Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердлоской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конспект урока по окружающему миру на тему:
«Термометр, его виды и его устройство»
Специальность 050146 – преподавание в начальных классах
Исполнители: студентки 3а группы
Корякина Екатерина
Манжула Марина
Руководитель: Семёнова Алёна Васильевна
Камышлов, 2014
Тема урока: «Термометр, его виды и его устройство»
Класс: 2
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний);
Цели:
-
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия;
-
Метапредметные: развитие познавательной активности;
-
Предметные: изучение устройства термометра, его видов и развитие навыков пользования термометра на практике.
Задачи:
-
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия;
-
Метапредметные
-
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование темы и цели урока; формирование умения использовать составные логические операции (утверждение, рассуждение);
-
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение работать в парах; адекватно передавать информацию, объяснять свой выбор и аргументировать его; учитывать позицию собеседника; умение вести диалог;
-
Регулятивные: формирование умения формулировать цель урока; планировать свою деятельность, оценивать работу учащихся.
-
Предметные: сформировать представление об устройстве термометра и принципах его работы; научиться пользоваться им в ходе выполнения практической работы
Планируемый результат:
-
Личностный: мотивация детей на выполнение учебных действий;
-
Метапредметный: применение познавательной активности в ходе урока
-
Предметный: умение измерять температуру тёплой и холодной воды при помощи термометра.
Оборудование: электронная презентация, термометр, баночки с холодной и тёплой водой, инструкционные карточки, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ластик.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы, формы работы | |
Организационный | — Добрый день, ребята! Присаживайтесь. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет придела, Так скорей друзья за дело.
-Проверим готовность к уроку. Вы готовы? | -Здравствуйте! (приветствуют стоя) Слушают стихотворение
-Мы готовы! | Личностные: действие смыслообразования, формирование желания выполнять учебные действия | Словесный (диалог) |
Актуализация знаний
| -А теперь, ребята, давайте вспомним материал прошлого занятия.
-Из чего состоит воздух? Молодцы, верно!
-Какой бывает воздух (по качествам)? Вы совершенно правы.
-Ребята, как вы определяете, когда вам тепло, а когда холодно?
-Ребята, а мы можем по температуре воздуха определить тепло или холодно на улице?
-А как можно это сделать?
-Молодцы, действительно, когда мы говорим «холодно», «тепло» или «жарко», мы говорим о температуре и её изменениях. -А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку: Живёт за рамой Человечек стеклянный. Любую погоду Измеряет с ходу. Поступает просто Отмеряет ростом -Правильно, это термометр. -А может кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
-Верно, сегодня мы с вами узнаем, что же такое термометр, из чего он состоит и каких видов бывает.
|
-Азот, кислород, аргон, углекислый газ, остальные газы.
-Загрязнённый, чистый, свежий, тёплый, холодный и пр.
-Когда тепло хочется пить, выступает пот и прю. -Когда холодно хочется погреться у батареи, выпить горячего чая (молока, шоколада и пр.).
-Солнце греет когда тепло, когда холодно дуеет ветер сильный и пр.
-Да
-Когда холодно, температура «-», когда тепло температура «+»
-Термометр (высказывают свои предположения)
-О термометре и температуре (высказывают другие предположения) | Познавательные: выделение и формулирование цели урока, формирование умения производить составные логические операции (построение рассуждений) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, адекватно передавать информацию, аргументировать свой выбор, учитывать позицию собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы Регулятивные: целеполагание | Словесный (беседа) |
Открытие нового знания | -Ребята, к нам на урок прибежал зайчик. Он хотел нам что-то интересное рассказать, но по дороге его встретил холодный ветер. Он сильно подул на маленького зайчика и бедный зайчик заболел. Ему необходимо лечение. Как вы думаете, с чего мы его начнём?
-Хорошо, а какой прибор мы будем использовать для измерения температуры? -Молодцы. Действительно, для точного измерения температуры воздуха люди изобрели простой и надёжный прибор-термометр. -Ребята, а сейчас попробуйте объяснить своему соседу по парте, что же такое термометр.
-А теперь, объясните мне, что же такое термометр?
-Молодцы, ребята. Сейчас взгляните на доску, где представлен термометр и прочитайте, из чего же он состоит? -Совершенно верно. Главная часть термометров – стуклянная трубочка, наполненная жидкостью (ртутью) и пластинка с делениями, её называют шкалой Цельсия по имени его изобретателя. По шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчёт градусов тепла ведут от ноля вверх, а холода — от ноля вниз. Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число холода — со знаком «-». Вместо слова «градус» ставят маленький кружочек. Например, плюс пять градусов тепла запишут так: + 50. А пять градусов холода так: -50. Градусник нельзя разбивать, так как жидкость (ртуть) очень опасна для человека, при вдыхании её паров можно отравиться или умереть.
