Класс: 1
Учитель: Отрышко В.А.
Тема урока: Состав числа
Цель урока: знакомство учащихся с составом чисел.
Задачи урока:
знать: образование чисел
уметь: образовывать числа из двух меньших чисел, согласовывать числительное с существительным; соотносить цифру и число предметов.
приобретут универсальные учебные действия: образования числа 4, счёта в пределах 4-х;
развивать устную речь обучающихся на основе процесса словоизменения с автоматизированными звуками; развивать пространственные представления, общую и мелкую моторику.
Воспитывать положительную мотивацию к обучению; формировать социальные представления об окружающем мире.
Понятия: число, цифра, числовой ряд.
Оборудование: компьютер, слайд-презентация; числовой ряд.
Дидактические материалы к учебному занятию: у каждого ученика – карточки с цифрами 1, 2, 3,4.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Актуализация
Ход урока.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— Кто меня видит – хлопните.
—Кто меня слышит – топните.
—Кто готов со мной работать – поднимите руку.
Целеполагание
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
—Сегодня будет необычный урок, а урок-сказка, которую мы составим вместе с вами. А кто будет героем нашей сказки, вы мне подскажете, когда отгадаете загадку.
Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол, И от бабушки ушел.
У него румяный бок… Вы, узнали? (КОЛОБОК). (КАРТИНКА)
2)—Кто помнит, кого встретил Колобок во время своего путешествия, когда ушел от бабушки и дедушки? Назовите. ГЕРОИ НА ДОСКУ
—Сколько всего зверей встретил Колобок?
—С числом и цифрой 4 мы уже знакомы, а сегодня мы узнаем, как получить число 4 из двух более меньших чисел, будем решать примеры, используя известные нам числа. Все знания, полученные сегодня, пригодятся нам в дальнейшем на уроках математики, а так же в жизни.
В конце урока мы должны будем заселить домик, в котором живет цифра 4
III. Устный счёт:
1)—Кто стоит первым?
—Перед лисой?
—После волка?
—Кто стоит вторым?
—А между медведем и зайцем?
2)—Кто мне сможет найти цифру 4 на наборном полотне?
—На что похожа цифра 4 — вспомним
«Ставим стульчик вверх ногами
И … «четвёрка» перед нами
3)— Начинаем сочинять сказку….Испекла однажды бабушка Колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он — прыг на окно, с окна на завалинку, с завалинки на травку, да и покатился по тропинке. А тут мальчик мимо шел. Решили они в ляпы поиграть с Колобком. Начал мальчик убегать, хотел перелезть через забор и зацепился за штакетник
— и вот результат! – штаны свои порвал!
—Давайте поможем залатать мальчику брюки Что нам нужно для работы?
(дети говорят, какие геометрические фигуры подходят, )
— Молодцы, ребята, вы помогли мальчику.
— А сколько геометрических фигур подошло? 5
—Какие геометрические фигуры, назовите
Физминутка для глаз, потереть ушки, массаж головы, вдох, на 4 счета выдох
5)—Катится Колобок дальше, смотрит, сидит Заяц,рядом мяч лежит, а он карточки с цифрами перекладывает, к уроку в лесной школе готовится.
-Давайте и мы с вами поиграем с мячом, и заодно поможем Зайцу.
—Я вам кидаю мяч и говорю задание, а вы мне возвращаете мяч с готовым и правильным ответом.
—Назовите число, предшествующее числу 2
—Назовите число, следующее при счете за числом 3
—Назовите число, стоящее между числами 2 и 4
—Назовите число, которое на 1 больше, чем 1
—Что значит увеличить число на 1 (назвать последующее) 1 4 3 2
—Назовите наименьшее число. Наибольшее
—Какое число больше – 3 или 4. Почему?
—А на сколько? Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
6)—Посмотрите несколько секунд, запомните (доска закрывается)
—Какая цифра стояла первой? Последней? Между 1 и 3?
—Кто сможет расставить их в порядке возрастания? (ребенок выполняет)
7)Игра «Вы моё эхо»
–Катится колобок дальше, а навстречу ему волк.
