Конспект урока окружающего мира в 3 классе

учителя начальных классов МОУ «СОШ № 9» г. Сыктывкара

Лекановой Валентины Александровны

Урок № 28.

Глава IV. Живые участники круговорота веществ.

Тема урока: «Юные химики» «Бактерии полезные и вредные» Здоровьесбережение.

Цели урока:

по 1-й линии развития (объяснять мир):

познакомиться с бактериями и следами их жизнедеятельности.

по 2-й линии развития (отношение к миру):

уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

-формировать представления, что способствует здоровью, а что приносит вред;

Оборудование: иллюстрации бактерий, образцы кисломолочных продуктов.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Работа в учебнике.

Вопросы на с. 124.

Прочитайте диалог наших героев. О чём идёт речь? (О бактериях.)

(Мама: Лена, ты не забыла помыть руки перед обедом?

Лена: Нет, мамочка, сегодня руки можно не мыть! Мы с Мишей всех бактерий уже убрали: Миша – пылесосом, я – тряпкой…

Мама: Милые вы мои! Бактерии такие маленькие, что от них трудно совсем избавиться. Да и не всегда нужно: ведь бактерии могут перерабатывать самый несъедобный мусор. Но руки перед едой всё равно нужно мыть.)

Согласна ли мама с мнением Лены? (Нет.) — Почему? Какое противоречие заметили? (Нужно ли мыть руки перед едой? Надо ли избавляться от бактерии?)

Вы могли бы объяснить это противоречие? Почему? (Мы затрудняемся, не знаем ответа.)

— Назовите тему урока. (Бактерии полезные и вредные)

-Запишите вопросы, что вы хотите узнать по этой теме. (Записывают в 1 столбик вопросы. Во второй ставят оценку, насколько они знают ответ на вопрос. В третий ставят восклицательный знак, какой вопрос их больше интересует)

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

-Расскажите, что вы уже знаете о бактериях?

-Давайте составим план урока.

План (примерный)

        1. Как выглядят бактерии и их отличие от других организмов.

        2. Роль бактерии в экосистеме.

        3. Какую пользу и вред приносят бактерии.

        4. Необходимые правила гигиены.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Беседа.

-Рассмотрите рисунок на с. 125. Опишите строение бактерий. Чем отличаются от других живых организмов? (Это одноклеточные организмы. Очень мелкие. Клетки разной формы: в виде шариков, палочек, спиралек)

Какую роль выполняют бактерии в экосистеме? Какие вещества могут разрушать? А какие вещества не могут разрушать? (Бактерии могут разлагать вещества разными способами: с помощью кислорода и без него. В экосистеме бактерии выполняют роль разрушителей. Бактерии разлагают сложные органические вещества. Не могут – минеральные.)

Зачем бактерии разлагают вещества? Есть бактерии, которые используют энергию для производства органических веществ. (Так они получают энергию для жизни.)

2. Работа в учебнике.

Задание на с. 126. (Получается, что могут, ведь среди них есть такие, которые производят вещества, и те, которые потребляют вещества.)

— Давайте попробуем определить в каких случаях бактерии приносят пользу, а в каких – вред (работа в парах: определяют пользу или вред приносят бактерии в данной ситуации и заносят на доску в столбики: полезно или вредно)

— С помощью бактерий производят кефир, йогурт, простоквашу.

— В пищеварительной системе животных и человека живут бактерии, которые помогают нам переваривать пищу.

— Бактерии вызывают различные заболевания.

— Из бактерии делают специальные удобрения.

— Некоторые почвенные бактерии поселяются прямо на корнях растений и снабжают их нужными веществами.

-Огромное количество бактерий живёт в почве. Именно они, занимаясь превращением веществ, отвечают за её плодородие.

-Вы сказали, что с помощью бактерий производят кефир, йогурт, простоквашу. Это полезно. Я принесла пачку кефира и хочу сказать, что она не полезна. Почему? (Кефир просрочен)

-Чтобы кефир был полезен, на что вы будете обращать внимание при покупке? (на срок изготовления?) Почему? (Можно получить отравление)

-Чтобы продукты не портились французский учёный Луи Пастер придумал способ сохранения продуктов. Прочитайте о нём на стр. 124 (Учёный провёл опыт: прокипятил и запаял в стеклянный сосуд мясной бульон. Бактерии не смогли испортить бульон. Такой способ хранения продуктов называется пастеризация.)

— Но не всегда можно использовать пищу пастеризованные продукты. Посмотрите на банку и скажите почему? (Банка со вздувшейся крышкой). При употреблении такого продукта можно получить сильнейшее отравление и даже умереть.

— Вы определили, что бактерии вредят человеку, вызывая различные заболевания. Они вызывают разные болезни: туберкулез, пневмония, холера и множество других инфекций. Их очень много в общественных местах – на дверных ручках, в магазине, на компьютерных мышках. От них полностью не избавиться, но можно бороться с ними по-другому. Как? (Необходимо проводить уборку помещений, проветривать помещения, соблюдать правила гигиены, закаляться)

Физминутка.

Давайте же мыться, плескаться, 
Купаться, нырять, кувыркаться 
В ушате, в корыте, в лохани, 
В реке, в ручейке, в океане, — 
И в ванне, и в бане, 
Всегда и везде — 
Вечная слава воде!

Имитируем умывание лица, глаз, ушей, рук.

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы бактерии не мешали нам жить? Давайте сделаем памятки.

Составляют правила поведения и оформляют памятки( в группах)

Примерная памятка.

1)сохранять тело в чистоте, особенно руки, не грызть ногти, не есть руками;
2)мыть любые фрукты;
3)не есть просроченные продукты
4) содержать дом в чистоте;
5)следить за своевременным удалением отходов и отбросов.

Может, можно прожить и без бактерий? Почему? (Нет, иначе бы на нашей планете скопилось много мусора, который бы некому было перерабатывать. Ведь бактерии – разрушители.)

Почему бактерии Лена назвала «юными химиками»? (Потому, что они участвуют в различных реакциях, совсем как в настоящей лаборатории.)

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 127.

1.Как можно защитить продукты от порчи? Скажи, какие вещества или условия убивают бактерий или мешают им размножаться?

2.Почему врачи не назначают лекарства, убивающие все бактерии в организме больного?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты смог ответить сам или с чьей-то помощью?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Что бы вы посоветовали своим товарищам после сегодняшнего урока?

ΙV. Домашнее задание.

V. Итог урока. Рефлексия.

Заполните в таблице последнюю графу «Узнал».

Что вы записали?

Какую работу мы выполняли на уроке?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что?

Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here