Темы «Круговорот воды в природе»
Автор: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: урок изучения нового
-
Тема
Круговорот воды в природе
Цель
формирование предметных компетенций у обучающихся
по теме урока на основе частично-поискового метода и применения средств информационно-коммуникативных технологий.
Задачи
по содержанию:
сформировать понятие «круговорот воды в природе»;
расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды и её свойствах;
формировать бережное отношение детей к воде;
по способу деятельности:
Личностные УУД
Умение:
осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;
ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
аргументировано отстаивать свою точку зрения;
оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;
Метапредметные
Познавательные УУД:
Умение:
отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»;
работать с информацией;
собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;
решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания
Регулятивные УУД:
Умение:
определять цель учебной деятельности самостоятельно;
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
аргументировано находить и объяснять свои ошибки;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся;
Коммуникативные УУД:
Умение:
задавать вопросы;
слушать, не перебивая;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами;
Проблема
Проблемный вопрос
Учащиеся имеют недостаточные знания о круговороте воды в природе.
Воды на планете очень много. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?
Предметные:
Знать три состояния воды.
Уметь рассказать о круговороте воды.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Ресурсы:
— основные
— дополнительные
Интерактивная доска, компьютер,глобус, карточки, тетрадь, учебник «Окружающий мир».
Организация пространства
(фронтальная работа, работа в парах, группах)
Ход урока
Деятельность учителя и обучающихся | Планируемые результаты (УУД) | |
I.Организация начала урока Цели: Формирование умения оценить свою готовность.
| Дорогие ребята! Если вы веселы – улыбнитесь! Если вы дружны – возьмите за руку своего соседа! Подержите его руку несколько секунд в своей руке И поделитесь с ним своим теплом и настроением. А настроение, как я понимаю у вас прекрасное. Ну что ж молодцы!
-Те знания, которые вы приобрели на прошлом уроке, и узнаете сегодня, я бы хотела проверить в виде теста в конце нашего урока.
-Поэтому слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.
| Регулятивные УУД (формирование умения планировать, контролировать свою деятельность.) Личностные УУД (социальные компетенции, личностные качества) |
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация опорных знаний
Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — уточнить тематические рамки. | Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В супе, в чае, в каждой капле. Вы согласны? Это так ли?
— Ребята, можно ли сказать, что вода находится «везде»? Сейчас мне нужен самый храбрый и отважный ученик(ца), который (ая) попробует составить рассказ по подготовленному мною видеоролика «Вода». (видео «Вода») — Ребята, а в каком виде встречается вода в природе?( ответы детей) — Какие превращения в ней происходят?
— Молодец!!! — Почему воду надо беречь и охранять? — Правильно ведь пресной, чистой воды на земле меньше чем соленой. — Верно, молодцы.
| Коммуникативные УУД(излагать свое мнение, аргументировать его) Личностные УУД (сформированность мотивации к обучению) |
III. Изучение нового материала
Цели: — поставить проблему; — организовать формулировку темы урока детьми; — организовать постановку цели урока детьми. | (Звучит плеск воды) (Выходят учащиеся с диалогом) « — …,ты так много знаешь всего. Посмотри на глобус, на нем так много синего цвета. Сколько же пространства Земли покрыто водой? — Я думаю больше половины. Хотя я не уверен, что прав. ….а ты знаешь ответ на этот вопрос? — Практически все континенты Северная и Южная Америка, Африка, Евразия, это огромные острова в бесконечном пространстве воды. Воды на планете очень много. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?» (ответы детей) — Какую проблему мы ставим, ребята? — Кто может мне сказать тему нашего урока?(ответы детей) — Какова цель урока? ( ответы детей) — Наша цель – узнать о превращениях воды
Давайте, обратимся к учебнику на стр.78-79, работаем в парах.
| Регулятивные(принимать и сохранять цель) |
IV. Решение учебной задачи. Изучение нового Цель: — Актуализировать знания детей о состояниях воды, круговороте воды.
Физкультминутка (в группах по 4 человека)
V.Решение учебной задачи Цель: формирование умения обобщать, делать вывод.
| Ваша задача: — прочитать текст; — составит вопрос по картинке; — задать вопрос своему соседу по парте, который должен ответить на него. — Какие вы молодцы!
(Правила работы в парах.)