—Если выполнишь мое задание – не съем тебя! Поможем Колобку? Вы должны быть очень внимательны!! Игра ЭХО. ( повторение числа хлопков за учителем).
физминутка
Скок, да скок, Скок, да скок,- Покатился Колобок,
Круглый да румяный, Прямо на поляну.
Раз — поднялся, потянулся, Два — согнулся, разогнулся,
Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка
На четыре — руки шире, Пять — руками помахать,
Шесть — за парту тихо сесть
—Потянулись к солнышку, взяли его лучик
Формирование понятий
IV. Изучение нового материала.
1) Игра « Составь букет»
—Катится Колобок, песни поет, цветами любуется, птиц слушает. Выкатился на поляну, видит – сидит Медведь и мед ест, а вокруг него цветов полным полно. А кроме цветов еще и грибы растут. Какие это грибы? Что вы про них знаете? Но мухоморы еще и полезны ими питаются северные олени. – скольго грибов слева, а сколько справа.
— Сколько всего? Какой цифрой обозначается это число- покажите
— Как получили 4?
— Как с помощью этих цифр и математических знаков записать, как мы получили число-4?
—Повторим хором
4) — Догадайтесь, а как еще можно получить 4? Давайте этот способ покажем на наших шнурочках.
—Завяжите 1 узелок. Какой цифрой обозначается это число- покажите
—А теперь еще 3. Какой цифрой обозначается это число- покажите
—Сколько всего узелков получили? Какой цифрой обозначается это число- покажите
— Как с помощью этих цифр и математических знаков записать, как мы получили число 4? Составить на доске
Вывод: — Как можно получить число 4.
Физминутка
Формирование Умений
V. Закрепление. Работа в тетрадях.
1)—Катится по тропинке Колобок, вдруг из-за елки Лиса с тетрадью по математике. «Слушай, Колобок – говорит Лиса, выполнишь задание в тетради – домой вернешься, нет — съем тебя!»
— Ребята не допустим, чтобы Лиса съела Колобка?
2)Пальчиковая гимнастика «Я Колобок, я Колобок…»
Я колобок, я Колобок, Я от бабушки ушел
Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел
И от Волка ушел, От медведя ушел
И от лисы уйду
2)—вспомним, как пишется цифра 4
—Пропишем цифру 4 в воздухе ,на ладошке
— Взяли в руки тетради, откройте их, как я вас учила. Покажите мне, как правильно держите ручку?
стих
Чтоб уметь писать красиво надо правильно сидеть.
На пол ровно ножки поставить, Головою не вертеть.
—Нарисуйте 3 зеленых кружочка
— добавьте ещё 1 красный.
—Сколько получилось? Как получилось это число?
—Как это записать выражением?
—Запишите этот пример
—Нарисуйте 4 синих треугольника
—2 зачеркните
— Сколько треугольников осталось? Как получили это число
—Как это можно записать при помощи цифр и математических знаков?
—-Запишите этот пример под рисунком
—Прикатился Колобок домой, а бабушка с дедушкой хоть и обрадовались, но все же решили проучить Колобка за непослушание и дали ему задание – решить примеры. Но Колобок не учится еще в 1 классе, не может выполнить это задание. И опять нас позвал на помощь. Вы готовы ему помочь?
(карточки с индивидуальным заданием)
—На зеленой карточке легкое задание – нужно найти значение выражения и записать его, на розовой более трудное – нужно вставить недостающий компонент при сложении или вычитании. Внимательно посмотрите на обе карточки. Какое вам задание по силам – то и выполняйте.
VI. Итог урока.
1)— Вот и закончилась наша сказка. Вам понравилось?
2)—вот и пришло время заселить наш домик
РЕфлексия —Положите головы на парты, закройте глаза, подумайте о чем- нибудь хорошем, а я притронусь к тем ученикам, которые мне очень понравились на уроке.
3)—За вашу работу на уроке, за помощь, Колобок принес вам подарки – свои картинки. Но чтобы их получить, вы должны еще немного со мной поиграть.
— У меня в руках 4 картинки. Я буду их делить в своих руках и показывать вам только одну ладошку. Вы должны угадать, сколько картинок в другой ладошке. Готовы? (Игра повторяется несколько раз)
–Спасибо за урок.