает? У: Соотнесите схемы и предложения. Один учащийся соединяет предложения со схемами. У: Как вы считаете, все ли верно? У: Выскажите мнение, являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? Почему? Д: Эти слова являются главными членами предложения, т.к. составляют основу предложения. У: Молодцы! У: О чем говорится в первом предложении? Д: О ветре. У: На какой вопрос отвечает слово ветер? Д: Слово ветер отвечает на вопрос что? У: Как подчеркивается? Д: Одной чертой. Аналогичная работа проводится с каждым из четырех предложений. У: Что вы заметили? Д: В каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопрос кто? или что? и подчеркивается одной чертой. У: Прочитайте, как называется такой главный член? (с.32 в учебнике) У: Что говорится о подлежащем в каждом предложении? На какие вопросы отвечают эти слова? Что вы заметили? Д: В каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопросы что делает? что делают? и подчеркивается двумя чертами. У: Прочитайте на с.33, как называется такой главный член? У: Теперь вы можете ответить, как называется каждый главный член предложения? Д: Подлежащее и сказуемое. У: Почему они главные? Д: Они составляют основу предложения? У: Прочитайте вывод на с.33 в учебнике. Молодцы! У: Спишите любое из четырех предложений, подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами. Работа с интерактивным приложением. На слайде – 3 предложения. У: Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Физкультминутка.
С.12 упр.22 «Рабочая тетрадь» У: Прочитайте самостоятельно задание. У: Повторите задание. Что нужно выполнить? дикие, на, гуси, юг, улетели Д: составить из данных слов предложения; записать любое предложение; подчеркнуть в нем подлежащее и сказуемое. У: Для чего мы будем выполнять это задание? Д: Мы должны научиться находить подлежащее и сказуемое. Д: Надо научиться различать подлежащее и сказуемое. У: Расскажите друг другу по очереди, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое? Дети работают в парах. У: Теперь выполните упражнение каждый в своей тетради. У: Проверьте по образцу. Все возможные предложения записаны на доске. Гуси улетели. Гуси улетели на юг. Дикие гуси улетели на юг. Молодцы!
У: Кто из вас может рассказать, что нового узнал сегодня на уроке? Д: Как называется каждый главный член предложения? Д: Как найти в предложении подлежащее и сказуемое? У: Кто может подчеркнуть подлежащее и сказуемое в данных предложениях? (работа с интерактивным приложением: игра «Найди главные члены предложения») Молодцы! У: Приготовьте сигналы. Поднимите зеленый сигнал те, у кого сегодня все получалось, кому было легко. Поднимите красный сигнал те, кому сегодня на уроке было трудно. Спасибо! У меня просьба к тем ученикам, кто поднял зеленый сигнал: кто желает помочь своим одноклассникам? А я считаю, что вы все сегодня поработали здорово, интересно, много и аккуратно писали в тетрадях. А если у кого-то что-то не очень получалось, не расстраивайтесь: я уверена, что вы доработаете материал дома. Молодцы!
У: Выберите сами себе домашнее задание по силам:
Или: 2)Выучить определения подлежащего и сказуемого, привести свои примеры, их записать и разобрать.
| Познавательные УУД: Общеучебные УУД (самостоятельное выделение учебной задачи) Личностные УУД: Самоопределение (формирование мотивации к изучению новой темы)
Познавательные УУД: общеучебные (-работа с моделями; — умение классифицировать) логические ( — построение логической цепи рассуждения; — подведение под понятия, выведение следствий; — выдвижение гипотез, их обоснование) Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД: Логические УУД — синтез как составление целого из частей — анализ с выделением существенных признаков Регулятивные УУД: целеполагание ( — принятие практической задачи; — умение удерживать учебную задачу) планирование (составление плана и последовательности действий) контроль (умение осуществлять самоконтроль и взаимный контроль) Личностные УУД: Смыслообразование (установление учащимися значения результатов своей деятельности) Умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные УУД: Самопознание и самоопределение: самоотношение и самооценка.
Личностные УУД: Самоопределение: оценка своих сил
|