Технологическая карта урока математики в 3 классе

УМК: «Школа России»

Предмет: математика

Учебник: «Математика 3 кл.» М.И.Моро, М.А.Бантова

Тема: «Деление суммы на число»

Тип: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

1) вывести правило деления суммы на число (распределительное свойство деления);

2) сформировать умение в применении данного свойства.

Планируемые результаты:

Предметные: узнать правило деления суммы на число и уметь его применять, использовать свои знания при решении задач разными способами; способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений.

Метапредметные:

Познавательные: умение структурировать знания (анализ, синтез, выбор оснований для сравнения). Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; использование символической записи правила.

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи, выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Коммуникативные: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

1.Орг. момент

Учебный день только начинается, предлагаю начать его с улыбки.

Перед уроком играла музыка великого композитора Вольфганга Моцарта. Это гениальный композитор. А как вы знаете, что ни гениев, ни талантливых людей нет без….Наш девиз…

Я предлагаю нам с вами продолжить самосовершенствование и раскрывать свой талант. Кто хотел бы отправиться в путь? ( За знаниями)

трудолюбия . Без трудолюбия нет ни талантов, ни гениев.

самоопределение (Л)

2.Актуализация знаний

Математика – гимнастика ума. Потому начнем наш урок с тренировки вычислительной и мыслительной деятельности.

В первом полугодии мы работали над табличными случаями умножения и деления. А с умножения и деления каких чисел мы начали работать в этой четверти?

Потренируемся.

Оценивает учитель.

Остальные:

Мама купила 5 булочек, по 9 рублей каждая. Сколько денег заплатила мама за булочки?

Что вы можете рассказать об этом числе?

Заменим это число суммой разрядных слагаемых.

А теперь суммой таких чисел, каждое из которых, чтобы делилось на 5.

Поднимите руки, кто на данном этапе урока поставил бы себе отметку 5? Другую отметку – ниже 5? Объясни, почему так себя оценил? Какой сделаешь для себя вывод?

Умножали и делили круглые числа, узнали, как выполнять умножение двузначного числа на однозначное.

Индивидуально:

-2 ученика работают с электр. приложением к учебнику Моро М.И. (Приемы умножения и деления 80:4, 80:20, 20*4, задание 1); затем вычисляет, а все проверяют (хлопок).

— 1 ученик решает примеры на доске:

23 * 4 = 3 * 12 =

3 * 27 = 33 * 3 =

11 * 9 = 19 * 4 =

(проверку делает помощник и оценивает);

Остальные:

45 рублей.

9*5=45

Двузначное т.к. в записи две цифры,

нечетное т.к. не делится на 2,

некруглое т.к. не оканчивается на 0.

40 + 5

20 + 25, 30 + 15, 10 + 35

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

—сотрудничество со сверстниками (К);

–– самоопределение (Л);

анализ, синтез, сравнение, классификация, (П);

— подведение под понятие (П).

3.Создание проблемной ситуации.

Не выполняя вычислений, составьте верные равенства из предложенных выражений. Докажите.

Назовите свойства.

Какое выражение осталось? Почему?

Хотите узнать?

685 + 278 15 + 8 + 5 (30 + 20) * 4

8 * 19 (30 + 20) : 10 278 + 685

30 * 4 + 20 * 4 19 * 8 15 + 5 + 8

(30 + 20) : 10, т.к. такие нам не встречались.

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения(К);

учет разных мнений (К).

4.Определение темы и постановка целей урока.

Сформулируйте тему урока. Для этого прочитайте это выражение, используя название компонентов.

Какие цели поставим перед собой на этом уроке (записываются на доске)? Что хотим узнать?

Сумму 30 и 20 надо разделить на 10.

Тема: «Деление суммы на число».

-узнать, как можно сумму разделить на число;

-потренироваться в применении полученных знаний.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

5. Открытие

новых знаний.

Сделать открытие нам поможет решение задачи (электр. приложение к учебнику Моро М.И, «Деление суммы на число»)

Что заметили в записи решений?

Запишем эти выражения в одну строчку.

Поработайте в парах и сформулируйте вывод: как же сумму разделить на число?

Сравните ваш вывод с информацией в учебнике на стр.13. Совпали ваши высказывания?

Вернемся к примеру на доске, который остался без пары. Составим для него верное равенство.

Давайте обобщим и запишем правило деления суммы на число с помощью букв. Обсудите в паре. Сравним нашу запись с записью на доске.

На какое правило похоже?

Когда и в чем нам оно пригодилось?

Как вы думаете, а в чем нам поможет знание правила деления суммы на число?

Сейчас нам предстоит сделать еще одно открытие.

Запишите выражения в тетради и вычислите

(1 у доски).

