Автор: Простакова Наталья Александровна.

Место работы: МБОУ-СОШ № 33, города Тулы.

Должность: учитель начальных классов, первая квалификационная категория.

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме: «Январь — зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед».

Учебник О.Т. Поглазова Окружающий мир. 3 класс. «Ассоциация XXIвек» Смоленск, 2006.

Рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса. О.Т. Поглазова Смоленск, 2006.

Тема урока: «Январь — зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед».

Цели урока:

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период;

Продолжить развивать умения вести фенологические наблюдения, экологическое мышление;

Воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе.

Ход.урока.

I.Оргмомент

II. Проверка домашнего задания

1.Чем занимались зимой мужчины и женщины в старину? Как помогали старшим дети?

2. Как назывался старинный праздник, после которого начинает прибывать день?

3. За что в сказках награждал и за что наказывал добрый Дед Мороз?

III. Минутка календаря

Дежурный ученик у доски составляет карточку погоды

IV. Введение в тему урока.

У: Ребята, сейчас вам предстоит отгадать кроссворд. В заштрихованных клетках «спряталась» тема нашего урока. (на доске висит кроссворд, дети коллективно отгадывают кроссворд)

Ответы на кроссворд.

1.гирлянда

2. каникулы

3. рождество

4. хлопушка

5. мишура

6. ель

У: Ребята, какое у вас получилось слово? (январь)

У: О каком месяце мы сегодня будем говорить?

Д: В январь.

V. Формирование новых знаний.

— Ребята, какой мы отмечали совсем недавно праздник?

Д: Новый год.

У: Мы празднуем не только Новый год, но и Старый год? Почему?

Д: (выслушиваются мнения детей)

У: Начиная с Х в., Новый год приходился на 1 марта (пору сбора березового сока). С 1492 года его празднование перенесли на 1 сентября, ко времени окончания полевых работ. С 1 января 1700 года указом Петра 1 Новый год стал праздноваться зимой. В 1918 году был принят декрет, по которому стрелки часов были переведены на 13 суток вперед (в Европе этот пересчет, связанный с «отставанием» времени при делении солнечного года на лунные месяцы, был сделан давно). Потому-то в ночь с 13 на 14 января, в Васильев вечерок, мы собираемся на встречу Старого Нового года.

У: Знаете ли вы, как празднуют Новый год в других странах?

Выслушиваются сообщения детей.

Д:

Куба.

Перед наступлением Нового года всю посуду, какая есть в доме, наполняют водой, а после полуночи выплескивают ее на улицу. Из тысячи окон одновременно! Бегут веселые ручейки, обещая Новому году светлый, ясный, как вода, путь, — таково народное поверье.

Италия.

Каждый Новый год начинают «новую жизнь». Во-первых, до его наступления следует завершить все прошлогодние дела, во-вторых, необходимо расстаться с ненужным хламом. И летят из открытых настежь окон прямо на улицу старые – а иногда и не очень! – вещи, от надоевшей игрушки до старомодного кресла.

Польша

В сочельник в деревенской избе, да и в городском доме – там, где соблюдают обычаи старины, во все четыре угла ставятся не обмолоченные снопы хлеба. Под скатерть кладется сено. Но самый трогательный обычай – приглашение на сочельник одиноких людей. В этот вечер никто не должен чувствовать себя забытым.

Индия

В Индии индусы встречают Новый год более 30 раз, так как люди разных сословий (каст) имеют свои особенные новогодние традиции. В этот день у порога каждого индийского дома выложены узоры из рисовой муки, чтобы заманить в дом богиню изобилия. Развлечениям и веселью нет конца: жители Индии стреляют из лука, запускают воздушных змеев, обливают друг друга водой, в новогодние дни каждый сознательный индиец старается совершить один героический поступок, а именно поймать кобру и посадить ее в кувшин. Этим люди хотят показать, что они смелы и решительны и ничего не боятся.

Индийские женщины в Новый год дарят друг другу ручные украшения. Это чисто индийский подарок, который означает, что ты роднишься с человеком, а также индианки полагают, что рука, на которую они надели свое украшение, никогда не совершит плохих дел.

