Конспект урока № 22
Дата ___________
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Автор учебника: Поглазова О.Т.
Тема урока: Какими свойствами обладает вода?
Цель урока: создание условий для «открытия» учащимися некоторых свойств воды.
Задачи:
— помочь детям средствами наблюдения с элементами исследования выделить и сформулировать некоторые основные свойства воды;
— содействовать формированию следующих УУД:
-
Коммуникативных (высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов);
-
Регулятивных (действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели);
-
Познавательных (умение определить понятие «свойство», построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей);
-
Личностных (мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности);
— способствовать становлению осмысленного отношения к учению: поддерживать интерес к природе, исследовательскую активность детей, развивать любознательность, наблюдательность, умение применять межпредметные знания (понятия «признак» из курса русского языка, «свойство»).
Оборудование:
-
мини-лаборатория: колбы, воронка, сосуды, набор цветной бумаги, питьевые трубочки;
-
комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран);
-
вещества для опытов: кипяченая вода, соль, молоко, кусочки сахара;
-
раздаточное оборудование для парной работы (тарелки и кружки одноразового использования)
-
листочки с описанием опыта;
-
установка для проведения опыта (штатив, колба с водой, спиртовка).
Сценарий урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Оборудование | ||
I. Самоопределение к учебной деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Скажем «Здравствуйте!» — руками
Скажем «Здравствуйте!» — глазами
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостным наш дом. -С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день. «Учись, смекай, активным будь! Я вам желаю успеха. | Дети приветствуют своим жестом всех присутствующих в аудитории.
Дети приветствуют всех и встречаются взглядом с тем, с кем хочется.
|
| |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | — Напомните мне тему прошлого урока.
-Проверяем усвоение изученного материала с помощью « Блиц — опроса» 1) Что такое воздух?
2) Какие газы входят в состав воздуха?
3) Имеет воздух определённую форму? 4)Как называется воздушная оболочка земли? 5)Её функция.
6) Как люди научились использовать силу ветра?
7)Что делает воздух при нагревании?
8) Где человек использует данное свойство?
9)Почему не падают самолёты, вертолёты, водные лыжники держатся на воде?
10)Как воздух проводит тепло и где человек использует это свойство?
11) Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, футбольных мячах, автомобильных шинах? Делаем вывод. | Ответ: как человек использует свойства воздуха. Ответы:
Воздух – это смесь газов. В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ и другие газы. Нет. Он заполняет весь доступный ему объём. Атмосфера.
Защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.
Люди ещё в древности научились использовать силу ветра. Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству, которое используется и в наше время – ветряные электростанции. Воздух при нагревании расширяется. Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах Воздух – ещё менее плотный, чем вода, если развить большую скорость, то на воздух можно опереться. Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло, когда холодно человек надевает тёплый свитер и окружает себя воздушной оболочкой. В окна вставляют вторые рамы, сами стёкла не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха и в квартирах сохраняется тепло. Упругость.
Люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. |
| |
III. Постановка проблемы. Цель. Столкновение мнений с вопросом и практическим заданием.
|
|
|
| |
IV. Открытие» детьми нового знания. Цель. Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы. | Сообщение темы урока: « Как человек использует свойства воды». Сообщение задач урока: что должны знать что должны узнать Задачи урока: В течение урока мы должны ответить на три вопроса: 1)Какие свойства имеет вода? 2) Где и как они помогают человеку? 3) Почему люди должны беречь и охранять воду?
|
| Сл.№2
Сл.№3
Сл.№4 | |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить новые знания
|
|
|
| |
| — Перед началом заслушаем выступление по теме: « Вода в природе» — Переходим к поиску ответов на поставленные вопросы. Итак, какие свойства имеет вода, где и как человек использует эти свойства. — Для этого вспомним: три состояния воды. — У каждого состояния воды свои свойства. Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Три вы уже знаете с третьего класса. Это особые свойства воды и отличают её от других жидкостей. — Что делают все жидкости, в том числе и вода? (текут) — Какую форму они принимают? ( сосуда, в который их поместили) — Проведём опыт. На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытеснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите на стр. 83 ответ на вопрос : Что это за сила? -Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед. Существует легенда: (см. приложение) —Проведём опыты (на партах): -опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет) -опустим в стакан с водой камень (он тонет) -опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет)
-Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (найдите ответ)
Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Найдите как было названо это свойство? (учебник) -Найдите, где человек использует это свойство? (учебник) -Как мы уже сказали вода – текуча. Найдите ответ на вопрос: Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции. (учебник) -Да, под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения и чем выше поднят уровень воды, тем течение быстрее и сила воды больше. | Выступление (см. приложение) жидкое, твёрдое и газообразное прозрачная без цвета без запаха
Делают вывод: все жидкости текут и принимают форму сосуда, в который их поместили.