Сумму чисел 23 и 13 разделить на 9.

Сумму 60 и 15 разделить на 3.

А другим способом?

Какой вывод можно сделать?

Итак, какую задачу на данный момент мы выполнили?

Кто понял – встаньте.

Слушают задачу. Записывают решение в тетради в виде выражений, двумя способами.

1 сп.: (12 + 4): 4 =4

2 сп.: 12 :4 + 4: 4 = 4

Ответы одинаковые, значит, выражения равны.

(12 + 4) : 4 = 12 : 4 + 4 : 4

1.вычислить сумму и разделить ее на число за скобкой.

2.каждое слагаемое разделить на число за скобкой и результаты сложить.

30 : 10 + 20 : 10

(a +b) : c =a : c + b : c

Умножение суммы на число.

При умножении двузначного числа на однозначное.

При делении двузначных чисел на однозначное.

(23 + 13) : 9 = 36 : 9 = 4, только одним способом т .к. по отдельности слагаемые не делятся.

(60 + 15) : 3 = 60 : 3 + 15 : 3 = 25

Не умеем пока вычислять.

Не всегда можно сумму разделить на число двумя способами.

Узнать, как можно сумму разделить на число.

(Если кто – то остался сидеть – выяснить: в чем трудность).

познавательная инициатива (Р);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

поиск и выделение необходимой информации (П);  

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

структурирование знаний (П);

использование знаково-символических средств (П);

извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

-моделирование (П);

аргументация своего мнения и позиции (К);

-сотрудничество со сверстниками (К);

-самоопределение (Л);

осознание ответственности за общее дело (Л).

6.Физминутка.

7. . Первичное

закрепление

Итак, первую задачу мы выполнили. Что теперь предстоит нам сделать?

Рассмотрите задания в учебнике на стр.13. Какие из них помогут нам применить наше сегодняшнее открытие?

Выполним № 1 вместе, а задание под чертой возьмем для самостоятельной работы.

Кто считает, что достаточно хорошо освоил прием деления суммы на число? Кто считает, что еще нужна тренировка?

(Если будут такие дети, то работа с электр. приложением).

Посмотрим, как оценит вашу работу наш друг Компик (задание 44).

Кто согласен с отметкой Компика – похлопайте себе. Кто воздержался? Почему? Вывод?

Потренироваться в применении полученных знаний.

1и за чертой.

80 : 4 + 16 : 4 = 24

30 : 3 + 21 : 3 = 17

24 : 6= 4, только одним способом т .к. по отдельности слагаемые не делятся.

Несколько выражений предлагаются для обсуждения (10).

определение основной и второстепенной информации (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

учет разных мнений (К);

-самоконтроль (Л).

8.Самостоятельная работа.

Пришло время проверить ваше умение, как вы усвоили деление суммы на число. Какое задание осталось для самостоятельной работы? На работу – 1-2 минуты.

Проверим. На доске записаны выражения. Если правильно, что мы ставим? Если ошибка?

Оценим. Когда ставим 5? Если 1 ошибка? Что поставите за две ошибки?

Под чертой.

Самопроверка. Если все правильно , то ставим плюс, если ошибка – минус.

Без ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3(т.к. мало примеров).

выполнение действий по алгоритму (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);

-– волевая саморегуляция (Р);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

9. Включение в систему знаний и повторение.

Теперь поработаем по учебнику, № 2. Прочитайте задачу.

Как удобно записать условие?

На доске записано условие.

Проверьте его правильность.

Что сказано по поводу решения задачи? Подумайте, как может решаться задача. Ваше предложение: решим самостоятельно или вместе?

( Если самостоятельно, то взаимопроверка). Как будем оценивать?

Дополнительно (если есть время)

Теперь поработаем в парах. № 3. Что надо сделать?

Оцените свою работу на данном этапе урока с помощью смайлика. Почему так оценил?

В таблицу, схемой.

Решает ученик (на доске/ с обратной стороны)). Сам себя оценивает.

Оба способа решения

правильные – 5. Некоторые неточности (1 -2 ошибки) – 4. Больше ошибок – 3.

(Дети обсуждают текст задачи, выслушиваем 2-3 пары с разбором решения).

(Смайлик)

построение логической цепи рассуждений (П);

доказательство (П);

формулирование и аргументация своего мнения(К);

управление поведением партнера (К).

10. Рефлексия

Подведем итог урока.

Кто согласен, выберите смайлик и оцените свою работу. У кого печальное настроение? Почему?

Я тоже оценю вашу работу на уроке.

Мне понравилось….

Мне хотелось бы…

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!

Цель ….

Тема…

Мне урок….

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л).

11. Домашнее задание.

Обязательное…

По желанию….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here