Муниципальное казённое образовательное учреждение Архиповская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока окружающего мира
в 3 классе на тему: « Берегите воду.»
Педагог: Копырялова Алевтина Николаевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода».
Задачи: Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: — формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: — познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение.
Наглядные пособия: глобус, схема «Круговорот воды в природе».
Ключевые слова: вода.
-
Рабочие материалы для обучающихся: инструкционные карты, рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки для рефлексии, тесты для проверки домашнего задания, стаканы с водой для исследования , учебник «Окружающий мир 3 класс,ч.1», рабочая тетрадь, тесты «Окружающий мир 3 класс» .
Автор учебника:А.А. Плешаков.
Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия | |
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу.
«Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво… Тихо сели вы сейчас. Я желаю вам удачи – за работу! В добрый час! 2. Прошу сесть на свои места
3. Минутка погоды. — Дежурные расскажите нам о погоде сегодняшнего дня. | Приветствуют учителя.
Рассаживаются на свои места и отвечают хором:
Дежурный описывает погоду, опираясь на уголок наблюдений «Какая сегодня погода» | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2 | Актуализация знаний. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. В) Проверить знания по теме «Вода».
|
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Предлагает разгадать кроссворд. Выводит вопросы с помощью проектора на экран, чтобы учащиеся вспомнили тему прошлого урока. («Круговорот воды в природе»)
Подводит к теме предстоящего урока с помощью сказки. — Ребята, я начну наш новый урок с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно.
«Сказка о самом великом чуде на Земле »
Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО.Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке — царю. Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду.
— Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя? Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных богатств всего мира. Учитель: Готовясь к уроку, вы подготовили интересный материал. Послушайте экологическую сказку.
| Отвечают на вопросы .Работают с тестом в «Рабочей тетради» Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают. Разгадывают кроссворд о воде. Читают получившееся слово (круговорот)
Слушают сказку, , называют тему урока.
Отвечают, аргументируют свои ответы.
Высказывают предположения.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу
Инсценируют сказку. Жила была река. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы, все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной. Плачет малая речонка. Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Собрались вместе обитатели реки. А друг друга узнать не могут — Соседка, почему ты такая красная?
— На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.- А ты почему жёлтая, как лимон? Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… -Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
| Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и Б)Согласовать цель и тему урока.
| Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. -А теперь несколько интересных фактов о воде. Мы привыкли, что вода — Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что …● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. ●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час. Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Ребята, мне на электронную почту пришло такое письмо.( на экране) «Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. — От кого могло быть это письмо? _-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как надо работать в группе) Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
| Слушают учителя.
Читают письмо.
Выдвигают предположения, от кого оно могло быть.
Вспоминают правила работы в группе. Находят в тексте информацию по данному вопросу Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 1) | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
л |
4 | Физкультминутка |
|
|
|
5 | Игра « Экологический светофор». Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде. | Организует игру, помогает сделать вывод. (Игра «Светофор») -А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный. Ситуация 1. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс. — Почему красный цвет? Ситуация 2. На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь, Катя?» — сказала Маша, — струйки воды надо сделать меньше.Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше». — Почему зелёный кружок? — Как же надо расходовать воду?
| Готовят «Светофорчики»
Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.
| Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
| 6. Практическая работа. Чем опасна для человека грязная вода? (Ответы детей)
| Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории. -Кто такой исследователь? -Мы с вами будем исследовать воду О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:
| Организует коллективную проверку задания. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. . Выполняют работу в группах. Проверяют запах, прозрачнось, наличие живых существ. Формулируют выводы наблюдений, записывают результаты в лист исследований.
Договариваются между собой, выступает делегат от группы.
| Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.
|
| Закрепление «Роль воды в жизни человека и охрана вод».
Цель: Показать значение воды для живых организмов.
|
-Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её итак много на Земле? (показываю глобус) Что нужно сделать, чтобы водоёмы были чистые? -Что именно вы можете сделать? Организует беседу, помогает сделать вывод.
|
Отвечают на вопрос. Воды много, но в морях она солёная, а человеку, животным нужна пресная вода, её запасы не безграничны.
Уточняют и расширяют свои знания о воде. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.