Делают вывод: это – выталкивающая сила воды, она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.
Делают вывод: дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, а железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Делают вывод: подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит, но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполнится водой, и корабль пойдёт ко дну. Делают вывод: это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.
Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.
Делают вывод: под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Течение воды – большая сила. | Сл.№5
Сл.№6
Сл.№7
( на рабочем столе: штатив с подвешенной пружиной на ней гиря, под ней стакан с водой) Сл.№8
Сл.№9
на партах: стакан с водой, кусок дерева, ключик, камень
Сл.№10
Сл.№11
Сл.№12
| |
Физкультминутка | (комплекс упражнений на снятие напряжения мышц) |
|
| |
| -Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас немного остановимся на химических свойствах воды. Проведём опыт: опустим в стакан с водой кусок сахара. Что происходит с сахаром? (он растворяется) -Почему это происходит? (учебник)
— Где мы это свойство используем в жизни? (беседа по картинкам) -Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду? — Верно, такая вода совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине. -Некоторые вещества, например глина, не растворяются, а плавают в виде едва заметных комочков, делая воду мутной. Посмотрите на картинку и скажите, как такую воду сделать чистой? -Верно, её нужно профильтровать. —Проведём опыт: у вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду. -Поэтому если в большой цилиндр с поршнем закачать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды. -Давайте ответим на вопрос: где используется это свойство воды? ( учебник) -Жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры. -Вспомним, что происходит с водой или ртутью в термометре при нагревании? При охлаждении вода до – 4С расширяется, а затем превращается в лёд. А в начале урока я говорила, что у каждого состояния воды свои свойства и лёд начинает при охлаждении сжиматься. — Поэтому бутылка с водой, положенная в морозильник – лопнет, если испортилось отопление – замёрзшая вода разорвёт трубы, если воду оставить в баках на огороде зимой, то она обязательно превратится в лёд и их испортит. -Но и нагревать воду также следует осторожно. Превращаясь в пар, она расширяется и стремится занять гораздо больший объём. Поэтому пар с большой силой вырывается из кипящего чайника и можно ошпариться. — Вода в природе – самая распространённая жидкость и поэтому она « делает погоду». Как это происходит вам поможет объяснить учебник . -Верно: зная свойства воды, люди научились бороться с некоторыми из этих явлений с помощью…военной техники. Но, лучше научиться верно предсказывать погоду и готовиться ко всему заранее, чтобы избегать неприятностей. Мы подошли к третьему нашему вопросу: почему мы должны беречь и охранять воду. А помогут нам в этом разобраться девочки. — А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то что услышали, увидели и прочитали самостоятельно на уроке.
|
( проводят опыт) Делают вывод: вода – хороший растворитель.
Делают вывод: многие вещества в воде могут распадаться на молекулы и перемешиваться с молекулами воды, то есть растворяться. ( примеры детей) (рассуждения детей) -для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде.
— такую воду можно очистить с помощью фильтра.
Делают вывод: ничего не получается, так как жидкости несжимаемы.
-Делают вывод: это свойство используют в технике: на его основе создан гидравлический пресс и домкрат. -Делают вывод: жидкость – расширяется. -Делают вывод: при охлаждении вода — расширяется, а лёд – сжимается.
Находят и зачитывают ответ: превращаясь то в лёд, то в пар, то снова в жидкость, вода «делает погоду»: росу, туман, тучи, дождь, снег, град, лавины, ледоход, наводнения.
Выступления: «Использование воды человеком» «Охрана вод» (см. приложение)
ответы детей ( см. презентацию)
|
на парте: стакан с водой, кусок сахара Сл.№13
Сл.№14
на партах: шприц с водой
Сл.№15
Сл.№16
Сл.№17-18
| |
VI. Итог урока. | -Что узнали на уроке?
— Какие же свойства воды человек использует в своей жизни? | Зачитывают вывод со слайда: люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Выталкивающая сила воды, текучесть, несжимаемость, способность растворять. -дети отмечают и показывают | Сл.№19
| |
| А теперь оцените свою работу на уроке (рефлексия). У вас на партах лежат бумажные термометры, отметьте на шкале точкой поднятие уровня ртути, если вам было интересно и вы узнали много нового, то отметьте точкой — 100, если не очень, то – 50, ну а если вы не узнали ничего, то – 0.
-Молодцы!
Д/З учебник стр.82-86 подготовить ответы на вопросы
-Урок окончен! |
|
|