Конспект урока окружающего мира во втором классе
Тема урока: Смена времён года
Цели: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения знаний детей о временах года, причинах смены времён года.
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
УУД, формируемые на уроке:
-личностные: проявление познавательного интереса к окружающему миру при определении причин смены времен года, дня и ночи, природных условий различных участков земного шара, температуры; формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
-коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, контролировать действия партнёра при определении причин смены времён года; выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками в группе.
-познавательные: поиск необходимой информации для объяснения связи между сменой дня и ночи, времён года и движением Земли; выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство причин смены времён года, установление причинно-связей типов небесных тел, причин смены времён года.
-регулятивные: определение цели учебной деятельности совместно с учителем при определении причин смены дня и ночи; уметь составлять план решения учебной задачи совместно с учителем при определении причин смены времён года; прогнозировать и контролировать способ решения и результат учебной задачи по ранее составленному эталону при определении причин смены времён года; корректировать и оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при определении типов причин смены времён года.
Планируемые результаты: предметные – развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, уметь находить причину смены времен года; личностные — целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий; метапредметные — извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, наблюдений для решения учебной задачи.
Основные понятия: смена времен года.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная
Учебно-методическое обеспечение: учебник « Окружающий мир» ( Наша планета Земля) А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, УМК « Школа 2100», рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир»( Наша планета Земля) А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, плакаты, теллурий.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
3.Совместное « открытие» знаний
Физминутка 4.Первичное закрепление.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
6. Рефлексия
7. Итог урока.
8.Домашнее задание
| — Прочитайте девиз урока. — Что хотите от сегодняшнего урока?
Задача: организовать детей на работу по теме урока
Задача: актуализировать знания детей для восприятия нового материала. -Чтобы открыть новое, необходимо вспомнить уже изученное. Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке (плакат на доске) 1)Ночь наступает, так как на небе появляется Луна. 2)Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения. 3) День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. -Кто пришёл к этому же выводу? — Какие движения Земли вы знаете?
-К чему приводит движение вокруг своей оси? Постановка проблемного вопроса -К чему приводит движение Земли вокруг Солнца? — Как вы думаете, чему будет посвящён урок? — В конце урока вы должны ответить на вопрос: что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца?
Задача: показать наглядным способом причину смены времен года.
— Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием. Обсудите и скажите, каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?
— Где можно найти ответ на вопрос? -Проведём небольшое исследование. У каждой группы на столах стоят лампы и глобусы. Какую роль будет играть лампа? — Представьте сначала, что поверхность Земли – это ваша рука. Включим лампу. Поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? — Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете? — Верните в начальное положение. Что теперь? -Опустите вниз. Тепло ли руке? -Почему? — Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали. — Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях. -Так почему в первом положении руке было теплее? — Проделаем такой же опыт с глобусом — моделью Земли. У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля (плакат на доске). Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца? Вывод: Земная ось (воображаемая линия от Северного полюса к Южному) наклонена к плоскости орбиты Земли под определенным углом и направлена всегда в одну точку — на Полярную звезду. — Когда вы будете передвигать глобус вокруг лампы, не забывайте соблюдать направление воображаемой оси. — Проведём опыт с исследователем из первой команды, остальные оценивают его действия. -Расположи глобус около лампы и направь его ось на Полярную звезду. -Куда смотрит ось Земли: на Солнце или от него? — Как выдумаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое? — Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: В Москве или в Австралии. — Как вы думаете, какое время года в Москве? Приглашается исследователь из другой команды. -Передвинь глобус вокруг Солнца. Куда должна смотреть его ось? -Ось земли смотрит на Солнце или от Солнца? — Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Москве или в Австралии? Какое время года в Москве? -Попробуем сделать вывод. Почему так произошло? — Обратимся к учебнику с. 59
Пока наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые, время года – лето. -Пока наше полушарие повёрнуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые, время года – зима. -Как вы думаете, что произойдёт, когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца? -За какой период это произойдёт? Вывод: что же происходит при вращении Земли вокруг Солнца? — Ответили ли мы на главный вопрос урока? — Какая основная причина смены времени года? Почему летом день длится дольше?
— Почему зимой холодно?
Задача: закрепить новые знания
-Какие у вас ещё возникли вопросы в связи с рассматриваемым нами материалом? — Обратимся к плакату ( изображение живой природы). Как действует вращение Земли вокруг Солнца на живую природу?
Задача: проверить степень усвоения учащимися нового материала.
— Вернитесь к заданиям, которые получила каждая группа в начале урока. Сравните свои предположения.
-Чей же вывод оказался наиболее близким к правильному?
