Конспект урока окружающего мира в 3 классе
учителя начальных классов МОУ «СОШ № 9» г. Сыктывкара
Лекановой Валентины Александровны
Урок № 28.
Глава IV. Живые участники круговорота веществ.
Тема урока: «Юные химики» «Бактерии полезные и вредные» Здоровьесбережение.
Цели урока:
по 1-й линии развития (объяснять мир):
– познакомиться с бактериями и следами их жизнедеятельности.
по 2-й линии развития (отношение к миру):
– уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
-формировать представления, что способствует здоровью, а что приносит вред;
Оборудование: иллюстрации бактерий, образцы кисломолочных продуктов.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Работа в учебнике.
– Вопросы на с. 124.
– Прочитайте диалог наших героев. О чём идёт речь? (О бактериях.)
(Мама: Лена, ты не забыла помыть руки перед обедом?
Лена: Нет, мамочка, сегодня руки можно не мыть! Мы с Мишей всех бактерий уже убрали: Миша – пылесосом, я – тряпкой…
Мама: Милые вы мои! Бактерии такие маленькие, что от них трудно совсем избавиться. Да и не всегда нужно: ведь бактерии могут перерабатывать самый несъедобный мусор. Но руки перед едой всё равно нужно мыть.)
– Согласна ли мама с мнением Лены? (Нет.) — Почему? Какое противоречие заметили? (Нужно ли мыть руки перед едой? Надо ли избавляться от бактерии?)
– Вы могли бы объяснить это противоречие? Почему? (Мы затрудняемся, не знаем ответа.)
— Назовите тему урока. (Бактерии полезные и вредные)
-Запишите вопросы, что вы хотите узнать по этой теме. (Записывают в 1 столбик вопросы. Во второй ставят оценку, насколько они знают ответ на вопрос. В третий ставят восклицательный знак, какой вопрос их больше интересует)
-
Вопрос
Знаю
Хочу узнать
Узнал
-Расскажите, что вы уже знаете о бактериях?
-Давайте составим план урока.
План (примерный)
-
Как выглядят бактерии и их отличие от других организмов.
-
Роль бактерии в экосистеме.
-
Какую пользу и вред приносят бактерии.
-
Необходимые правила гигиены.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1. Беседа.
-Рассмотрите рисунок на с. 125. Опишите строение бактерий. Чем отличаются от других живых организмов? (Это одноклеточные организмы. Очень мелкие. Клетки разной формы: в виде шариков, палочек, спиралек)
– Какую роль выполняют бактерии в экосистеме? Какие вещества могут разрушать? А какие вещества не могут разрушать? (Бактерии могут разлагать вещества разными способами: с помощью кислорода и без него. В экосистеме бактерии выполняют роль разрушителей. Бактерии разлагают сложные органические вещества. Не могут – минеральные.)
– Зачем бактерии разлагают вещества? Есть бактерии, которые используют энергию для производства органических веществ. (Так они получают энергию для жизни.)
2. Работа в учебнике.
– Задание на с. 126. (Получается, что могут, ведь среди них есть такие, которые производят вещества, и те, которые потребляют вещества.)
— Давайте попробуем определить в каких случаях бактерии приносят пользу, а в каких – вред (работа в парах: определяют пользу или вред приносят бактерии в данной ситуации и заносят на доску в столбики: полезно или вредно)
— С помощью бактерий производят кефир, йогурт, простоквашу.
— В пищеварительной системе животных и человека живут бактерии, которые помогают нам переваривать пищу.
— Бактерии вызывают различные заболевания.
— Из бактерии делают специальные удобрения.
— Некоторые почвенные бактерии поселяются прямо на корнях растений и снабжают их нужными веществами.
-Огромное количество бактерий живёт в почве. Именно они, занимаясь превращением веществ, отвечают за её плодородие.
-Вы сказали, что с помощью бактерий производят кефир, йогурт, простоквашу. Это полезно. Я принесла пачку кефира и хочу сказать, что она не полезна. Почему? (Кефир просрочен)
-Чтобы кефир был полезен, на что вы будете обращать внимание при покупке? (на срок изготовления?) Почему? (Можно получить отравление)
-Чтобы продукты не портились французский учёный Луи Пастер придумал способ сохранения продуктов. Прочитайте о нём на стр. 124 (Учёный провёл опыт: прокипятил и запаял в стеклянный сосуд мясной бульон. Бактерии не смогли испортить бульон. Такой способ хранения продуктов называется пастеризация.)
— Но не всегда можно использовать пищу пастеризованные продукты. Посмотрите на банку и скажите почему? (Банка со вздувшейся крышкой). При употреблении такого продукта можно получить сильнейшее отравление и даже умереть.
— Вы определили, что бактерии вредят человеку, вызывая различные заболевания. Они вызывают разные болезни: туберкулез, пневмония, холера и множество других инфекций. Их очень много в общественных местах – на дверных ручках, в магазине, на компьютерных мышках. От них полностью не избавиться, но можно бороться с ними по-другому. Как? (Необходимо проводить уборку помещений, проветривать помещения, соблюдать правила гигиены, закаляться)
Физминутка.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
Имитируем умывание лица, глаз, ушей, рук.
– Какие правила необходимо соблюдать, чтобы бактерии не мешали нам жить? Давайте сделаем памятки.
Составляют правила поведения и оформляют памятки( в группах)
Примерная памятка.
1)сохранять тело в чистоте, особенно руки, не грызть ногти, не есть руками;
2)мыть любые фрукты;
3)не есть просроченные продукты
4) содержать дом в чистоте;
5)следить за своевременным удалением отходов и отбросов.
– Может, можно прожить и без бактерий? Почему? (Нет, иначе бы на нашей планете скопилось много мусора, который бы некому было перерабатывать. Ведь бактерии – разрушители.)
– Почему бактерии Лена назвала «юными химиками»? (Потому, что они участвуют в различных реакциях, совсем как в настоящей лаборатории.)
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 127.
1.Как можно защитить продукты от порчи? Скажи, какие вещества или условия убивают бактерий или мешают им размножаться?
2.Почему врачи не назначают лекарства, убивающие все бактерии в организме больного?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты смог ответить сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что бы вы посоветовали своим товарищам после сегодняшнего урока?
ΙV. Домашнее задание.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Заполните в таблице последнюю графу «Узнал».
—Что вы записали?
– Какую работу мы выполняли на уроке?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что?
Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?