— Представьте себе, что каждый из вас « молекула – воды», изобразите что происходит с молекулами воды: — в паре над кипящим чайником; — в стакане воды, которую поставили в холодильник; — в чайнике, который поставили на огонь. (дети изображают молекулы)
— А сейчас сможем ли мы увидеть где-нибудь как испаряется вода? Проведем мокрой тряпкой по доске. И где же наша вода? Испарилась у нас на глазах! Вот чудеса!!! Ребята, как настоящие исследователи, порассуждайте, что же такое водяной пар. — Вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. — В природе, ребята, мы можем наблюдать, как вода испаряется? — Да, конечно. — А, как происходит круговорот воды в природе? -Давайте послушаем Мочалова Александра, он нам приготовил доклад на тему « Круговорот воды в природе» -Какой вывод можно сделать? ( ответы детей) — Вода испарилась.
( показ презентации «Круговорот воды в природе»)
| Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения) Познавательные (анализ информации, систематизация, классификация; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях природных явлений) Личностные УУД(готовность саморазвитию)
|
VI. Решение учебной задачи .
Цели: — организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах; — организовать творческую деятельность; — умение действовать по плану.
| — Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. В каждой группе вам предстоит создать макет круговорота воды в природе. В помощь вам схема из учебника и образец работы, но оформлять вы можете так, как захотите. Составим план нашей работы: 1.Подготовить рабочее место. 2. Поставить цель работы. 3.Рассмотреть схему. 4. Выбрать материалы для работы. 5. Распределить обязанности в группе. 6. Выполнить работу.
Дети презентуют работу.
(инсценировка по стихотворению С.Погореловского « Весенний гром»)
— Сейчас, мне понадобиться помощник, который будет помогать в инсценировке стихотворения. — Кто желает, мне помочь?
Нависли тучи над селом- И разразился в небе гром. ( звучит музыка грома и появляется туча ) — Катился гром, гремел ворчал На всех Кого в пути встречал. На землю шляпкою гвоздя Упала капелька дождя. ( звучат капельки дождя ) Она была совсем ничья Но стала капелькой ручья.( музыка ручья ) Куда ты несешься, Постой, ручеек, Побудь, непоседливый, с нами! – Спешу я, ребята, Ведь путь мой далек- Бегу я на родину к маме! – А кто твоя мама? ( шум моря ) – Большая волна, Волна океана седая, О бурях неистовых пела она, Меня на груди колыхая. Всегда бы ту песню я слушать хотела, Но солнце пригрело сильней – ( появляется солнце ) И к страннице тучке Я паром взлетела. ( Появляется пар ) Летела по свету я с ней. – Счастливая ты! Увидела с неба Всю землю с ее чудесами! – Да много в пути Повидала чудес, Но очень грустила о маме!
-Ребята ,что совершила капелька? Правильно, круг. -Такое явление называется круговорот воды в природе.
| Познавательные УУД (связи и отношения между объектами и предметами; Использование схемы)
Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности).
Регулятивные УУД(работа с интерактивной доской)
|
VII. Решение учебной задачи, тест. Цель: — организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
VIII. Обобщение усвоенного. Оценка. Цель: -формирование умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу;
| Тест по теме « Круговорот воды в природе»
Ф.И.__________________________________________________
1. Под действием солнечных лучей происходит… охлаждение испарение выпадение осадков 2. Переход воды в природе из одного состояния в другое называется…… нагревание круговорот 3. В виде чего вода возвращается обратно на землю? __________________________________________________________ 4. Из чего образуются облака? ___________________________________________________________ 5. Куда девается вода, которая попадает на землю __________________________________________________________
После чего оценивают себя. – Мы научились объяснять как происходит круговорот воды в природе, таким образом цель достигнута.
-В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед, Растает, и снова в поход!
— Изменяется ли количество воды на планете? (Нет, оно остается прежним) — Что вам показалось наиболее интересным? — А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на уроке?
|
Систематизируют полученные знания.
Коммуникативные УУД(умение презентовать работу, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности) Регулятивные (оценка своей деятельности) |
VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | — Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была? — Вы довольны собой, мои юные исследователи? — Как вы себя чувствуете? А теперь на своих карточках
с тестом приклейте смайлик, с которым вы ассоциируете свое настроение на конец урока. — Спасибо вам за прекрасную работу. | Регулятивные (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии) |
Домашнее задание | — Дома вам предстоит сделать то, что вас заинтересует по теме «Состояния воды. Круговорот воды в природе», это нарисовать кадры из диафильма про капельку путешественницу с комментариями
| Регулятивные УУД(поиск информации, работа с диафильмом) Коммуникативные УУД(составлять комментарии в устной и письменной форме) Личностные (взаимодействие с родителями) |