Конспект урока окружающего мира

на основе исследовательского метода обучения

по теме «Что такое глобус»

(3 класс, УМК «Планета знаний»)

Колесникова Ирина Юрьевна

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №60»
г.Набережные Челны
Республика Татарстан

ЦЕЛИ:

  1. Создать условия для формирования представлений о глобусе как модели Земли.

  2. Способствовать формированию представлений о материках и океанах. Познакомить с названиями материков и океанов.

  3. Содействовать развитию пространственного воображения, словарного запаса, правильной географической речи, познавательных интересов учащихся, мышления.

  4. Способствовать воспитанию любознательности, взаимопомощи, чувства товарищества, бережного отношения к окружающему миру.

ХОД УРОКА.

Мотивация, целеполагание.

— Кто такие ученые?

— Что значит исследовать?

Сегодня на уроке мы будем в роли ученых-исследователей. Перед вами предмет, который нам предстоит изучить. Ваша активность, внимание, взаимопомощь будут залогом успешного выполнения нашего задания.

— Мы разбились на группы. Для чего? (больше мнений)

-Повторим правила работы в группах.

Практическая работа №1.

-Как называется предмет нашего исследования? (глобус)

Проводить исследование мы будем по плану (каждая группа получает план исследования).

Слайд №1.

План:

1.Что такое глобус?

2.Форма глобуса.

3.Какие цвета использованы на глобусе?

Беседа по плану.

ЧТО ТАКОЕ ГЛОБУС?

(выслушивание версий каждой группы).

Мы сошлись во мнении, что глобус- это МАКЕТ, МОДЕЛЬ Земли.

Давайте сравним наши версии с текстом учебника (стр. 57, 1 абзац). Прочитайте определение.

-Какое слово главное? (модель)

-Для чего сделали глобус? (изучить Землю)

Слайд №2. Вид Земли из космоса.

-Можно ли сделать модель величиной с Землю?

-Как поступили? (уменьшили)

Делаем вывод: глобус-это уменьшенная модель Земли.

ФОРМА ГЛОБУСА.

(выслушивание версий каждой группы, обычно дети говорят- круглая)

Вы правы, но требуется уточнение.

-Что говорится о форме глобуса в учебнике? (шарообразная)

-Почему именно эта форма выбрана для изображения Земли?

Название «глобус» выбрано не случайно. В переводе с латинского языка это слово обозначает «шар».

Делаем вывод: Земля — сплюснутый шар, а глобус-модель Земли, значит форма — шарообразная.

КАКИЕ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗОВАНЫ НА ГЛОБУСЕ?

(выслушивание версий каждой группы — голубой, зеленый, коричневый)

-Какой цвет преобладает? Почему?

-Что обозначает голубой цвет? (вода)

-Найдите в учебнике ответ, как еще называют нашу планету? (голубая планета)

Практическая работа №2.

Рассмотрите самые большие участки воды и запишите их названия на листке.

-Как называются большие участки воды? (океаны)

-Сколько океанов вы нашли?

Проверка (на листочке отмечают плюсом). Слайд №3.

ОКЕАНЫ:

1.Тихий океан

2.Атлантический океан

3.Индийский океан.

4.Северный Ледовитый океан

5.Южный океан.

Обратите внимание, что географические названия пишутся с большой буквы.

(проговаривание названий хором)

Показ учащимися океанов на большом демонстрационном глобусе, остальные на своих глобусах.

-Какие еще водные участки, кроме океанов, есть на глобусе? (моря, реки)

О них мы будем говорить нам следующих уроках.

-Как вы считаете, почему синий цвет, изображающий океаны, не везде одинаковый, темнее и светлее?

-Сравним наши предположения с текстом учебника (самые глубокие места изображаются темно-синим цветом)

-В каком океане самое глубокое место?

Самое глубокое место в мире в Тихом океане называется Мариинская впадина. Ее глубина более 11000 км. Если бы в нее можно было опуститься в кабине лифта, то пришлось бы без остановки ехать 5 часов.

Слайд №4. ФИЗМИНУТКА.

Практическая работа №3.

-Кто знает, как называются эти большие участки суши? (учитель показывает материки)

-Найдите в учебнике на стр.54, 4 абзац ответ, что такое материк.

-Подчеркните в определении главные слова (большие участки, окруженные водой).

В географических книгах вы можете встретить слово «континенты». Материки и континенты — это слова-синонимы.

Рассмотрите материки и запишите их названия на листке.

-Сколько материков вы нашли?

Проверка (на листочке отмечают плюсом). Слайд №5.

МАТЕРИКИ:

1.Евразия

2.Африка

3.Австралия.

4.Северная Америка.

5.Южная Америка.

6.Антарктида.

-С какой буквы пишутся названия? Обратите внимание, что пять названий начинаются на букву а.

(проговаривание названий хором)

Показ учащимися материков на большом демонстрационном глобусе, остальные на своих глобусах.

У нас остались карточки с зеленым и коричневым цветом. Найдите в учебнике на стр.56 второй абзац снизу, что они обозначают и подчеркните (суша и горы).

С ними мы будем знакомиться на последующих уроках.

Прочитайте все главные мысли, которые мы подчеркнули.

Закрепление.

— Что такое глобус?

-Какой формы глобус? Почему?

— Как называются большие участки воды?

-Сколько океанов на Земле?

-Как они называются?

— Как называются большие участки суши?

-Сколько материков на Земле?

— Как они называются?

Практическая работа №4. Слайд №6.

(каждой группе выдается такая карточка)

1.Какой материк самый большой?_______________________

2.Какой материк самый маленький?_____________________

3.Какой океан самый большой?_____________________

4. .Какой океан самый маленький?_____________________

5.Какой материк по цвету отличается от всех остальных?_____________

6.Как называется столица нашей Родины?____________ Найдите ее на карте.

7.На каком материке мы живем?_____________________

Проверка (ученики сверяют свои ответы с ответами на слайде)

Сегодня урок я хочу закончить стихотворением Е.Шкловского «Ты береги нас…». Подумайте, почему я захотела вам его прочитать.

Смотрю на глобус-шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги…»

В тревоге рощи и леса,

Трава на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги…»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим — не солги,

Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги…»

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Слайд №7.

«Не солгу!

Я сберегу вас, сберегу!»

-О чем глобус просит людей?

-Подберите синонимы к словам на слайде.

-Как мы можем беречь Землю?

Слайд №8

Будь Человеком, человек!

-Почему слово написано с большой буквы?

-Что имеет ввиду автор, ведь мы и так люди?

Итог. Шкала успеха.

-Какой предмет мы сегодня исследовали?

-Что вы узнали о глобусе?

-Отметьте свою работу на уроке на шкале успеха.

-Д/з — выучить названия материков и океанов и уметь показывать их на глобусе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here