Автор: Простакова Наталья Александровна.
Место работы: МБОУ-СОШ № 33, города Тулы.
Должность: учитель начальных классов, первая квалификационная категория.
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Январь — зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед».
Учебник О.Т. Поглазова Окружающий мир. 3 класс. «Ассоциация XXIвек» Смоленск, 2006.
Рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса. О.Т. Поглазова Смоленск, 2006.
Тема урока: «Январь — зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед».
Цели урока:
Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период;
Продолжить развивать умения вести фенологические наблюдения, экологическое мышление;
Воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе.
Ход.урока.
I.Оргмомент
II. Проверка домашнего задания
1.Чем занимались зимой мужчины и женщины в старину? Как помогали старшим дети?
2. Как назывался старинный праздник, после которого начинает прибывать день?
3. За что в сказках награждал и за что наказывал добрый Дед Мороз?
III. Минутка календаря
Дежурный ученик у доски составляет карточку погоды
IV. Введение в тему урока.
У: Ребята, сейчас вам предстоит отгадать кроссворд. В заштрихованных клетках «спряталась» тема нашего урока. (на доске висит кроссворд, дети коллективно отгадывают кроссворд)
Ответы на кроссворд.
1.гирлянда
2. каникулы
3. рождество
4. хлопушка
5. мишура
6. ель
У: Ребята, какое у вас получилось слово? (январь)
У: О каком месяце мы сегодня будем говорить?
Д: В январь.
V. Формирование новых знаний.
— Ребята, какой мы отмечали совсем недавно праздник?
Д: Новый год.
У: Мы празднуем не только Новый год, но и Старый год? Почему?
Д: (выслушиваются мнения детей)
У: Начиная с Х в., Новый год приходился на 1 марта (пору сбора березового сока). С 1492 года его празднование перенесли на 1 сентября, ко времени окончания полевых работ. С 1 января 1700 года указом Петра 1 Новый год стал праздноваться зимой. В 1918 году был принят декрет, по которому стрелки часов были переведены на 13 суток вперед (в Европе этот пересчет, связанный с «отставанием» времени при делении солнечного года на лунные месяцы, был сделан давно). Потому-то в ночь с 13 на 14 января, в Васильев вечерок, мы собираемся на встречу Старого Нового года.
У: Знаете ли вы, как празднуют Новый год в других странах?
Выслушиваются сообщения детей.
Д:
Куба.
Перед наступлением Нового года всю посуду, какая есть в доме, наполняют водой, а после полуночи выплескивают ее на улицу. Из тысячи окон одновременно! Бегут веселые ручейки, обещая Новому году светлый, ясный, как вода, путь, — таково народное поверье.
Италия.
Каждый Новый год начинают «новую жизнь». Во-первых, до его наступления следует завершить все прошлогодние дела, во-вторых, необходимо расстаться с ненужным хламом. И летят из открытых настежь окон прямо на улицу старые – а иногда и не очень! – вещи, от надоевшей игрушки до старомодного кресла.
Польша
В сочельник в деревенской избе, да и в городском доме – там, где соблюдают обычаи старины, во все четыре угла ставятся не обмолоченные снопы хлеба. Под скатерть кладется сено. Но самый трогательный обычай – приглашение на сочельник одиноких людей. В этот вечер никто не должен чувствовать себя забытым.
Индия
В Индии индусы встречают Новый год более 30 раз, так как люди разных сословий (каст) имеют свои особенные новогодние традиции. В этот день у порога каждого индийского дома выложены узоры из рисовой муки, чтобы заманить в дом богиню изобилия. Развлечениям и веселью нет конца: жители Индии стреляют из лука, запускают воздушных змеев, обливают друг друга водой, в новогодние дни каждый сознательный индиец старается совершить один героический поступок, а именно поймать кобру и посадить ее в кувшин. Этим люди хотят показать, что они смелы и решительны и ничего не боятся.
Индийские женщины в Новый год дарят друг другу ручные украшения. Это чисто индийский подарок, который означает, что ты роднишься с человеком, а также индианки полагают, что рука, на которую они надели свое украшение, никогда не совершит плохих дел.
Франция
Французский Дед Мороз – Пер Ноэль приходит ночью и оставляет подарки в детских башмаках. Обязательное блюдо на новогоднем столе у французов – большой пирог. Тот, кому достался запеченный в него боб, получает титул «бобового короля», и в новогоднюю ночь все подчиняются его приказам.
У: Ребята, конечно, мы с вами разобрали не всё о том, как празднуют Новый год в других странах. Об этом вы можете прочитать в дополнительной литературе. Как вы встречаете Новый год?
Д: Выслушиваются ответы детей.
VI. Знакомство с новой темой.
У: В январе наше полушарие (из-за наклона земной оси) получает лишь косые солнечные лучи, Солнце невысоко поднимается над горизонтом. И чем севернее местность, тем короче световой день. И все же в январе он прибудет на полтора часа.
У: Как изменяется положение солнца в разные времена года?
Д: ответы детей
У: Как изменяется долгота дня в разные сезоны?
Д: ответы детей
У: Кто знает, как в старину называли январь?
Д: ответ детей.
У: Январь, по древне-славянскому календарю «просинец», считали наши предки макушкой зимы. Говорили: «Январь – сечень: сечёт зиму пополам».
