Мочалова Надежда Николаевна

учитель начальных классов

Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа пгт Свеча Свечинского района Кировской области

Окружающий мир

УМК «Школа России»

Тема: «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»

3 класс

Цель: познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.

Задачи:

1. Познакомить со старинными городами России.

2. Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.

Оборудование для учителя:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с выходом в Интернет;

  • учебник «Окружающий мир»;

Оборудование для учащихся:

  • учебник;

  • тетрадь на печатной основе «Окружающий мир;

  • справочная литература;

  • буклеты;

  • информационные листы

Медиаматериалы:

  • электронное приложение к учебнику.

  • Аудизапись «Звон колокола»

  • Авторская презентация «Золотое кольцо России»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • воспитание чувства любви к своей родине.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу ее выполнения;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.

Познавательные УУД:

  • умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет);

  • умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

  • умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;

  • умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;

  • умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация. Постановка темы и цели урока.

  3. Актуализация опорных знаний.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия.

Ход урока:

этап

содержание

примечание

1.Организационный момент (1 мин.)

Учитель приветствует детей, усаживает на места.

Прозвенел и стих звонок,

Начинается урок.

Садитесь, пожалуйста.

2. Мотивация. Постановка темы и цели (3 мин.)

Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел “Путешествие по городам и странам”.

Откройте учебник на стр.85, давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая этот раздел (читают по очереди ).

А свое путешествие мы начнем с изучения нашей страны, совершим экскурсию в несколько древних городов, будем учиться находить информацию об этих городах в разных источниках. На протяжении урока вы побываете в роли экскурсоводов.

3.Актуализация знаний (1мин.)

Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы отправимся в путешествие:

Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе (автобус)

— Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце». Для путешествия нам нужна карта. Посмотрите на план размещения городов в Золотом кольце.

Вывешивается картинка автобуса

4. Изучение нового материала (27 мин.)

1.Работа с картой.

— В виде чего они располагаются на карте?

— Как вы понимаете, что такое кольцо?

— Для чего служат кольца?

— Какие бывают кольца?

Давайте прочитаем в информационном листе № 1 лексическое значение слова – «кольцо»

Города действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве.

Назовите выделенные цветом города.

— Почему мы можем назвать эти города золотым кольцом России?

— В каком значении еще употребляется слово «золотое»?

— Давайте снова обратимся к информационному листу №1

В древние времена кольцо было символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются золотыми колечками.

— Все знают, что золото — символ богатства, так как это очень редкий драгоценный металл. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень красивы и привлекательны.

Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему заочное путешествие. Сегодня на уроке мы посетим только некоторые из городов.

В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. В прошлом году мы с вами путешествовали по Москве. Давайте вспомним, что мы знаем о Москве. А помогут нам ученики нашего класса со своим проектом.

1 уч. Москва – самый большой город России, ее столица.

2 уч. Москва – это Красная площадь,

3 уч. Москва – это башни Кремля.

4 уч. Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

5 уч. Здесь развевается самый главный флаг России, здесь работают Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович и правительство. Основал Москву Юрий Долгорукий.

Физкультминутка. 1 мин

2. Знакомство с городами Золотого кольца России.

1) Организуется работа в группах:

Для работы на уроке мы с вами разделились на 4 группы. Каждая группа должна составить путеводитель об одном из городов Золотого кольца по плану, который дан на листе и подготовиться к ответу у доски. Ответы на пункты плана вы можете получить из литературы, которая у вас есть на столах (учебник, справочная литература, информационные листы, буклеты). Время на подготовку 5 минут.

1 группа – Сергиев Посад

2 группа – Ростов Великий

3 группа – Углич

4 группа – Ярославль

Дети усаживаются группами, выбирают в группе ответственного, открывают учебники на определенной для их группы странице.

2) Каждая группа работает с учебником и дополнительной литературой по плану, представленному в путеводителе.

План

  • Как называется город, о котором вы читали текст?

  • Где он расположен?

  • Кем он был основан? Когда?

  • Какие достопримечательности в нем есть?

  • Какие известные люди в нем жили?

Подготовиться к ответу у доски.

3) Проверка самостоятельной групповой работы. От каждой группы выступает один представитель, учитель сопровождает их рассказ показом слайдов с иллюстрациями:

Из Москвы мы отправляемся на северо-восток. Первым на нашем пути появляется прекрасный древний город Сергиев Посад

У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия – это рабочая тетрадь стр. 54 задание №2. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, выслушать выступление группы и записать две достопримечательности, о которых вы узнали. Приглашаем нашего первого экскурсовода.

Далее мы оказываемся в городе Переславль-Залесском. Прослушайте ауди-рассказ. Потом вам нужно будет ответить на мои вопросы.

— В каком году был основан город? (1152 г.)

— Кто его основал? (Юрий Догорукий)

— Какие достопримечательности запомнили? (Красная площадь – сердце города, Спасо-Преображенский Собор, памятники)

— Какие люди в нем жили? (родился князь Александр Невский, Пётр Первый создал на Плещеевом озере флотилию, что явилось началом создания русского флота)

А теперь в Ростов. Как известно у нас в России два Ростова, так вот этот Ростов называют Великим.

Наш следующий экскурсовод…

Предлагаю вашему вниманию прослушать звон колоколов (аудизапись).

Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич.

Приглашаем следующего экскурсовода.

Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Приглашаем следующего экскурсовода …

Карта Золотого кольца

Выступление ребят

Демонстрация авторской презентации

(электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»)

5. Закрепление изученного материала (3мин.)

Наше путешествие по Золотому кольцу России мы продолжим на следующем уроке, а пока остановка.

Мне хотелось бы проверить, насколько вы были внимательны.
Я приглашаю 5 учеников к доске. Разберите карточки с названиями городов и возьмите с подноса иллюстрацию с изображением того предмета, который имеет отношение к этому городу.

Вопрос классу:

Какие источники информации мы использовали на уроке? (видеоролики, дополнительную литературу, буклет, аудиозаписи…)

Покажите, что у вас получилось?

6. Итог урока (2мин.)

Ответьте на вопрос:

— Что нового узнали на уроке?

Вспомните своё предположение о названии маршрута «Золотое кольцо».

Почему есть такое выражение «Золотое кольцо России»?

Какой город вам понравился больше? Почему?

7. Домашнее задание (1 мин.)

Подготовить сообщение об одной из достопримечательностей, которые вы записали в тетради. Обратите внимание на правильность оформления своего сообщения.

8.Рефлексия

(2 мин.)

— Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

  1. Мне было интересно узнать о…

  2. Было трудно …

  3. Я научился …

  4. Теперь я могу …

  5.  Какие чувства я испытал(а)

(чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…)
Вопрос классу:

Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Список использованных источников:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 кл.: Учебник: в 2 ч. – Москва «Просвещение», 2013.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл.: Рабочая тетрадь №2. – Москва «Просвещение», 2013.

  3. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. 3 кл. – Москва «ВАКО», 2013.

  4. Авторская презентация Мочаловой Н.Н. «Золотое кольцо России»

  5. Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.

  6. Электронное приложение к учебнику Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 кл.: Учебник: в 2 ч. – Москва «Просвещение», 2013.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here