Конспект урока
по предмету — «Окружающий мир».
Тема: «В гости к весне».
2-«Б класс»
Цель:
-
Уточнение представлений о характере и признаках весны в неживой и живой природе.
-
Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
-
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
-
Формирование у детей представлений о значении взаимопомощи.
-
Создание положительного эмоционального фона, повышение самооценки.
-
Развитие творческого потенциала учащихся.
Планируемые результаты:
-
учащиеся научатся замечать весенние изменения в неживой и живой природе, рассказывать о них;
-
научатся находить в тексте нужную информацию, правильно ею пользоваться, применять;
-
научаться работать в малых группах, применять коммуникативные правила и нормы, находить конструктивные формы решения вопросов.
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, картинки с названием весенних месяцев, рабочие тетради, цветные карандаши, лист ватмана с заготовкой пейзажа.
Ход урока.
-
Организационный момент. Положительный настрой на работу.
Снова прозвенел звонок
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты,
Слушаем, запоминаем
Ничего не пропускаем.
-
Актуализация знаний.
Ребята, недавно мы наблюдали за природой во время экскурсии. Результаты этих наблюдений вы должны были записать в таблицу.
-Все записали? Молодцы, эти наблюдения нам помогут в дальнейшей работе.
(Проверка заполнения таблицы в рабочей тетради).
-
Самоопределение к деятельности.
Ребята, мы отправляемся в увлекательное путешествие. А куда, в какое время года, вы мне скажете, прослушав стихотворение А. Фета?
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А.Фет
— О каком времени года идет речь в стихотворении? (о весне).
— Как вы догадались, что в стихотворении говориться о весне? Какие признаки весны назвал автор? (прилетают птицы, реки освобождаются ото сна, солнце находится выше над горизонтом, цветут ландыши).
— Что вы представили?
— Предложите свои версии, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (о весне, о весенних изменениях в природе). Правильно, мы отправимся в гости к весне.
— Что мы должны выяснить, что узнать?
-Наша задача открыть секреты весны.
Вот они: 1) Признаки весны. 2) Мир живой природы. 3) Мир неживой природы.
(Слайд 2)
Речь пойдет об удивительном мире, который нас окружает и об одном из прекраснейших времен года….весне.
(Слайд 3,4,5) Учитель читает стихотворения, дети заканчивают словом – Весна.
2. Постановка учебных задач. Работа с учебником.
Откройте с. 86 учебника. Давайте прочитаем, какие же задачи ставит перед нами Муравьишка? Что мы должны узнать? Чему научиться? А еще мы должны уметь наблюдать и сравнивать.
-
Работа по теме урока.
1. — Прежде чем рассказывать о своих наблюдениях, давайте вспомним, сколько месяцев весной? (три).
— Послушайте загадки о весенних месяцах, назовите их. Какие признаки каждого месяца вы услышали?
(Слайд 6,7,8)
(дети отгадывают названия месяцев, учитель открывает картинки на доске).
— Ребята, посмотрите на доску. В правильном порядке у меня расположены весенние месяцы? (нет).
— Найдите ошибку и исправьте её. Для этого вам необходимо выполнить задание в рабочей тетради.
2. Выполнение задания в рабочей тетради.
а) задание в рабочей тетради №2 с. 36.
— Перечислите названия весенних месяцев по порядку (март, апрель, май). Обменяйтесь тетрадями и проверьте, верно ли выполнил задание ваш товарищ. Назовите месяцы по порядку.
(учитель на доске меняет надписи в нужном порядке.
(Слайд 9)
-
Продолжение работы по теме урока.
-
Работа с учебником в группах.
— Ребята, нам нужно узнать, какие же изменения происходят в неживой и живой природе весной. Для этого вам необходимо будет разделиться на группы и выполнить задание в учебнике (класс делится на группы).
— Прочитайте текст на с. 86-87 (1-2 группы), с. 88-89 (3-4 группы). Опираясь на наблюдения во время экскурсии, личных наблюдениях, материала в учебнике, подготовьте в группах рассказ о весенних изменениях в живой и в неживой природе. Выберите в своей группе человека, который представит ваше сообщение.
(звучит легкая музыка)
— По завершении групповой работы, представитель группы представляет свой рассказ.
— Сравните изменения природы в разное время года.
-Как вы понимаете выражение: собственные «кладовые» растений? Найдите ответ в учебнике.
(Слайд 10)
-
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Потянитесь, повернитесь
И за парты все садитесь.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работу продолжаем.
-
Загадки.
— Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Отгадайте загадки и скажите когда каждая из этих птиц возвращается на родину.
(Слайд 15,16)
а) грач – март, время прилета грачей;
(Слайд 17)
б) скворец – конец марта;
(Слайд 18)
в) жаворонок – начало апреля;
(Слайд 19)
г) соловей – середина мая;
(Слайд 20)
д) ласточка – прилетает в мае.
-
Беседа
— От долгого зимнего сна весной просыпаются ежи, барсуки медведи. У многих из них рождаются детеныши.
— Какие внешние изменения происходят со зверюшками?
(Слайд 21,22,23)
Они меняют окрас своей шерстки (ЛИНЬКА)
— Какие зверюшки меняют цвет шерстки? (белки, зайцы)
-Какие изменения происходят с домашними животными? (Их выводят на пастбища, полакомится свежей, сочной, молодой травой).
VII. Рефлексия.
— Мы сегодня о многом поговорили, узнали много нового о весенних изменениях в живой и неживой природе, познакомились с птицами. Сейчас в качестве проверки знаний полученных вами на уроке я предлагаю выполнить тест по теме нашего урока. У каждого из вас на парте лежит лист с вопросами.
(Слайд 24)
Выполнение задания по инструкции. По окончании работы самопроверка с помощью ключа к ответам.
(Слайд 25)
-
Подведение итогов урока.
— Ребята, вы помните какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли мы выполнили?
-Для чего нам нужны все эти знания о природных изменениях?
— Скажите, нужно ли беречь природу, охранять её? Каким образом мы это можем сделать? (ответы детей).
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (отлично, хорошо или удовлетворительно).
IX. Домашнее задание.
а). I — вариант. Найти в дополнительных источниках интересный материал о первоцветах (можно воспользоваться книгой «Зеленые страницы»).
б). II – вариант. Подготовить информацию перелетных птицах, которые изображены на с. 89.
_________________________________________________________
— Настроенье каково? ВО!
-Давайте выразим свое эмоциональное состояние, свое настроение в картине, которую мы все вместе составим с помощью приготовленных ранее предметов. Помещая каждый предмет на картину, поясните, что он выражает.
(дети составляют картину своих чувств и эмоций).
— Что ж, неплохо получилось. Я благодарю вас за хорошую работу и желаю всем весеннего настроения.
(Слайд 27)
Приложение.
Тест Фамилия, имя ученика _________________________________________________
-
Как называется самое начало весны
весна света
весна воды
весна земли
-
Какое явление природы можно наблюдать только весной?
снегопад
вьюга
ледоход
-
Как называется явление, когда весной река переполняется водой и выходит из берегов? ледоход
половодье
паводок
-
Как изменилась температура воздуха с приходом весны?
стала выше
стала ниже
не изменилась
-
Продолжи фразу: «Раннецветущим травам не требуется много…?»
света
тепла
влаги
-
Какое растение не является раннецветущим?
хохлатка
мать-и-мачеха
ландыш
-
Какая птица прилетает в наши края первой?
ласточка
грач
скворец
-
Какое изменение в природе происходит не весной?
заяц меняет цвет своей шкурки с серого, на белый
птицы выводят потомство
ярче светит солнце