Конспект открытого урока по окружающему миру

3 «б» класс

Тема: «Органы дыхания»

Задачи:


  1. Сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать представление о правильном механизме дыхания.


  2. Предупредить о вреде курения.


  3. Развивать воображение, умение находить аналогии.


  4. Воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению.

План урока


  1. Закрепление основных знаний о скелете человека и мышцах (кроссворд). Переход к теме урока.


  2. Работа над новой темой (ознакомление с понятиями органы дыхания, дыхательная система; сравнение человека с другими животными).


  3. Заключение («Блиц-опрос»).


  4. Подведение итогов (рефлексия).


Кроссворд.






8








7


М


Е


Д


И


Ц


И


Н


А




6


М


Ы


Ш


Ц


Ы






5


О


Х


Р


А


Н


А




4


А


Н


А


Т


О


М


И


Я


3


О


С


А


Н


К


А







2


Г


И


Г


И


Е


Н


А



1


К


Л


Е


Т


К


А




  1. Из них состоят все животные организмы. Наш организм состоит из различных …, которые выполняют различную работу (быстро делятся, образуют ткани и др.).


  2. Наука о сохранении и укреплении здоровья.


  3. Привычное положение тела во время стояния, сидения, ходьбы. Важна при сидении за партой …


  4. Наука, изучающая строение тела человека.


  5. Скелет выполняет очень важную «работу» — является опорой и … внутренних органов от повреждений.


  6. … — «одежда» для скелета. При помощи них двигается кровь, переваривается пища. При их активной работе выделяется тепло.


  7. Наука, исследующая причины заболеваний и методы их лечения.


  8. Ключевое слово (Тема нашего урока сегодня).


^ II. Работа над новой темой.

Тема нашего урока сегодня «Органы дыхания».

Попробуйте на несколько секунд закрыть рот, зажать нос и перестать дышать… И вы сразу почувствовали, что необходимо срочно глубоко вздохнуть. Это взбунтовались наши клетки, которые остались без кислорода. Они «кричат»: “Пришлите нам кислород, иначе мы все погибнем от голода”. Без пищи человек проживет несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут.

— Так при помощи чего же мы дышим? (носа)

— Оказывается не только, даже наша кожа участвует в процессе дыхания, но об этом позже. А сейчас давайте проследим путь воздуха. (Слайд 2 – следим за стрелкой на экране)

— Воздух попал в носовую полость. А куда же он попадает дальше?

— Ответы учащихся.

— Правильно. Во внутренние органы – органы дыхания. Легкие (Слайд 3).

— Давайте определим положение легких внутри нашего организма. На столе рентген – мы уже знакомы с этим снимком. Давайте рассмотрим, что же у нас внутри и куда попадает воздух, которым мы дышим. (Сравниваем, наблюдаем, на что похожи легкие)

— Что это за разноцветные линии (красные и синие).

— Кровеносные сосуды. Ими пронизаны все легкие. Через легкие в кровь попадает?.. (кислород). (Слайд 4).

— Когда мы делаем вдох, наши легкие поучают кислород, а при выдохе отдают углекислый газ.

— Дыхание – это обеспечение организма кислородом и выделение углекислого газа в окружающую среду (или дыхание – обмен газов между организмом и окружающей средой). Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. (Наблюдение: найди отличия…)

— Каждый человек вдыхает 15 тыс. Литров воздуха.

— Физкультминутка.

 Слайд 6. Все эти органы составляют дыхательную систему. Теперь путь воздуха мы опишем при помощи научных названий. (Ученик с указкой при помощи учителя рассказывает о движении воздуха). Носоглотка – воздух стал чище и теплее.→Через гортань в дыхательное горло – трахею. Сравни! На что похожа трахея? А легкие? (на 2 мешка, на воздушные шары). Посчитай — сколько легких? Что это? (пузырьки). Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых легочные пузырьки. Зачем это нужно? Скоро узнаем.

— Как правильно дышать? Только через нос! (Наблюдаем за стрелкой, почему была синяя, а стала красная). Воздух нагрелся. Но! Нос не только согревает, но и очищает проходящий через него воздух.