Моделирование. –Попробуйте символами изобразить направление солнечных лучей на Землю и подписать времена года вокруг земного шара.
Задача: оценить степень усвоения материала учащимися.
—Какое задание было самым трудным?
Задача: подвести итог работы по изучаемой теме. -Поработайте в паре: расскажите друг другу, в чём же причина смены времени года? -Где пригодятся знания?
Задача: закрепить полученные знания при выполнении домашнего задания. 1.Выполнить схематический рисунок движения Земли вокруг Солнца. 2.Дополнительный материал для любознательных с.62-63 в учебнике. 3.Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето. | Мы науки изучаем, Об открытиях мечтаем. Будем знанья получать, Чтоб потом их применять. — Открыть новые знания. Задача: настроиться на восприятие учебного материала.
Задача: вспомнить материал прошлого урока для включения его в систему новых знаний.
День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по- разному освещается Солнцем.
(Дети поднимают руки) Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца. К смене дня и ночи.
Затруднение с ответом.
Мы узнаем, что происходит на земле, когда она движется вокруг Солнца. Вопрос записан на плакате и оставлен на доске до конца урока (для самоконтроля).
Работа в группах (дети озвучивают правила при работе в группах, главное – правило поднятой руки) Задача: выяснить причину смены времен года. 1группа — Летом тепло и день длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Почему? 2группа — Наступил октябрь и жители Австралии дружно стали покупать купальники. Почему? 3группа — Жители Африки никогда не играли в снежки. Почему? 4 группа — На полюсах никогда не тает лед. Почему? Версии групп.
В книге, энциклопедии, интернете.
Лампа будет играть роль Солнца.
Наблюдение за учителем, соблюдение правил безопасности с электрическими приборами, повторение действий за учителем.
Руке очень тепло.
Руке уже не так тепло.
Руке опять тепло. Руке не так тепло. Дети высказывают свои мнения.
Рисуют в тетрадях, учитель на доске. В1-ом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок. Потому что лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла.
Обсуждение в группах. Версии детей.
Ученик выполняет инструкцию.
Думаю, что от Солнца.
И свет, и тепло.
В Австралии больше тепла. В Москве зима, а в Австралии – лето.
На Полярную звезду.
Думаю, что к Солнцу.
Теперь теплее в Москве.
Теперь в Москве лето, а в Австралии – зима.
Версии детей. Чтение исследователем из третьей группы.
В Москве снова наступит зима, а в Австралии –лето.
За год.
Смена времён года. Самопроверка.
Да.
Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца. Солнце поднимается высоко над горизонтом. Солнце низко над горизонтом. Чтение вывода в учебнике на с. 59 Наклонное положение оси Земли сохраняется в течение всего года, поэтому Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу, а вторую часть года к Солнцу наклонен Южный полюс. Из-за этого наклона прямые лучи Солнца иногда освещают участок поверхности Земли к северу от экватора, иногда к югу от экватора. Это различие падения солнечных лучей на участке земной поверхности и вызывает смену сезонов в различных районах Земного шара. Когда Северный полюс повернут к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето, к югу — зима. Когда прямые солнечные лучи падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном полушарии — зима.
Задача: попробовать применить полученные знания для выполнения типовых заданий. -Мы знаем, что времена года сменяют друг друга и почему так происходит. Версии детей.
Выполнение типовых заданий.
Задача: самостоятельно проверить степень усвоения материала.
Работа по учебнику с.56-57, в рабочей тетради с.18-19 1 группа наблюдает за птицами 2 группа — за растениями 3 группа — за животными Вывод по группам. Общий вывод. Жизнь природы изменяется по сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным изменениям, чтобы выжить.
1 группа: пока наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие и тёплые, лучи прямые, время года лето, а когда повёрнуто от Солнца, дни у нас короткие, а ночи длинные, лучи косые, время года – зима. 2 группа: в это время в Австралии лето, потому что материк находится в южном полушарии, самое холодное время попадает на июнь, июль, август. 3 группа: Африка имеет высокие температуры и считается самым жарким материком. Причина этого — в географическом расположении континента: вся территория Африки находится в жарких климатических поясах. 4 группа: полюса всегда получают косые солнечные лучи, поэтому поверхность не согревается, лед не тает. ☼ → лето ● зима (проверка по образцу на доске)
Задача: оценить свою работу на уроке.
У каждого ребенка лист с началом предложений – закончить. Я научился… Было трудно … Было интересно … Мои ощущения …
Задача: вспомнить ключевые слова по теме урока, подумать какими новыми знаниями по теме урока можно поделиться с товарищами.
Задача: зафиксировать задание в дневнике, подумать, в каких книгах можно найти ответ на третий пункт домашнего задания.
|