Уточняют свои знания по данному вопросу.
| Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные: Оформлять мысли в устной форме. |
| Рефлексия учебной деятельности.. Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. — Наш урок подходит к концу. Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее. Д.з. Нарисовать плакат «Берегите воду!» Воду глубоко уважали наши предки. Особенную магическую силу имела так званая «не |
|
|
| Рефлексия учебной деятельности.. Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание
Итог урока
| Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. — Наш урок подходит к концу. Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее. Даёт комментарий к домашнему заданию. Д.з. Нарисовать плакат «Берегите воду!» Воду глубоко уважали наши предки. Особенную магическую силу имела так званая «не начатая» вода, набранная до восхода солнца. В ней купали младенцев, поили коров, чтобы давали больше молока, умывались от сглаза. Именно из воды вышли все живые существа. Поэтому и мы – дети Воды. Она утоляет нашу жажду, даёт жизнь насаждениям, согревает дома, стелиться перед кораблями. Поэтому будьте бережливыми к воде. Будьте мудрыми, как Природа, богатыми, как Земля, сильными и здоровыми, как Вода. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности.
1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах
2.«Дерево успеха» а)Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод. б) Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – цветок. в) Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек. Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха. (Приложение 4) -Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остается в них на веки Студеная и вкусная вода. А теперь прошу, ребятки, Быстро встаньте по-порядку. И нетрудно всем понять, Что урок пора кончать. Все старались, не ленились И многому научились.
| Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде. Представляют свои работы.
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
Пишут синквейн по теме урока, каждая группа представляет свою работу.
Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Убирают свои рабочие места.
| Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. статичнгруппах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной формых делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активност ь в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
Рабочий лист №1.
Мы узнали, что вода это __________, которое входит в состав любого ____________.
В природе вода встречается в трёх состояниях:
|
|
Вода — вещество, которое не имеет вкуса, _________, _____________, ____________.
Вода обладает ___________________ .
Вода находится в клетках _______________, _______________, человека.
Воду используют в быту, ___________________, в промышленности, для ____________транспортировки грузов, для получения электрического тока.
Воду надо беречь, так как ______________________________________________________ .
Рабочий лист №2.
Мы познакомились с текстом _______________________________.
Мы узнали, что вода имеет огромное значение для всех _______________________ .
Вода содержится в клетках растений, _____________, _________________.
Вода составляет больше половины массы тела ______________ и ____________ .
Например, в теле ученика, масса которого составляет 30 кг, находится ____ л воды.
Для человека ____________ одно из самых важных __________________________________.
Вода входит в состав крови, которая разносит по всему _________ питательные вещества. Потеря _________ для организма опаснее, чем голодание.
Многие учёны исследуют другие планеты в поисках воды, так как знают, что если есть вода – есть _________ .
Воду надо беречь, так как ___________________________________________________.
Рабочий лист №3.
Мы выяснили, что в морях и океанах ___________________________________________ .
Человеку для питья и для жизни нужна ____________ вода.
Кроме человека, в воде нуждаются ____________, ______________,
Человечество испытывает _____________ в чистой ______________ воде.
Вода нужна людям для _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Например, чтобы получить ______________________ необходимо 150 тонн воды.
Каждый год _______________ расходуется _____________________________________
пресной и чистой воды.
Мы сделали вывод, что вода основа жизни и поэтому воду надо ________________. Чтобы экономно расходовать запасы пресной воды, надо:
1.
2.
3.
Рабочий лист №4.
Мы прочитали текст о защите ___________ .
Глобальнаяпроблема человечества — это нехватка _____________, _____________ воды.
Люди придумали ____________ сооружения для того, чтобы _________________ воду.
Воду загрязняют заводы, _________, люди, которые не берегут природу и выбрасывают _________.
Мы, молодое поколение нашей страны, должны ______________ воду, так как понимаем о значении воды для всего _____________________________________
Мы призываем всех ___________ воду, так как ПОНИМАЕМ великое значение воды.
Чтобы защитить воду, надо:
1.
2.
3.
4.
Карта исследования воды из озера нашего села.
Вид исследования | Выводы | |
1. | Прозрачность
|
|
2. | Наличие живых существ
|
|
3 | Запах
|
|
Карта исследования воды из озера нашего села.
Вид исследования | Выводы | |
1. | Прозрачность
|
|
2. | Наличие живых существ
|
|
3 | Запах
|
|
Карта исследования воды из озера нашего села.
Вид исследования | Выводы | |
1. | Прозрачность
|
|
2. | Наличие живых существ
|
|
3 | Запах
|
|