— А от чего же нужно очищать воздух? Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками. Вот почему так важно иметь при себе носовой платок.

 Слайд 8. Что это за процесс? (Чихание)

— Это полезно или вредно?

— Полезно для того, кто чихает, т.к. при чихании из носа выбрасываются попавшие туда крупные соринки, а также скопление слизи. Нельзя этот процесс подавлять. Но нужно помнить, что чихание вредит окружающим нас людям. Нужно закрывать рот рукой или платком. При чихании удаляется часть бактерий. Оставшиеся в воздухе бактерии попадут в легкие и затем в кровь, где в борьбу с ними вступят белые кровяные тельца. Особенно важно дышать через нос на морозе. В пыльных помещениях, при общении с больными. Если иммунитет у человека хороший, то вероятность заболеть у него минимальная.

 Слайд 9. Это интересно узнать! В легких человека находится 3 млн. легочных пузырьков. Если развернуть все эти пузырьки, то они заняли бы площадь, равную 100 кв.метров. клетки отдают углекислый газ. Он им не нужен. 

Вывод: воздух, которым мы дышим должен быть чистым. (Беседа об опасности выхлопных газов, дым заводов).

— Но помимо этого существует проблема, которую врачи называют «Чумой 20 века». Что это?

 Слайд 10. «Курение». Наши далекие предки считали курение грехом. 400 лет назад в Россию табак попал из Западной Европы. Царским указом было установлено жестокое наказание за курение – «сечение (битье) кнутом»… Но и это не смогло остановить курящих, т.к. наш организм быстро привыкает к яду и курение превращается в привычку. Организм курильщика быстро стареет, лицо покрывается морщинами, а зубы желтеют. Никотин проникает в кровь, а она разносит его по всем органам. Никотин притупляет зрение, слух, внимание, изнашивает сердце. Во многих странах курильщиков стараются не брать на работу!

 Слайд 11. Не только внешне изменятся курильщик. Курильщик опасен не только для себя, но и для окружающих. Вдыхая табачный дым, мы засоряем свои легкие. (Указ правительства – не курить в общественных местах). У курильщиков часто возникаю опасные, а порой и смертельные заболевания легких и сердца.

 Слайд 12. Рождаемся мы со здоровыми легкими. Рассматриваем. Почему именно это фото? Что делает ребенок в момент появления на свет? 

— Начинает дышать! И человеческая жизнь закончится тогда, когда он сделает последний вздох!

— Как продлить свою жизнь? (Используем материал урока)

— Прогулка на воздухе, отказ от курения, проветривание помещений.

— Игра! (размышляй, узнай, расскажи)

1) противогаз; 2) маска; 3) трубка для плавания

 Слайд 13. Что объединяет эти фотографии? (Все живое дышит) чем различаются? На какие группы можно разделить? (По способу дыхания). Чем дышат: 

1) млекопитающие (звери) – легким

2) рыбы – жабрами

3) птицы – легкими

4) насекомые – через трахейные трубки

5) земноводные – 

 Слайд 14. Это интересно узнать! Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Чем похожи человек слон и мышь? (мы все дышим легкими).

 Слайд 15. Кто это? Что общего у человека и змеи? Мы дышим легкими и кожей. У нас есть поры, через которые проходит воздух. Кожа участвует в насыщении организма человека кислородом.

 Слайд 16. Что это? Почему вдруг эта фотография? Каким образом она подходит к теме нашего урока? Наша планета тоже дышит! «Лес – это легкие нашей планеты».

III. Вопросы к заключению. Подведение итогов. «Блиц-опрос» (один не ответил, выручает следующий).

IV. Рефлексия:


  1. На листочках напишите то, что вам особенно запомнилось с урока или что новое вы для себя открыли сегодня.


  2. Вспоминая все то, о чем мы говорили сегодня, задайте письменно вопрос однокласснику.


  3. Итог: О какой системе органов шла речь? Какие знания мы получили сегодня?


  4. Д/з: на доске, записываем в дневники.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here