Муниципальное образовательное учреждение «Еловская средняя общеобразовательная школа»

Урок – исследование для 2 класса

по теме: Вода – наше богатство

Автор работы

учитель начальных классов

МОУ «Еловская СОШ»

Садыева Е. А.

Февраль, 2014 года

Тип урока: урок – исследования тема: “ Вода – наше богатство”
Садыева Елена Анатольевна, учитель начальных классов


Класс: 2

Технологическая карта занятия

Тема

Вода – наше богатство”

Цель

обобщить, проанализировать, закрепить и расширить знания учащихся о воде, о роли воды в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам.

Задачи.

Образовательные: отработка умений работы с информацией,
Развивающие: отработка умений анализировать полученную информацию, делать выводы
Воспитательные: формировать умения слушать и дополнять товарища. Воспитывать умение взаимодействия при работе в группе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать свойства воды и её роль в жизни человека.

  • Уметь отбирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.

Метапредметные:

познавательные: умение оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные: выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; умение вступать в речевое общение, пользоваться литературой, выбирать главное;

регулятивные: овладение способностью понимать задачи занятия и стремиться их выполнять.

Личностные: умение слушать и слышать товарища, дополнять его ответ.

Основные понятия

Вода.

Ресурсы:

  • Энциклопедии «Что такое? Кто такой?» 1 том, «Всё обо всём», «Детская энциклопедия Водопровод», «Детская энциклопедия Вода – это жизнь», «Детская энциклопедия Реки России», «Детская энциклопедия Всё о водопроводе»;

  • переносная лаборатория;

  • мультфильм «Над нами не каплет»;

  • проектор, компьютер.

Формы урока

Ф — фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая

Структура занятия

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Формы взаимодействия

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Настраивает класс на работу. Посмотрите, на рабочее место, всё ли готово к занятию?

Проверяют готовность к занятию

Ф

Личностные: проявляют дисциплинированность,
Регулятивные: осуществление контроля за своими действиями.

Объявление темы занятия

Постановка целей

У нас сегодня – специальное расследование. Ваша задача в ходе расследования получить достоверную информацию об изучаемом объекте. А объектом нашего расследования будет: самое распространённое вещество на земле, первоначально существовавшее на планете. Из неё возникла жизнь.

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без …

Мы сегодня поговорим о воде.

Внимательно слушают.

Отгадывают загадки.

Обобщают, анализируют, делают выводы. Формулируют тему занятия «Вода». Проговаривают цель.

Ф

Регулятивные: осуществление контроля за своими действиями;

Прогнозируют результат изучаемого материала.

Личностные: проявляют дисциплинированность.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий.

Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы.

Актуализа ция знаний

— А какая бывает вода?

Зачитывает, какая бывает вода «ДЭ Вода – это жизнь» стр.21

Учащиеся называют, какая бывает вода.

Внимательно слушают.

Ф

Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий.

Личностные: проявляют дисциплинированность, активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками.


 Изучение нового материала

А что такое вода? Сейчас мы с вами попробуем составить паспорт воды. Знакомство с водой.

Что же у Вас получилось?

Так какая же по вашему общему мнению главная роль воды для человека?

Информация ДЭ «Реки России» стр. 14 «Реки нас поят»

— А как же вода поднимается в наши дома?

Составление паспорта работа в группах

Учащиеся работают в 3 группах по 5-6 человек. Заполняют таблицу-паспорт воды. Работают с энциклопедиями.

Паспорт — воды

Фото:

рисунок

Возраст:

более 4 миллиардов лет назад

Адрес:

планета Земля

Внешние данные:

без вкуса, без цвета, без запаха, текучая, хороший растворитель

Псевдоним (формула):

Н2О

Роль воды для человека:

Озвучивание занесённых данных.

Внимательно слушают.

Делают предположения.

Г

Личностные: проявляют дисциплинированность, активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками.

Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы.

Познавательные: логические

осуществление поиска необходимой информации.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, умение договариваться, слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания.

Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы.

Личностные: проявляют дисциплинированность.

Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы.

А как же вода попадает к нам в дома?

Опыты с водой стр. 10. Читает историю «Место, где живут водяные рыцари».

Проведение опыта.

Помогает сформулировать свойство воды давление.

Опыты с водой стр. 12. Читает историю «Поездка за горы».

Проведение опыта.

Помогает сформулировать свойство воды текучесть.

Опыты с водой стр. 22. Читает историю «В автомастерской».

Проведение опыта.

Помогает сформулировать свойство воды давление.

А может ли вода двигать предметы?

Опыты с водой стр. 40. Читает историю «Шум мельницы».

Проведение опыта. Учитель демонстрирует опыт 4. Стр. 42-45

Помогает сформулировать свойство сила воды.

Высказывают предположения.

Внимательно слушают, смотрят.

1 группа под руководством учителя демонстрирует опыт 1. Стр. 12

Остальные пытаются дать объяснения увиденному.

Внимательно слушают.

2 группа под руководством учителя демонстрирует опыт 2. Стр. 18

Остальные пытаются дать объяснения увиденному.

Внимательно слушают, смотрят.

3 группа под руководством учителя демонстрирует опыт 3. Стр. 24

Остальные пытаются дать объяснения увиденному.

Высказывают предположения.

Внимательно слушают, смотрят.

Учащиеся пытаются дать объяснения увиденному.

Ф

И

Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, умение слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные

умеют характеризовать действия и давать им объяснения на основе освоенных знаний.

Закрепление  нового материала

Какие выводы можете сделать?

Про воду сложено много пословиц.

Прочитайте их. Как вы можете объяснить эти пословицы.

А как вы понимаете эту пословицу?

Стоя у ручья, не ценят воду.

Какай вывод можно сделать из этой пословицы?

Посмотрите небольшой мультфильм «Над нами не каплет».

Проговаривают выводы.

9 учеников зачитывают пословицы, Объясняют их значение.