Ракитянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
Конспект урока для 3 класса
на тему: «Середина осени. Обобщение материалов экскурсии»
3 класс
Учитель Латышева Т. А.
Ракитное
Тема: «Середина осени. Обобщение материалов экскурсии»
Цель:
— обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в природе в середине осени,
— составить рассказ-описание природы середины осени,
— корректировать мышление учащихся на основе упражнений в сравнении, анализе и синтезе,
— воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», план сообщения о погоде, таблички со словами, опоры со словами, магнитная доска, таблица для развития логического мышления, планы и опоры для составления рассказа, шапочки для драматизации сказки.
Ход урока:
I Огр. момент.
1.Прозвенел звонок для нас —
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились.
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
Сегодня 14 октября. Второй урок у нас – развитие речи.
2. А сядет на место тот, кто назовет «осеннее» слово.
3. Послушаем сообщение дежурного о погоде.
II Повторение пройденного.
-
Давайте вспомним, чем занимались на прошлом уроке.
— Какие три поры осени вы знаете?
— Какая из них наступила сейчас?
— По каким признакам вы это определили?
2. А какое домашнее задание вы получили? (Узнать, как звери живут осенью, и показать это).
Инсценирование сказки Грибачева «Рыжие листья»
Автор. Осень в лес пришла. Заяц Коська пошел проведать своих друзей, посмотреть
Как лесные жители поживают с наступлением осени. Пришел он к дому ежа Кирюхи, постучал в дверь – никто не отвечает.
Заяц. Может, заболел еж Кирюха? Может, ему скорая помощь нужна?
Автор. Зашел в дом. Видит – еж Кирюха в темноте сидит.
Заяц. Что это у тебя еж Кирюха так темно?
Еж. Я поохотился за лето,
Грибы искал, мышей ловил
Мне надо отдохнуть за это
Устал я, выбился из сил
Сучков себе я принесу
Квартирку сделаю в лесу
А придет зима
Крепко спать буду я.
Заяц. Так ведь спать надо ночью, а сейчас утро!
Еж. Ничего ты не понимаешь. Мы, ежи, всю зиму спим. Ни есть, ни пить нам не надо. Проснусь – пойду встречать весну
Опять охотиться пойду.
Заяц. Ну и лентяй ты, еж Кирюха! Всю зиму спать – бока будут болеть. Пойду к медведю Потапу.
Медведь. За оврагом, у ручья
Отыскал берлогу я
Чтоб не тесно было в ней
Чтобы было потеплей.
Заяц. Здравствуй, медведь Потап!
Медведь. Кто это тут шумит?
Заяц. Это я, заяц Коська.
Медведь. Чего тебе надо? Я спать хочу!
Заяц. Спят ночью, а сейчас утро.
Медведь. Очень нужен Мишке сон
Знают все, полезен он
Будет мишка до весны
Видеть сказочные сны.
Я мороза и снега боюсь. У меня лапы мерзнут.
Заяц. Помрешь от голода, медведь Потап!
Медведь. Не помру, я под шубой жира запас. Уходи, не мешай.
Белка. Цок-цок! Ты что, заяц Коська, грустный такой?
Заяц. Да, оказывается, белка Ленка, все звери в лесу осенью спать ложатся.
Белка. Нет, не все.
Осенние заботы
Для белочек важны.
У нас полно работы
Работать все должны
С утра до ночи прыгаю
Запасы собираю
Орехи, ягоды, грибы
На зиму запасаю
В моем дупле, где я живу
Большая кладовая
Ее наполнить я спешу
От края и до края.
Не страшна нам зима,
Если полны закрома.
Заяц. Я к тебе буду приходить зимой.
(Вбегает Лиса и нападает на Зайца. Заяц прячется.)
Лиса. Что, попробовал моих коготков? Ну да ладно, никуда ты от меня не денешь. Теперь все листья в лесу рыжие да желтые на мою шкурку похожие. Спрячусь среди них – сам в рот попадешь. А зимой тебя, Серый, далеко видно будет.
Заяц. Я, зайчишка полинял
Гляньте, шубку поменял
Шубка полиняла –
Беленькая стала
Заяц я теперь беляк
Не увидишь ты никак
На снегу меня Лиса,
Не прищуривай глаза
Обману я ловко
Хитрую плутовку.
Лиса. Ох, горе мне, горе!
— Какие же изменения происходят в жизни диких зверей осенью?
— Что можно сказать о белке?
— Кто из животных залегает в спячку?
— Что такое линька?
— А какого цвета шкурка у лисички?
Рыжая, золотая, как середина осени.
3. Упражнение в узнавании.
