МОАУ «НОШ №75» г.Оренбург
Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века»
Подготовила и провела учитель начальных классов
Жаданова Светлана Владимировна
г.Оренбург 2013г
Тема урока: «Наши помощники-органы чувств»
Цели урока: формирование представлений учащихся о важных и необходимых для взаимодействия организма с окружающим миром органах чувств.
Задачи урока: 1) создать условия для знакомства со строением и функциями органов чувств; с гигиеническими нормами ухода за органами чувств.
2) содействовать развитию логического и абстрактного мышления, наблюдательности, внимания, памяти, любознательности, создать условия для развития навыков гигиены.
3) создать условия для воспитания ответственности за свой организм, культуры гигиены, интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
-называть все органы чувств человека; -знать правила гигиены;
-понимать, что может стать причиной ухудшения зрения, слуха, осязания, обоняния; чем важны органы чувств, что опасно для их здоровья;
-выполнять советы по охране чувств; называть, что опасно для органов чувств человека.
Метапредметные (УУД):
Познавательные. Владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осуществлять смысловое чтение; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные. Планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища, — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, определять наиболее эффективные способы достижения результата освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации , составлять тексты в устной и письменной формах.
Личностные. Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Смыслообразование – понимать чувства других людей и сопереживать им, развивать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; иметь установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Ценностная ориентация — быть самостоятельным и лично ответственным за свои поступки, иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы работы: объяснительно–иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), словесные, наглядные.
Формы работы: беседа, фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированного обучения; ИКТ; здоровьесберегающего обучения; игровые технологии;
Оборудование: презентация , таблицы «ЗХУ», для каждого ученика, карточки в текстами, индивидуальные карточки для самостоятельной работы. В презентации переход на следующий слайд осуществляется по щелчку левой кнопкой мыши.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий | ||||||
I.
II. | Организацион ный момент. Эмоциональный настрой.
Проверка домашнего задания. | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять!
-Какой раздел вы начали изучать? -Объясните значение пословицы: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» -Желаю вам доброго здоровья и удачи на уроке. | -Мы начали изучать раздел «Кто ты такой?» -Дал бы бог здоровье, а счастье найдём. -Здоров будешь — всё добудешь. -Здоровье дороже богатства. -Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. | Такого рода упражнения в начале урока проводят с целью создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Учитель как бы связывает учебное время прошлого и настоящего урока. | |||||
III | Актуализация знаний | — Давайте попутешествуем по лесу, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес.
Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. Ах, какая ягода! Расскажите, какая? ( Красная, сладкая, ароматная).
Пошли дальше, прикоснулись к дереву. Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.) А вот около речки, увидели камни. Расскажите, какие они? (Круглый, холодный).
— Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).
-С помощью чего люди познают окружающий мир? -Сколько органов чувств у человека? -Возможно, вы и правы, что 5 органов чувств. Точный ответ вы сможете дать только в конце урока. Будьте очень внимательными и старательными. -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? -Какова цель урока?
|
(Слайд 2) (Слайд 2)
Тема урока: « Органы чувств» -Мы узнаем, какие органы чувств есть у человека, какую роль они играют в жизни человека и как за ними ухаживать. -У человека 5 органов чувств.
| Учитель предлагает задания, которые позволяют оценить возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Даёт возможность ученикам излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |||||
IV | Открытие нового знания.
1.Составление планы работы. |
-Что надо сделать, чтобы выполнить ту задачу, которую поставили перед собой? -Из каких шагов состоит работа по данной теме?
Знаем!!!!!!!
Научимся беречь.
Узнаем для чего он нужен.
Познакомимся с органом чувств.
-Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Перед вами таблица, в первую колонку которой вы можете записать всё, что вам известно об органах чувств человека. Во вторую колонку запишите то, о чём вам хотелось узнать. -А 3 колонку вы будете заполнять в течение всего урока. -А в этом нам поможет таблица, которую вы будете заполнять при знакомстве с каждым органом чувств. | -Составить план работы.
-Сначала мы выясним, что это за орган чувств, узнаем для чего он необходим человеку, как беречь его. — И тогда сможем с уверенностью сказать, что мы знаем всё об этом органе чувств.
Учащиеся самостоятельно заполняют колонки таблицы — знаю, хочу узнать. Приложение 2
Приложение 3
| На данном этапе целесообразно планировать пошагово решение задачи. Целесообразно на доске иметь увеличенную копию схемы плана. Она должна быть на всех этапах решения задачи урока, всегда на одном и том же месте.
На данном этапе урока реализуем разные вида деятельности учащихся — аналитическая, самостоятельная, рефлексивная. Оценивают собственные результаты и результаты одноклассников. | |||||
| 2. Поиск решения.
| Отгадайте загадку об одном из органов чувств. На скале сидит лягушка, а спрыгнуть не может. -Для чего человеку нужен нос? | Вступают в диалог, выслушивают и принимают мнения одноклассников -Чтобы чувствовать запахи. (Слайд 3) | Ученики учатся самостоятельно определять возникшие трудности. | |||||
|
| — Прочитайте инструкцию в учебнике с.21и выполните практическую работу в парах. Каждая пара выбирает 2 предмета, запах которых вам надо определить. -Что помогло вам определить предметы? — Какой орган чувств помог это сделать? — Прочитайте сообщение об этом органе чувств в учебнике на с. 22-23. —Прочитаю вам небольшое сообщение, а вы постарайтесь найти ошибки. -Можно ли говорить о запахе лета, осени, весны, зимы? -Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? -Кто они? -Сформулируйте правила, которые помогут сохранить наш орган обоняния — нос. —Запишите в последнюю колонку таблицы то, что нового узнали об органе обоняния. 2.- Какой орган помогает нам получать информацию о свойствах изображённых предметов ? -Расскажите, что вы записали в таблице ранее об этом органе? -Каждая пара проведёт опыт «Угощение для языка». Инструкция дана в учебнике на с.24. Результаты опыта вы запишите в таблицу.
-Подготовьте сообщение о зонах языка, отвечающих за различные вкусовые ощущения, используя статью учебника с.23. -Запишите в последнюю колонку то, что вы нового узнали об органе вкуса. 3. Для знакомства со следующим органом чувств предлагаю вам поиграть в игру «Угадай предмет». Несколько учеников выходят к доске и с закрытыми глазами в варежках должны отгадать, какой предмет они держат в руках. — С какой трудностью вы встретились? -Попробуйте это сделать без варежки. -Какой орган чувств помог вам в этом? -Для чего он необходим человеку? -Предлагаю вам провести опыт. Инструкция дана в учебнике на с.25.Результаты опыта запишите в таблицу. -Каким людям этот орган чувств помогает жить? -Что нового узнали, запишите в таблицу. -Как надо относится к коже? Почему? -Как вы думаете, окружающий мир помогают познать только эти органы чувств? -Какие ещё органы чувств помогают в познании окружающего мира?
Физминутка. 4.-Закройте глаза и попробуйте отгадать, какой предмет у меня в руке. -Почему вы не смогли ответить на мой вопрос? -Предлагаю выполнить задания в паре. У каждой пары набор картинок. Вам необходимо выполнить -группировку предметов -определите назначение предметов -дайте название предметам -Почему вы смогли выполнить это задание? -Что можно увидеть с помощью глаз? -Прочитайте сообщение. Во время чтения не забывайте делать пометки на полях. -Дайте научное определение — что такое глаза? —К какому органу чувств относятся? -Как надо относится к глазам? -Объясните, что значит «храни её как зеницу ока»? -Запишите в третью колонку таблицы то, что нового узнали для себя. -Предлагаю поиграть в игру «Угадай голос соседа» -Что помогло угадать голос соседа? -К какому органу чувств относится? -Что можно услышать нашим органом слуха?
Дидактическая игра «Веришь, не веришь»
— Как устроено ухо? -Прочитайте статью и сделайте пометки на полях уже знакомыми знаками. -Какую роль играет орган слуха? -Сформулируйте правила, которые помогут вам сохранить слух? -Назовите орган равновесия. -Что нового узнали для себя? -Запишите в 3 колонку таблицы.
| Дети работают в парах.
— В этом нам помог нос. Слайд 3
Приложение 4 — У каждого времени года свой запах. -Да есть. Это парфюмеры.
-Орган вкуса — язык.
