Мочалова Надежда Николаевна
учитель начальных классов
Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа пгт Свеча Свечинского района Кировской области
Окружающий мир
УМК «Школа России»
Тема: «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»
3 класс
Цель: познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.
Задачи:
1. Познакомить со старинными городами России.
2. Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.
Оборудование для учителя:
-
мультимедийный проектор;
-
компьютер с выходом в Интернет;
-
учебник «Окружающий мир»;
Оборудование для учащихся:
-
учебник;
-
тетрадь на печатной основе «Окружающий мир;
-
справочная литература;
-
буклеты;
-
информационные листы
Медиаматериалы:
-
электронное приложение к учебнику.
-
Аудизапись «Звон колокола»
-
Авторская презентация «Золотое кольцо России»
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-
воспитание чувства любви к своей родине.
Регулятивные УУД:
-
умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу ее выполнения;
-
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-
умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательные УУД:
-
умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет);
-
умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД:
-
умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
-
умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
-
умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;
-
умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Мотивация. Постановка темы и цели урока.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление изученного материала.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
Ход урока:
содержание | примечание | |
1.Организационный момент (1 мин.) | Учитель приветствует детей, усаживает на места. Прозвенел и стих звонок, Начинается урок.
Садитесь, пожалуйста.
|
|
2. Мотивация. Постановка темы и цели (3 мин.) | Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел “Путешествие по городам и странам”. Откройте учебник на стр.85, давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая этот раздел (читают по очереди ). А свое путешествие мы начнем с изучения нашей страны, совершим экскурсию в несколько древних городов, будем учиться находить информацию об этих городах в разных источниках. На протяжении урока вы побываете в роли экскурсоводов. |
|
3.Актуализация знаний (1мин.) | Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы отправимся в путешествие: Пассажиров мы катаем — Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце». Для путешествия нам нужна карта. Посмотрите на план размещения городов в Золотом кольце. |
Вывешивается картинка автобуса |
4. Изучение нового материала (27 мин.) | 1.Работа с картой. — В виде чего они располагаются на карте? — Как вы понимаете, что такое кольцо? — Для чего служат кольца? — Какие бывают кольца? Давайте прочитаем в информационном листе № 1 лексическое значение слова – «кольцо» Города действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. — Назовите выделенные цветом города. — Почему мы можем назвать эти города золотым кольцом России? — В каком значении еще употребляется слово «золотое»? — Давайте снова обратимся к информационному листу №1 — В древние времена кольцо было символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются золотыми колечками. — Все знают, что золото — символ богатства, так как это очень редкий драгоценный металл. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень красивы и привлекательны. Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему заочное путешествие. Сегодня на уроке мы посетим только некоторые из городов. В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. В прошлом году мы с вами путешествовали по Москве. Давайте вспомним, что мы знаем о Москве. А помогут нам ученики нашего класса со своим проектом.
1 уч. Москва – самый большой город России, ее столица. 2 уч. Москва – это Красная площадь, 3 уч. Москва – это башни Кремля. 4 уч. Москва – это сердце России, Которое любит тебя. 5 уч. Здесь развевается самый главный флаг России, здесь работают Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович и правительство. Основал Москву Юрий Долгорукий.
Физкультминутка. 1 мин
2. Знакомство с городами Золотого кольца России. 1) Организуется работа в группах: Для работы на уроке мы с вами разделились на 4 группы. Каждая группа должна составить путеводитель об одном из городов Золотого кольца по плану, который дан на листе и подготовиться к ответу у доски. Ответы на пункты плана вы можете получить из литературы, которая у вас есть на столах (учебник, справочная литература, информационные листы, буклеты). Время на подготовку 5 минут. 1 группа – Сергиев Посад 2 группа – Ростов Великий 3 группа – Углич 4 группа – Ярославль Дети усаживаются группами, выбирают в группе ответственного, открывают учебники на определенной для их группы странице. 2) Каждая группа работает с учебником и дополнительной литературой по плану, представленному в путеводителе. План
Подготовиться к ответу у доски.
3) Проверка самостоятельной групповой работы. От каждой группы выступает один представитель, учитель сопровождает их рассказ показом слайдов с иллюстрациями: Из Москвы мы отправляемся на северо-восток. Первым на нашем пути появляется прекрасный древний город Сергиев Посад У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия – это рабочая тетрадь стр. 54 задание №2. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, выслушать выступление группы и записать две достопримечательности, о которых вы узнали. Приглашаем нашего первого экскурсовода. Далее мы оказываемся в городе Переславль-Залесском. Прослушайте ауди-рассказ. Потом вам нужно будет ответить на мои вопросы. — В каком году был основан город? (1152 г.)
— Кто его основал? (Юрий Догорукий)
— Какие достопримечательности запомнили? (Красная площадь – сердце города, Спасо-Преображенский Собор, памятники)
— Какие люди в нем жили? (родился князь Александр Невский, Пётр Первый создал на Плещеевом озере флотилию, что явилось началом создания русского флота)
А теперь в Ростов. Как известно у нас в России два Ростова, так вот этот Ростов называют Великим.
Наш следующий экскурсовод…
Предлагаю вашему вниманию прослушать звон колоколов (аудизапись).
Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич.
Приглашаем следующего экскурсовода. Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Приглашаем следующего экскурсовода … | Карта Золотого кольца
Выступление ребят
Демонстрация авторской презентации
(электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир») |
5. Закрепление изученного материала (3мин.) | Наше путешествие по Золотому кольцу России мы продолжим на следующем уроке, а пока остановка. Мне хотелось бы проверить, насколько вы были внимательны.
Вопрос классу: Какие источники информации мы использовали на уроке? (видеоролики, дополнительную литературу, буклет, аудиозаписи…)
Покажите, что у вас получилось? |
|
6. Итог урока (2мин.) | Ответьте на вопрос: — Что нового узнали на уроке? — Вспомните своё предположение о названии маршрута «Золотое кольцо». — Почему есть такое выражение «Золотое кольцо России»? — Какой город вам понравился больше? Почему? |
|
7. Домашнее задание (1 мин.) | Подготовить сообщение об одной из достопримечательностей, которые вы записали в тетради. Обратите внимание на правильность оформления своего сообщения. |
|
8.Рефлексия (2 мин.) | — Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:
(чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…) Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?
|
|
Список использованных источников:
-
Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 кл.: Учебник: в 2 ч. – Москва «Просвещение», 2013.
-
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл.: Рабочая тетрадь №2. – Москва «Просвещение», 2013.
-
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. 3 кл. – Москва «ВАКО», 2013.
-
Авторская презентация Мочаловой Н.Н. «Золотое кольцо России»
-
Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
-
Электронное приложение к учебнику Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 кл.: Учебник: в 2 ч. – Москва «Просвещение», 2013.