Вы знаете много стихотворений об осени. Сейчас я вам прочитаю отрывки из них, а вы попробуйте отгадать: о какой поре осени идет речь? Для работы нам нужны карточки со словами.
Стало меньше солнечного света
Птицы собираются в полет
Шаг за шагом отступает лето
Осень в наступление идет.
(ранняя)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(золотая)
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода
Деревья листья сбросили
Встречая холода.
(поздняя)
Посмотри, как день прекрасен!
И как ясен небосклон.
Как горит под солнцем ясень
Без огня пылает клен.
(золотая)
III Сообщение темы и цели урока.
1.Актуализация знаний – упражнение на логическое мышление.
|
| |
|
|
|
|
|
|
— Что нарисовано?
— Чего не хватает? (желтого листика)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем говорить о золотой осени)
-
Сообщение темы
Сегодня на уроке мы будем говорить о середине осени — ее золотой поре. Мы будем составлять рассказ о том, что видели на экскурсии и узнали нового об октябре. Попробуем определить, что же меняется в природе, погоде, жизни людей от начала – к середине осени.
IV Работа по теме урока.
-
Обобщение знаний детей.
— Что можно сказать об изменениях в неживой природе в середине осени? Как солнце греет землю?
— Что можно сказать о ветре?
(Опоры: холодный, резкий, порывистый)
— Как изменился воздух? (холодный, сырой)
— Какие осадки можно увидеть на улице?
— А какие перемены произошли в жизни растений по сравнению с ранней осенью? (Опоры: красный, желтый, сбрасывают, опадают, листопад)
У осени свое рабочее расписание. В начале октября, а иногда и в конце сентября, высоко над головой начинают желтеть, краснеть, буреть листья на деревьях. Как только им начинает не хватать солнышка, листики вянут и быстро теряют свой зеленый цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвется с ветки – тут желтый березовый, там красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнет по земле. А потом все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодеры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.
V Физминутка
А сейчас вместе с зайцем Коськой мы немного отдохнем и пособираем разноцветные листики.
Заяц Коська наш проснулся,
Руки в боки и нагнулся.
Встал, присел и снова встал,
С земли листик он поднял.
Лист по ветру полетел —
Зайка наш за парту сел.
— Давайте вспомним, какие изменения произошли в жизни насекомых?
— Что изменилось в жизни птиц? (Опоры: перелетные, зимующие, улетают, отлет)
— Как изменилась жизнь зверей? (опоры: линька, спячка, делают запасы).
2.Лексическая работа. Давайте к словам — названиям предметов подберем слова – действия. На какие вопросы отвечают слова- действия?
Листья – падают, кружатся, шуршат, шелестят, летят, покрывают, устилают…
Птицы – поют, щебечут, улетают, прыгают…
Солнце – светит, греет, спряталось, выглянуло, пригревает…
3.Составление рассказа о середине осени.
1 группа – по картинке
2 группа – по плану
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ВРЕМЕНИ ГОДА
-
Изменения в неживой природе
-
Как солнце греет землю
-
Ветер
-
Осадки
-
-
Изменения в живой природе
-
Изменения в жизни растений
-
Изменения в жизни животных
-
Насекомые
Птицы
Звери
-
Труд человека.
3 группа – по опорам
Октябрь – середина осени. Солнце ______________ землю. Дует ____ _____ ветер. Часто идут _____. Листья ______________. Начался_____. Насекомые ___________. Перелетные птицы ______________. Звери _________. Люди ____________ урожай. Они надели _____________.
Начнем наш рассказ словами «Октябрь – середина осени».
Октябрь – середина осени. Солнце слабо греет землю. Дует холодный порывистый ветер. Часто идут дожди. Листья на деревьях и кустарниках поменяли окраску. Начался листопад. Прячутся и засыпают насекомые. Перелетные птицы собрались в стаи и улетели в теплые края. Зимующие перебираются ближе к жилью человека. Звери полиняли. Многие из них делают запасы на зиму. Медведь, барсук и еж залегли в спячку.
Люди закончили уборку урожая, начинают пахать огороды. Они надели теплую одежду.
Золотая осень – одно из самых красивых времен в нашей родной природе. А чтобы она могла подарить нам возможность любоваться ее красотами, нужно бережно относиться ко всему живому: деревьям, кустарникам, птицам, зверям, насекомым. Ведь, как говорил Михаил Пришвин: «Охранять природу – значит охранять Родину».
VI Задание на дом: рассказ об осени,
с. 29 задания 1, 2
VII Итог урока
Отвечай скорей, дружок,
Тебе понравился урок?