-Ребята, а как вы думаете, какие бывают термометры. -Совершенно верно. Термометры бывают медецинские, водные, комнатные
Посмотрите на доску и скажите, чем же они отличаются друг от друга? -А кто – нибудь сможет сказать, почему шкалы с делением данных термометров различаются? Ппочему вы так думаете?
-Правильно, ребята. Медицинский термометр. На его шкале нанесена температура до 420 тепла и 340 тепла, потому что при температуре тела 420 тепла (у человека жар). При такой температуре человек погибает, поэтому на термометре не выносят больше деления тепла. Комнатный термометр. У него шкала деления ограничена +400 (500) тепла и 100 холода, потому что в комнате обычно не бывает теплее 400 и холоднее 100 . Водный термометр. Имеет шкалу с деление от 00 до 1000 тепла и более, потому что при 00 вода замерзает и превращается в снег или лёд, а при 1000 тепла она закипает и превращается в пар. Воздушный термометр. Обычно имеет шкалу от 500 тепла до 500 холода. Потому что в нашей местности холоднее и жарче не бывает и нам хватает этой шкалы. ФИЗМИНУТКА Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | Слушают учителя
-Нужно измерить температуру (высказывают другие предположения)
-Термометр
Слушают учителя
Поворачиваются к своему соседу по парте лицом и объясняют, что такое термометр
-Прибор для измерения температуры (возможны другие формулировки)
-Цифр, футляра, жидкости
Слушают учителя
-Для измерения температуры тела у людей, для измерения температуры воздуха, для измерения температуры и пр.
-Измеряют различную температуру и имеют различные шкалы с делением. Высказывают свои предположения, аргументируют
Слушают учителя
Выполняют действия | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, формирование умений производить простые логические операции (анализ, сравнение), составные логические операции (утверждение, рассуждение) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение передавать информацию, учитывать позицию собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение работать в парах | Словесный (рассказ учителя, диалог)
Наглядный (демонстрация изображений)
|
Практическая работа | -А сейчас, ребята, мы с вами переходим к практической работе по изучения принципа работы термометра. Работаем в парах. Перед вами на столе лежит карточка с инструкцией. Прочитайте. Ребята, главное, нельзя баловаться термометром. Так как он содержит ртуть – опасную для жизни жидкость. Нельзя бросать и ломать его. -Хорошо, ребята. Какова цель практической работы? -Для того, чтобы достичь нашей цели, мы должны использовать оборудование. Какое?
-Хорошо, все готовы к практической работе? -Приступаем. Итак, первое задание. Вам нужно зарисовать термометр. Рассмотрите термометры у вас на партах и зарисуйте их. В какую колонку поместите рисунок? -Молодцы, выполняйте задание. -Вспомните, какие из чего состоит термометр? Отлично, подпишите названия этих частей.
-Сейчас все возьмите в руки термометр. По очереди опускайте сначала в баночку с холодной водой, а затем с тёплой. Записываем результаты в таблицу. Пишем выводы, что происходит с жидкостью (выполнение учителем совместно с детьми — демонстрация) -Молодцы, ребята, а сейчас запишите под таблицей общий вывод. Чему вы научились, что вы делали, какие трудности возникли?
| Слушают учителя
Читают инструкцию
-Научиться пользоваться термометром -Термометр, баночки с тёплой и холодной водой, инструкционные карточки, фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.
-Да
-В первую
-Шкала, жидкость (ртуть), стеклянный футляр, стержень, деления с градусами.
-Выполняют опыты, записывают результаты наблюдений, делают выводы | Познавательные: умение проихводить простые логические операции (анализ, сравнение, обобщение) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение отвечать на поставленные вопросы, строить фразы, постановка вопросов, умение работать в парах Регулятивные: контроль в форме сличения действий с заданным эталоном, волевая саморегуляция
| Словесный (диалог)
Работа с инструкционными карточками
Наглядный (пошаговая демонстрация опытов) |
Представление результатов работы | -Заканчиваем работу. Я хочу послушать результаты вашей практической работы. Есть желающие кто хочет поделиться результатами свойе работы? -Выходим к доске, а остальные ребята слушают внимательно, проверяют правильность выполнения. -Все вы, ребята, молодцы. Я думаю, вам было интересно? -Что вы сегодня узнали на уроке?
-Поднимите руки те, у кого возникли трудности? А сейчас те, кто справился легко и всё понял. -Спасибо, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать! | Учащиеся выходят по желанию к доске, остальные слушают и проверяют правильность выполнения (возможны рекомендации)
-Да
-Как выглядит термометр, каких видов он бывает, как с ним работать и пр.
(возможно поднимают руки) | Познавательные: умение производить составные логические операции (рассуждение, утверждение) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, адекватно передавать информацию, объяснять свой выбор, строить фразы Регулятивные: оценка, коррекция | Словесный (диалог, рассказ учащихся)
|