Конспект открытого урока по окружающему миру
3 «б» класс
Тема: «Органы дыхания»
Задачи:
-
Сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать представление о правильном механизме дыхания. -
Предупредить о вреде курения. -
Развивать воображение, умение находить аналогии. -
Воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению.
План урока
-
Закрепление основных знаний о скелете человека и мышцах (кроссворд). Переход к теме урока. -
Работа над новой темой (ознакомление с понятиями органы дыхания, дыхательная система; сравнение человека с другими животными). -
Заключение («Блиц-опрос»). -
Подведение итогов (рефлексия).
Кроссворд.
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Из них состоят все животные организмы. Наш организм состоит из различных …, которые выполняют различную работу (быстро делятся, образуют ткани и др.). -
Наука о сохранении и укреплении здоровья. -
Привычное положение тела во время стояния, сидения, ходьбы. Важна при сидении за партой … -
Наука, изучающая строение тела человека. -
Скелет выполняет очень важную «работу» — является опорой и … внутренних органов от повреждений. -
… — «одежда» для скелета. При помощи них двигается кровь, переваривается пища. При их активной работе выделяется тепло. -
Наука, исследующая причины заболеваний и методы их лечения. -
Ключевое слово (Тема нашего урока сегодня).
^ II. Работа над новой темой.
Тема нашего урока сегодня «Органы дыхания».
Попробуйте на несколько секунд закрыть рот, зажать нос и перестать дышать… И вы сразу почувствовали, что необходимо срочно глубоко вздохнуть. Это взбунтовались наши клетки, которые остались без кислорода. Они «кричат»: “Пришлите нам кислород, иначе мы все погибнем от голода”. Без пищи человек проживет несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут.
— Так при помощи чего же мы дышим? (носа)
— Оказывается не только, даже наша кожа участвует в процессе дыхания, но об этом позже. А сейчас давайте проследим путь воздуха. (Слайд 2 – следим за стрелкой на экране)
— Воздух попал в носовую полость. А куда же он попадает дальше?
— Ответы учащихся.
— Правильно. Во внутренние органы – органы дыхания. Легкие (Слайд 3).
— Давайте определим положение легких внутри нашего организма. На столе рентген – мы уже знакомы с этим снимком. Давайте рассмотрим, что же у нас внутри и куда попадает воздух, которым мы дышим. (Сравниваем, наблюдаем, на что похожи легкие)
— Что это за разноцветные линии (красные и синие).
— Кровеносные сосуды. Ими пронизаны все легкие. Через легкие в кровь попадает?.. (кислород). (Слайд 4).
— Когда мы делаем вдох, наши легкие поучают кислород, а при выдохе отдают углекислый газ.
— Дыхание – это обеспечение организма кислородом и выделение углекислого газа в окружающую среду (или дыхание – обмен газов между организмом и окружающей средой). Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. (Наблюдение: найди отличия…)
— Каждый человек вдыхает 15 тыс. Литров воздуха.
☺— Физкультминутка.
— Слайд 6. Все эти органы составляют дыхательную систему. Теперь путь воздуха мы опишем при помощи научных названий. (Ученик с указкой при помощи учителя рассказывает о движении воздуха). Носоглотка – воздух стал чище и теплее.→Через гортань в дыхательное горло – трахею. Сравни! На что похожа трахея? А легкие? (на 2 мешка, на воздушные шары). Посчитай — сколько легких? Что это? (пузырьки). Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых легочные пузырьки. Зачем это нужно? Скоро узнаем.
— Как правильно дышать? Только через нос! (Наблюдаем за стрелкой, почему была синяя, а стала красная). Воздух нагрелся. Но! Нос не только согревает, но и очищает проходящий через него воздух.
— А от чего же нужно очищать воздух? Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками. Вот почему так важно иметь при себе носовой платок.
— Слайд 8. Что это за процесс? (Чихание)
— Это полезно или вредно?
— Полезно для того, кто чихает, т.к. при чихании из носа выбрасываются попавшие туда крупные соринки, а также скопление слизи. Нельзя этот процесс подавлять. Но нужно помнить, что чихание вредит окружающим нас людям. Нужно закрывать рот рукой или платком. При чихании удаляется часть бактерий. Оставшиеся в воздухе бактерии попадут в легкие и затем в кровь, где в борьбу с ними вступят белые кровяные тельца. Особенно важно дышать через нос на морозе. В пыльных помещениях, при общении с больными. Если иммунитет у человека хороший, то вероятность заболеть у него минимальная.
— Слайд 9. Это интересно узнать! В легких человека находится 3 млн. легочных пузырьков. Если развернуть все эти пузырьки, то они заняли бы площадь, равную 100 кв.метров. клетки отдают углекислый газ. Он им не нужен.
Вывод: воздух, которым мы дышим должен быть чистым. (Беседа об опасности выхлопных газов, дым заводов).
— Но помимо этого существует проблема, которую врачи называют «Чумой 20 века». Что это?
— Слайд 10. «Курение». Наши далекие предки считали курение грехом. 400 лет назад в Россию табак попал из Западной Европы. Царским указом было установлено жестокое наказание за курение – «сечение (битье) кнутом»… Но и это не смогло остановить курящих, т.к. наш организм быстро привыкает к яду и курение превращается в привычку. Организм курильщика быстро стареет, лицо покрывается морщинами, а зубы желтеют. Никотин проникает в кровь, а она разносит его по всем органам. Никотин притупляет зрение, слух, внимание, изнашивает сердце. Во многих странах курильщиков стараются не брать на работу!
— Слайд 11. Не только внешне изменятся курильщик. Курильщик опасен не только для себя, но и для окружающих. Вдыхая табачный дым, мы засоряем свои легкие. (Указ правительства – не курить в общественных местах). У курильщиков часто возникаю опасные, а порой и смертельные заболевания легких и сердца.
— Слайд 12. Рождаемся мы со здоровыми легкими. Рассматриваем. Почему именно это фото? Что делает ребенок в момент появления на свет?
— Начинает дышать! И человеческая жизнь закончится тогда, когда он сделает последний вздох!
— Как продлить свою жизнь? (Используем материал урока)
— Прогулка на воздухе, отказ от курения, проветривание помещений.
— Игра! (размышляй, узнай, расскажи)
1) противогаз; 2) маска; 3) трубка для плавания
— Слайд 13. Что объединяет эти фотографии? (Все живое дышит) чем различаются? На какие группы можно разделить? (По способу дыхания). Чем дышат:
1) млекопитающие (звери) – легким
2) рыбы – жабрами
3) птицы – легкими
4) насекомые – через трахейные трубки
5) земноводные –
— Слайд 14. Это интересно узнать! Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Чем похожи человек слон и мышь? (мы все дышим легкими).
— Слайд 15. Кто это? Что общего у человека и змеи? Мы дышим легкими и кожей. У нас есть поры, через которые проходит воздух. Кожа участвует в насыщении организма человека кислородом.
— Слайд 16. Что это? Почему вдруг эта фотография? Каким образом она подходит к теме нашего урока? Наша планета тоже дышит! «Лес – это легкие нашей планеты».
III. Вопросы к заключению. Подведение итогов. «Блиц-опрос» (один не ответил, выручает следующий).
IV. Рефлексия:
-
На листочках напишите то, что вам особенно запомнилось с урока или что новое вы для себя открыли сегодня. -
Вспоминая все то, о чем мы говорили сегодня, задайте письменно вопрос однокласснику. -
Итог: О какой системе органов шла речь? Какие знания мы получили сегодня? -
Д/з: на доске, записываем в дневники.