У: Какие явления происходят в зимнее время?
Д: выслушиваются ответ детей.
У: Мы с вами сегодня поговорим о гололедице и гололеде. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга или одинаковые?
Д: выслушиваются мнения детей.
У: Молодцы! (рассказывается определение гололедицы и гололеда).
Гололедица – тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.
Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре воздуха от 0° до минус 3°С. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров.
У: Гололед и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга.
У: Ребята, какие правила вы знаете, чтобы не попасть в число пострадавших.
Д: выслушиваются ответы детей.
У: Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила.
1) Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.
2) Прикрепите на каблуки металлические набойки, натрите наждачной бумагой подошву.
3) Наклейте на подошву изоляционную ленту (лейкопластырь). Наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой.
4) Рассчитайте время движения, выйдите заранее, чтобы не торопиться.
5) Передвигайтесь осторожно, ступайте на всю подошву. При ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны (не заняты сумками).
6) Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения надо сжаться (напрягая мускулы, а коснувшись земли, перекатиться, чтобы смягчить силу удара).
У: Ребята, какие зимние приметы вы знаете?
Д: выслушиваются ответы.
У: Снег пойдет хлопьями – к урожаю (19 января)
Солнышко – к раннему прилету птиц. А снег на Татьяну – лето дождливое (25 января)
В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.
Дрова горят с треском и дым из трубы идет вверх – к морозу. И другие.
(обсуждение и понимание примет)
VII. Закрепление.
У: Ребята, мы изучили раздел «Идет волшебница зима». Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему. Я буду читать определения, а вы должны догадаться о чем идет речь.
1.Теплые зимние сапоги, сваленные из овечьей шерсти (валенки)
2. Перенос снега ветром в приземном слое воздуха. (Метель)
3. Что надо делать, если началась метель?
1. Плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов (со дворов) вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком.
2. Приготовьте свечи, фонари, керосиновые лампы.
3. Не выходите из дома.
4. Если вы едете в машине, остановитесь. Закройте плотно окна и двери. Укройте чем-нибудь двигатель со стороны радиатора.
5. Если метель застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
6. После метели в условиях снежного заноса старайтесь выбираться самостоятельно.
4. Тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. (Гололедица)
5. Слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). (Гололед)
6. Правила поведения на улице во время гололеда и гололедицы.
7. Кристаллики льда оседают в виде пушистой бахромы на ветках деревьев, проводах. Чаще всего это явление бывает при тумане, слабом ветер и температуре -150С. (изморозь)
8. Реки, озера, пруды покрываются слоем льда. Это явление называют (ледоставом).
9. Явление падения на землю множества снежинок называют (снегопадом).
VIII. Итог урока.
— Что вы узнали нового?
— Какие природные явления можно наблюдать зимой?
— Как изменились температура воздуха и высота снежного покрова?
— Чем опасны гололедица, гололед для людей, транспорта?
IХ. Домашнее задание.
с. 126 – 128 пересказ
Х. Выставление оценок.
1 |
|
|
| 7 |
|
|
|
|
| ||||
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| 5 |
|
|
|
|
|
| ||||||
| 6 |
|
|
|
|
Хло
шура
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая. Как ёж.
Зимою в платье летнем.
Источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-otkrytogo-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-po-teme-%C2%AByan
http://gublibrary.ru/lib/ped/Novyi_god/O_Novom_gode.html
h ttp://muloqot.uz/groups/topic/view/group_id/1056/topic_id/925
http://www.belovo-school9.narod.ru/novgod.htm
http://yourlib.net/content/view/2723/43/
http://www.culture.mchs.gov.ru/rules/emergencies_of_natural_origin/sleet/
http://nedelya.net.ua/gazeta/zazdravnaya/alchevskie-mediki-dayut-sovety-kak-uberechsya-v-gololed
http://fili-davyd.zao.mos.ru/cms/userfiles/file/partitions/27/articles/18.html
http://www.assrb.ru/index.php?start=35
http://penzazdrav.ru/news-166.html
http://studopedia.ru/view_factors.php?id=25
http://sborsch6.blogspot.com/
http://www.elista.org/index.php?option=com_content&view=article&id=10606:-5—7——&catid=1
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%B4
http://do.gendocs.ru/docs/index-32576.html
http://novochgrad.ru/texts/ugochs/id/5109.html
http://pitomec.ru/clubs/blog/1727
http://nansysan.narod.ru/index627.html
http://lib.rus.ec/b/299223/read
http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/154798/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B0
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/6231/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B0
http://svadba1000.ru/prazdniki/1054-2011-02-04-12-52-17.html
http://ugochs-kemerovo.ru/test/index.php?id=131
http://allcafe.ru/readingroom/holiday/127
http://oz-lady.ru/novy-god-v-raznyh-stranah.html
http://k2.wen.ru/NG/index.html
http://festival.1september.ru/articles/618666/
http://meteocenter.net/meteolib/ww.htm
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/otkrytyi-urok-kak-zimovali-nashi-predki
http://www.smena-31.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=81:-29&catid=34:2011-01-30-11-58-51&Itemid=2
http://dk-mosrentgen.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F—3/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5-%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81
002% (030 из 1341): http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8