Франция

Французский Дед Мороз – Пер Ноэль приходит ночью и оставляет подарки в детских башмаках. Обязательное блюдо на новогоднем столе у французов – большой пирог. Тот, кому достался запеченный в него боб, получает титул «бобового короля», и в новогоднюю ночь все подчиняются его приказам.

У: Ребята, конечно, мы с вами разобрали не всё о том, как празднуют Новый год в других странах. Об этом вы можете прочитать в дополнительной литературе. Как вы встречаете Новый год?

Д: Выслушиваются ответы детей.

VI. Знакомство с новой темой.

У: В январе наше полушарие (из-за наклона земной оси) получает лишь косые солнечные лучи, Солнце невысоко поднимается над горизонтом. И чем севернее местность, тем короче световой день. И все же в январе он прибудет на полтора часа.

У: Как изменяется положение солнца в разные времена года?

Д: ответы детей

У: Как изменяется долгота дня в разные сезоны?

Д: ответы детей

У: Кто знает, как в старину называли январь?

Д: ответ детей.

У: Январь, по древне-славянскому календарю «просинец», считали наши предки макушкой зимы. Говорили: «Январь – сечень: сечёт зиму пополам».

У: Какие явления происходят в зимнее время?

Д: выслушиваются ответ детей.

У: Мы с вами сегодня поговорим о гололедице и гололеде. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга или одинаковые?

Д: выслушиваются мнения детей.

У: Молодцы! (рассказывается определение гололедицы и гололеда).

Гололедица – тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.

Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре воздуха от 0° до минус 3°С. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров.

У: Гололед и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга.

У: Ребята, какие правила вы знаете, чтобы не попасть в число пострадавших.

Д: выслушиваются ответы детей.

У: Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила.

1) Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.
2) Прикрепите на каблуки металлические набойки, натрите наждачной бумагой подошву.
3) Наклейте на подошву изоляционную ленту (лейкопластырь). Наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой.
4) Рассчитайте время движения, выйдите заранее, чтобы не торопиться.
5) Передвигайтесь осторожно, ступайте на всю подошву. При ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны (не заняты сумками).
6) Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения надо сжаться (напрягая мускулы, а коснувшись земли, перекатиться, чтобы смягчить силу удара).

У: Ребята, какие зимние приметы вы знаете?

Д: выслушиваются ответы.

У: Снег пойдет хлопьями – к урожаю (19 января)

Солнышко – к раннему прилету птиц. А снег на Татьяну – лето дождливое (25 января)

В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

Дрова горят с треском и дым из трубы идет вверх – к морозу. И другие.

(обсуждение и понимание примет)

VII. Закрепление.

У: Ребята, мы изучили раздел «Идет волшебница зима». Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему. Я буду читать определения, а вы должны догадаться о чем идет речь.

1.Теплые зимние сапоги, сваленные из овечьей шерсти (валенки)

2. Перенос снега ветром в приземном слое воздуха. (Метель)

3. Что надо делать, если началась метель?

1. Плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов (со дворов) вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком.
2. Приготовьте свечи, фонари, керосиновые лампы.
3. Не выходите из дома.
4. Если вы едете в машине, остановитесь. Закройте плотно окна и двери. Укройте чем-нибудь двигатель со стороны радиатора.
5. Если метель застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
6. После метели в условиях снежного заноса старайтесь выбираться самостоятельно.

4. Тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. (Гололедица)

5. Слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). (Гололед)

6. Правила поведения на улице во время гололеда и гололедицы.

7. Кристаллики льда оседают в виде пушистой бахромы на ветках деревьев, проводах. Чаще всего это явление бывает при тумане, слабом ветер и температуре -150С. (изморозь)

8. Реки, озера, пруды покрываются слоем льда. Это явление называют (ледоставом).

9. Явление падения на землю множества снежинок называют (снегопадом).

VIII. Итог урока.

— Что вы узнали нового?

— Какие природные явления можно наблюдать зимой?

— Как изменились температура воздуха и высота снежного покрова?

— Чем опасны гололедица, гололед для людей, транспорта?

IХ. Домашнее задание.

с. 126 – 128 пересказ

Х. