Урок окружающего мира

в 3 классе по теме



Гребенщикова Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

МКОУ Старощербаковской СОШ

  1. Постановка темы, цели урока (Слайд № 2)

— Лес.. Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.


— Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
(Слайд № 3)

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят

(Слайд №4)
— Сегодня на уроке мы с вами очутимся в царстве грибов.

— Что вы хотите узнать о грибах?

Учащиеся: Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Из каких частей состоит гриб? Как грибы связаны с деревьями?

2. Рассказ учителя о грибах (Слайд № 5)

Учёные долгое время не могли решить, что же такое
грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время биологи выделили их в отдельное специальное царство Грибов.
В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. (Слайд № 6)

Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этих организмов.

(Слайд № 7)

— Существует даже целая наука — микология. Изучают грибы учёные – микологи.

3. Строение гриба (слайд № 8)

-Ребята, все грибы имеют разные названия, но строением они похожи.

-Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?

(шляпка, ножка, грибница)

— Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожая на паутинку, сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага.

Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе

шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.

А что такое грибница? Это тонкие бесцветные ниточки. На десятки метров под землей раскидываются эти ниточки. С каждым днем появляются новые, пробираются между комков земли. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. Грибы срываются или погибают, а грибница остается. И после нескольких дней появляются новые грибы. Грибницы живут многие десятки лет, и каждый год дают урожай. Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу

-Как вы думаете, что является главной частью гриба? (грибница)

Грибы способствуют образованию перегноя.

(Слайд № 9)

Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.

4. Выступления учёных – микологов

-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют учёные – микологи, которые хотят с вами поделиться своими знаниями.

Первое занятие «Для чего нужны грибы растениям леса?» проведет миколог………………………………………………..(Слайд № 10)

Грибы нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав, помогает им всасывать воду с растворенными в ней минеральными солями. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами получать их не умеют.

Каждый год в лесу опадают хвоя, листья, падают ветки, шишки и кора. Всё это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибница съедает лесной мусор. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.

(Слайд № 11)

— Главное отличие растений от грибов – способ питания. Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Грибы этого делать не могут! Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных , находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Второе занятие «Почему грибы называют «лесным мясом» и «лесным овощем»? проведет миколог………………………………………………………………(Слайд № 12)

Грибы еще называют лесными витаминами. В них есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, белок- вещества, необходимые организму человека.

Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу. Свежие белые грибы полезнее лука, моркови, капусты, а сушеные грибы почти в 2 раза сытнее: яиц, вареной колбасы. Бульон из сухих белых грибов в 7 раз калорийнее мясного бульона. Килограмм сушеных белых грибов – это 3 килограмма рыбы, или 5 килограммов картофеля.

Самые питательные — это белые грибы, рыжики, опята, подосиновики (картинка). Шляпка у гриба ценней, чем ножка.

Третье занятие «Для чего нужны грибы животным и человеку?» проведет миколог…………………………………………………………..

Многие животные питаются грибами.

Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева.

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором лечится лось, сороки. (Слайд № 13)

(Слайд № 14)

Гриб чага растет на березе. Им лечат язвы желудка, опухоли.

Гриб — дрожжи применяют в хлебопечении.

Все знают лекарство пенициллин, его готовят тоже из гриба. Лечат воспаление легких, бронхит.

Некоторые грибы помогают нам бороться с насекомыми.

ФИЗМИНУТКА

ВАНЯ ШЁЛ, ШЁЛ,ШЁЛ —

ПОДБЕРЁЗОВИК НАШЁЛ.

ДИМА ШЁЛ, ШЁЛ,ШЁЛ –

И ЛИСИЧКУ НАШЁЛ.

КАТЯ ШЛА, ШЛА, ШЛА –

СЫРОЕЖКУ НАШЛА.

АНДРЕЙ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ –

БОРОВИК НАШЁЛ.

ДАНИЛ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ –

ДОЖДЕВИК НАШЁЛ.

5. Загадки о грибах

-Опытные грибники знают, что грибы любят расти под «своими» деревьями. Там их и надо искать.

-А какие грибы, под каким деревом растут, узнаете, отгадав загадки?

1.Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я…….(подосиновик). (Слайд № 15)

-Под каким деревом можно найти подосиновик? (под осиной)

-Посмотрите, какой красавец. Шляпка темно- красная или красно- коричневая. Ножка длинная, стройная, крепкая.

2. Лета первая примета

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

(подберезовик) (Слайд № 16)

Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)

3. Сидит дружная семейка

Но на пнях, не на скамейках

Зонтики в руках,

Колечки на плечах.

(опята) (Слайд № 17)

— Где растут опята?

4. Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки

В мох душистый две косички

Прячут хитрые……(лисички). (Слайд № 18)

— Под каким деревом можно найти лисички? (сосною)

— Особенно много лисичек в сырое лето.

Есть очень интересное свойство у этих грибов. Они не крошатся и не ломаются. Очень редко встретишь червивые.

  1. Царь грибов на толстой ножке.

Самый лучший для лукошка

Он головку держит смело,

Потому что гриб он…..(белый). (Слайд № 19) — Какое второе название, у этого гриба? (боровик)

-Где же, он растет? ( Растёт он в берёзовых, сосновых и дубовых лесах.)

— Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

6. Деление грибов на группы

— Как одним словом можно назвать эти грибы? (съедобные)

-На какие две группы можно разделить все грибы?

-Существует около 300 видов съедобных грибов.

-А какие ещё съедобные грибы знаете?

-А несъедобные?

(бледная поганка, ложные опята, мухомор, желчный гриб, дождевик, ложные лисички, ложные грузди)

— Несколько слов о ядовитых грибах.

— Какой ядовитый гриб самый опасный?

(Слайд № 20)

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Её яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Её не едят даже черви. А признаки гриба таковы: шляпка зеленая, зеленоватая до белой. В верхней части ножки — кольцо, точно мини- юбочка. Бледную поганку часто путают с шампиньоном.

(Слайд № 21)

МУХОМОР в отличие от поганки природа наградила необыкновенной

красотой. Но красота его обманчива: яд вызывает удушье, обмороки.

Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Мухоморы используют для лечения больных суставов.

— Есть еще и другие ядовитые грибы: ложные опята, двойник опенка осеннего, желчный гриб — ядовитый, двойник белого гриба — съедобного.

7. Правила сбора грибов

— А как надо правильно собирать грибы?

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются вредные вещества.

(Слайд № 22)

— Прочитайте правила сбора грибов

8. Красная книга грибов (Слайды № 23-24)

Рассмотрите рисунки.

— Постарайтесь запомнить грибы из Красной книги России

ГРИФОЛА КУРЧАВАЯ

СЕТКОНОСКА СДВОЕННАЯ

ПАУТИННИК ФИОЛЕТОВЫЙ

ШИШКОГРИБ ХЛОПЬЕНОЖКОВЫЙ

РЕШЁТОЧНИК КРАСНЫЙ

РОГАТИК ПЕСТИКОВЫЙ

— А почему эти грибы внесены в Красную книгу?

(редкие и исчезающие виды)

-Как вы думаете, а в нашей области есть редкие и исчезающие виды грибов? А куда можно обратиться за информацией по этому вопросу? (Красная книга Новосибирской области)

9. Разнообразие грибов

— Ребята, а вы знаете, что есть грибы, которые не относятся к шляпочным?

— Сейчас я покажу вам грибы, которые сфотографированы под микроскопом (Слайды № 25, 26, 27, 28, 29)

— Эти грибы можно увидеть на хлебе, в банке с вареньем, на овощах и фруктах

— Что это? Кто догадался?

— Плесневые грибы очень малы. Их можно рассмотреть только под микроскопом.

— Плесень состоит из плодового тела и грибницы.

— Можно назвать её грибом? (Да).

— Чего нет у плесени? (Шляпки).

— Можно в таком случае назвать её шляпочным грибом? (Нет).

(Слайд № 30)

— А ещё есть дрожжевой грибок. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.

— Есть и молочный грибок. С его помощью можно приготовить вкусный кефир.

— Есть ещё один плесневый гриб – пеницилл. Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство – пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении лёгких, ангине и других заболеваниях.

  1. Фаза «Рефлексия» (Слайд № 31)

— А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»

Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»

Итак, верите ли вы, что…:

  1. грибы относятся к живой природе? Да

  2. грибы относятся к царству растений? Нет

  3. шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да

  4. плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да

  5. грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.

  6. что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет

  7. грибы – это богатство леса? Да

  8. что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? Да.

  9. что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? Нет.

10) что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу? Да

11) что некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? Да.

12) что медведи лечатся мухоморами? Нет

13) что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет

  1. Итог урока (доска)

Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на доске: “Сегодня на уроке я…”?

— Поделитесь своими размышлениями

12. Домашнее задание

  1. Выучить правила сбора грибов (с. 121)

  2. Составить викторину о грибах, используя материал учебника, дополнительную литературу, занятия кружка (включая загадки)

(Слайд № 32)

  1. Оценивание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here