Аннотация к уроку окружающего мира в 3 классе

Перспективная начальная школа

Данный урок изучается в разделе  «Человек и природные сообщества». На данном уроке дети обобщали, систематизировали знания о значении леса для человека и в природе.

Урок сопровождался презентацией. В ходе поставленной проблемной ситуации, учащиеся смогли поставить цель урока.

Со всеми заданиями , предлагаемыми на уроке учащиеся справились. Активно работали в группах, парах, самостоятельно, смогли договориться друг с другом , принять верное решение, проверить задание.

В конце урока был сделан вывод, что поставленная цель урока была выполнена. Учащиеся адекватно оценили свою деятельность на уроке.

Тема: «Значение леса»

Предмет: окружающий мир

Тип урока: практическая работа

Форма организации: обобщающий урок

Представление о результатах:

Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; умение рефлексировать свои действия.

Метапредметные результаты: анализировать и самостоятельно делать выводы;правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.

Предметные результаты: в ходе групповой работы и учебного сотрудничестваповторить способы ориентирования на местности; составить и сформулировать правила безопасного поведения в лесу; подготовить сообщение; развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе.

Тема урока: Значение леса

Цели урока:

— обобщить, систематизировать и углубить знания младших школьников о значении леса для человека и в природе;

— воспитывать восхищение красотой леса, стремление выполнять правила природоохранного поведения, оказывать посильную помощь лесным обитателям;

— создать условия для развития творческих способностей учащихся, познавательного интереса к своей познавательной деятельности.

Оборудование: картины с изображением леса, учебник «Окружающий мир 2 часть» ,тетрадь тпо 2 часть , карточки с необходимыми текстами.

Ход урока

1. Организационный момент

— Сегодня у нас открытый урок «Окружающий мир». На нашем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.

— Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся учебник, хрестоматия, тетрадь, внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте успеха.

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всём (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуй! (вся ладонь)

2. Проверка домашнего задания.

1-2 доклада

Тест «Лес природное сообщество»

1вариант

1 Лес называют природным сообществом, потому что…

а) в лесу рядом друг с другом растут разные растения

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой

в) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными

2 На деревьях обитают…

а) белки, дятлы, кедровки            

б) мыши, зайцы, медведи                

в) кроты, лоси, черви

3 В лесной подстилке живут…

а) ежи, кроты, землеройки

б) бактерии, насекомые и их личинки

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши

4 К съедобным грибам относятся…

а) мухоморы, желчные грибы        

б) дождевики, пороховки        

в) лисички, рыжики, маслята

2 вариант

1На лугу растут …

а) только травянистые растения

б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

2Санитарами луга и леса называют…

а) жуков навозника и могильщика, дятла

б) пчел, кабанов, соек

в) жуков-короедов, жужелиц

3. На лугу живут:

а) пчела, божья коровка, суслик  

б) шмель, водомерка, жаворонок

в) медуза, кобылка, комар

4.В поле выращивают:
а) овёс, пырей, вьюнок

б) пшеница, просо, ячмень

 в) капуста, василёк, рогоз

Ответы: 1в.-б,а,б,в. 2в.-а,а,а,б.

3. Определение темы, задачи и целей урока.

1.Слово учителя:

Это дом.

Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.

Этот дом для всех открыт.

Дом резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нём.(лес)

2. Вводная беседа

Формулируется проблема, которая будет решаться на уроке.

— Ребята, все мы когда-то побывали в лесу. Представьте себе уголок леса, в котором вы бывали.

— Кто что представил?

3. Работа по теме урока

Работа в группах

— Мы все любим лес. За что же мы так любим и ценим лес?

-Каждый из вас читает текст ,выбираете самое главное , записываете на листочках. Затем обсуждаете свои записи , приходите к одному мнению. Представляете классу.

Представление результата работы

Представитель каждой группы представляет результаты работы в группе.

— Все ли согласны с мнением группы?

Если кто-то не согласен с группой в выборе главного слова, ему представляется слово.

Учитель обобщает ответы детей, фиксируя только то, что говорили дети.

— Но все ли мы перечислили, что дает нам лес, за что мы его любим?

Учитель раздает карточки учащимся.

(Учитель отбирает тот материал, который наиболее ему подходит, может сочетать стихи и прозу, а может использовать и иллюстрации, с отражением значения леса для человека, в природе).

1. Всё, что окружает тебя, – всё из леса. Стул, стол, кровать. Шкаф, этажерка, тумбочка. Книжная полка и книжки на ней. Пол, потолок, стены. Крыльцо, забор, навес. Весло, лодка, удочки. Пенал, карандаш, тетради. Балалайка, гитара, скрипка. (Н. Сладков «Дары леса»)

2. А радостное возбуждение, которое охватывает тебя, стоит только в лес войти! А лесные секреты и тайны, что на каждом шагу! А тысячи птичьих песен, наполняющих уши! А запахи тысяч цветов, от которых в носу свербит! А радости каждый день года! (Н. Сладков «Дары леса»)

3. Там где лес, всегда чистый воздух. Ох, какой чудесный в лесу воздух – целительный настой! Ведь деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека. Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр для очистки воздуха.

4. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, целительную тишину.

5. А еще лес является защитником почвы, лесных рек и ручейков.

6. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары животным: орехи, ягоды, грибы. (После этой карточки, можно уточнить, для каких животных лес является домом.)

— Зачитайте содержание карточек.

— О чем идет речь в этой карточке, о каком значении леса говорится?

По ходу работы ученики пополняют свой перечень слов. После прочтения карточек, учитель просит:

— Выберите теперь главное слово в своем списке.

— Кто поменял свой выбор. Почему?

 Мы сегодня говорили о том, что лес – это фабрика кислорода, чистого и целебного воздуха, уютный дом для многих животных, это грибы, ягоды, орехи, зеленая аптека, это защитник речек и ручейков, почвы, источник строительного материала, сырья для получения бумаги. Лес – это настоящее украшение природы, чудесный зеленый наряд Земли, удивительная книга со своими загадками и открытиями… Лес человека щедро одаривает. Но чем же человек лесу отвечает, как относится к своему верному и щедрому другу?! Как вы думаете, о чем бы попросил нас лес, если бы мог говорить?

— Что каждый из нас может сделать для леса? Запишите на листочках свои предложения (в течение 2 минут).

— Зачитайте, что вы написали и объясните, что вы считаете самым важным.

Обогащение знаний учащихся о правилах поведения в лесу.

Раздаются карточки.

1. У леса музыка своя…
Ее послушайте, друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, бегать и кричать

И громко музыку включать!

2. Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

3. Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны

О них порежешься ужасно!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

4. Чтоб лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных листоедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

5. Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

6. Для ежиков и белок

Лес – дом родной.

Они живут там смело

И летом, и зимой.

Находят пропитанье,

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

7. Есть цветочки редкие,

Белые, цветные, нежные:

Вам кивнут приветливо

Ландыши, подснежники…

Только рвать не надо их –

С ними лес добрей, светлей.

Ведь теперь цветов таких

Очень мало на земле…

8. В лесу летают мотыльки,

Ползут ужи, живут жуки…

Природа-мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

И жабу увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без этих животных, друг мой,

Лес одинокий, и пустой…

— Ознакомьтесь со стихотворениями, прочитайте свой стих всему классу.

После прочтения каждого стихотворения (в соответствии с порядковым номером), формулируется правило поведения. Если ученики говорят только о том, чего нельзя делать, учитель спрашивает, а как нужно. К уроку готовится плакат, на котором отражены важнейшие правила поведения в лесу. После формулировки правила школьниками, учитель постепенно открывает его запись на плакате.

Примерная формулировка правил для плаката:

1. Не шумите в лесу. Ходите тихо, осторожно по лесным тропинкам.
2. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу. Мусор обязательно забирайте с собой!
3. Не бейте в лесу стекло!
4. Не разоряйте муравейники! Не ходите вблизи муравейника! Помогите поставить ограждение возле муравейника.
5. Не разоряйте птичьи гнезда, не заглядывайте в него, не трогайте руками птенцов!
6. Не забирайте из леса животных домой! Любуйтесь и наблюдайте за ними в лесу.
7. Не рвите редкие цветы! Они будут долго радовать нас и лес там, где растут.
8. Не обижайте никого в лесу: ни насекомых, ни змей, ни жаб… При встрече с ними проходите осторожно мимо, уступая дорогу.
9. Не уничтожайте несъедобные грибы! Оставляйте их диким животным.

— Давайте разделимся на две большие группы. 1 группа сделает из предложенных иллюстраций коллаж о значении леса, а вторая — нарисует плакат «Чем мы можем помочь лесу?»

Афиширование работ. Ученики представляют свои работы, объясняют их содержание.

4. Закрепление знаний

Почему в народе говорят: «Много леса- береги, мало леса -не руби, а нет леса – посади?»

Слово учителя:

Спасибо, лес,

за все твои красоты,

за ягоды-монисты,

за грибы…

Спасибо, лес!

Наверно, не напрасно

меня в свой терем

ежедневно ждешь. (М. Люгарин)

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес! (С. Погореловский)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

— Наша задача предотвратить все это. Больших проблем нам не решить пока, но кое-что мы сможем сделать: посадить деревце, ухаживать за рощей, подкармливать птиц зимой, взять под охрану муравейник, поляну с удивительными цветами.

— Давайте все вместе произнесем клятву (клятва записана на доске)

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птицам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

5.Домашнее задание. Оценки.

Учитель: — Рада за всех участников заседания. За работу клуба получают оценки….

Дома выполните задание 37 в тетради (прочитать), повторите правила поведения в лесу.

6.Рефлексия.

Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите насколько вы:

1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно.

2)Разобрались с темой урока.

3)Умеете применять свои знания.

(Сидят за партой – плохо, слабо. Просто стоят – хорошо. Стоят, руки вверх – отлично.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here