— Каждая часть языка отвечает за свой вкус.
Слайд 4
-Сложно было определить, что это за предмет. -Нам помог орган осязания – кожа. Слайд 5
-Для защиты организма.
-Это орган чувств помогает жить слепым людям. Они познают мир с помощью тактильной памяти. Например, читают по специальным книгам с помощью пальцев рук. Приложение 10 -Орган зрения-глаза, орган слуха — ухо. — Мы не могли отгадать предмет, потому что его не видели. Слайд 6
Приложение 5 Слайд 7 -Нам в этом помогло зрение. -Это орган зрения. -К глазам надо относится очень бережно. Приложение 6 -Око- это глаз. И к нему надо относиться очень бережно.
Ученики выходят к доске по одному, класс отгадывает, чей это голос. -Это орган слуха. -Можно услышать звуки, которые нас окружают.
Учитель очень тихо передаёт 1 ученику слово, а он его передаёт другим детям. Последний ученик называет слово, которое услышал. Слайд 8 Приложение 7
Дети рассказывают о том, как устроено ухо. Приложение 8 Высказывают предположение о роли органа слуха. Пытаются сформулировать правила сохранения органа слуха. Дети высказывают свои предположения. | Дети учатся работать с информацией учебника, определять назначение упражнений, соотносить содержание упражнений с целью.
Используется приём «Инсерт». При самостоятельном прочтении текста учащиеся делают пометки на полях.
На данном этапе урока используется приём «Лови ошибку».
Данный вид работы поддерживает осознание причастности вклада каждого школьника в результат совместной деятельности.
Организовать постепенную выработку детьми тех норм в классе, которые каждому помогают чувствовать себя комфортно, проявлять чувства друг другу, знаками поддерживать друг друга. Создание проблемной ситуации, побуждение детей к мыслительной деятельности.
На данном этапе важно обеспечить условия для совместной работы в группах. Ситуация разногласия, конфликта точек зрения в группе побуждают сформулировать и противопоставить их, инициируют обращение за помощью. Важно на всех этапах обучения младшего школьника уделять играм и упражнениям на развитие эмоциональной поддержки, интереса детей друг к другу через невербальные средства. | |||||
V | Самостоятельное применение знаний. | -А сейчас вы должны выполнить задания, которые покажут нам что вы сегодня узнали. —Нарисуйте маленький значок глаза, уха, носа, рта или руки перед теми словами, которые связаны с соответствующими органами. Обведи слова, с которыми у тебя возникли трудности. -Оцените свою работу. Закрасьте кружок в последней ячейке: «зелёный» — работал быстро, правильно, самостоятельно «синий» — работал правильно, но медленно; «жёлтый»- работал правильно, но с помощью других; «красный» — работал быстро, но неправильно.
| Слайд 9 Приложение 9 Дети работают на листах, после проверки у доски оценивают свою работу. | Задания способствуют формированию у учащихся самооценки, достигнутых результатов, поощрение учителя, умение оценивать учебные действия | |||||
VI | Подведение итогов. Рефлексия. | -С помощью, каких органов чувств человек познаёт окружающий мир? -Какой орган чувств самый главный? Докажите свой ответ. -Как надо относиться каждому человеку к своим органам чувств? -Учёные говорят: « Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, мозг» — Как вы это понимаете? -Что узнали самое интересное на уроке? -Какое задание было самым трудным? -Как вы справлялись? | -У человека 6 органов чувств: орган слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, равновесия. Человек воспринимает мир всеми органами чувств. Каждый из них дополняет друг друга. Работой органов чувств руководит головной мозг. Слайд 9,10 | Система вопросов способствует осознанно строить речевое высказывание в устной форме, формированию целостного взгляда на мир, умения оценивать свои достижения ,наметить пути дальнейшей работы над учебным материалом. целостное представление об изучаемым предмете. | |||||
VII | Домашнее задание | Выберите любое задание и выполните его -Оформите книжку малышку «Берегите свои органы чувств» -Нарисуйте запахи. |
|
|
Литература.
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Ч 1 – 3-е изд., дораб.- М.: Вентана –Граф, 2010
2.Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2010. – 368 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
3.Калашникова Н.Г. «Личностно ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности», Барнаул 2004.