Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 2
УМК: Перспективная начальная школа
Тема урока: «Царство грибов»
Тип: Урок-проект
Цель урока: Создать условия для расширения знаний о свойствах и признаках грибов, особенностях их строения и значения для природы и человека, используя частично-поисковый метод работы в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: дети получат представление, почему грибы выделены в самостоятельную группу, научатся определять различные виды грибов по внешним признакам.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий; устанавливать причинно-следственные связи; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; формировать умение готовить свое выступление и выступать.
Регулятивные: формировать умение принимать цели учебной деятельности; учить формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности; формировать умения планировать пути достижения цели, выбирать способы решения учебных и познавательных задач; формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные: формировать умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества, находить общее решение с учетом интересов каждого, формулировать собственное мнение, аргументировать его, анализировать разные точки зрения; формировать умения осуществлять контроль, оценку действий партнера; формировать умение построить монолог и диалог в соответствии с нормами родного языка.
Личностные: формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умение работать в группе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Оборудование: Набор карточек для каждой группы, учебники, «Хрестоматия», листы для выполнения работы, письменные принадлежности.
Форма работы: минигруппы, фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание урока | Планируемые результаты | |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
| Организует начало урока, мотивирует к учебной деятельности. Раздает задание для групп, следит за ходом выполнения.
| Предлагают способ деления на группы, объединяются в получившиеся группы. Слушают задание, выполняют. Определяют тему урока. | — Сегодня на уроке я предлагаю вам работу в группах. — Выполнив первое задание, вы сможете определить тему сегодняшнего урока. — Перед вами карточки, распределите природные объекты на группы, используя общие признаки (растения, животные, грибы).
| Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
| Организует выполнение пробного учебного действия. На доске со слов детей составляет «кластер».
ГРИБЫ
съедобные
несъедобн
Шляпка, ножка,грибница.
Растут в лесу.
| Отвечают на вопросы. Выдвигают гипотезу (Грибы — самостоятельное особое царство живой природы). Вспоминают, что знают о грибах, участвуют в составлении «кластера». Видят проблему. Высказывают предположения, пути решения проблемы. | — Кто при выполнении задания испытывал затруднение? — Почему грибы попали в самостоятельную группу? — Можно ли назвать грибы растениями или представителями животного мира? — Чтобы ответить на этот вопрос, выясним, что мы уже знаем о грибах. — Предположите, мы имеем достаточно знаний о грибах? | Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О). Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). |
3. Этап построения проекта выхода из затруднения.
| Определяет задание для каждой группы. Организует работу в группах. | Слушают задание. Распределяют роли в группе. Используя материал, выполняют задание, работая в минигруппе. | — Предлагаю решение этой проблемы через мини проект, работая в группах. Задание для группы №1: Используя текст учебника, нарисовать учебный плакат «Строение шляпочных грибов». Задание для группы №2: Используя текст учебника, познакомиться с «плесневым» грибом и подготовить устное сообщение о нем (по имеющемуся алгоритму). Задание для группы №3: Используя текст «Хрестоматии», составить таблицу других видов грибов, отметив в ней свойства и места обитания. Задание для группы №4: Используя материал (домашняя подготовка) составить схему «Признаки растений», «Признаки животных». | Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П); умение находить общее решение с учетом интересов каждого, формулировать собственное мнение, аргументировать его, анализировать разные точки зрения (К); Подведение к выводу (Л). |
4. Этап реализации построенного проекта. ( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи).
| Организует учебный процесс. Дополняет информацию. Дополняет «кластер» на доске. | Готовятся к сообщению, выступают, дополняют выступление. Слушают выступающих. Делают выводы. | Сообщение группы №1. Вывод: Грибы отличаются от других групп своим строением. Сообщение группы №2. Вывод: Грибы имеют разное строение и место обитания. Дополняем «кластер». «плесневый» гриб — продукты питания Сообщение группы №3: Вывод:Грибы имеют разное строение и место обитания. «Кластер»- дрожжи – продукты питания; спорынья – грибок на растениях; кисло-молочные грибки – продукты питания. Сообщение группы №4: Называют основные признаки растений, животных. Вывод: Грибы не относятся ни к одной из групп.
| Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р).
|
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
| Организует, направляет деятельность учащихся. | Выполняют самостоятельную работу по заданию тетради. Отвечают на вопросы. Комментируют, дополняют ответы. | — Давайте еще раз повторим, что мы узнали. -Для этого выполним самостоятельную работу в печатной тетради с.46 № 64,65. Проверка выполнения. | Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Р). |
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
| Организует рефлексию словесно и с помощью шкалы «Успеха». | Отвечают на вопросы, выполняют предложенные действия. Выполняют самооценку. | — Вам понравилось сегодня на уроке? А работа в группе? Возьмитесь за руки и если вы считаете, что ваша «групповая» работа удалась, поднимите руки. (самооценка) На шкале «успеха» оцените свою работу. | Рефлексия способов и условий действия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л)
|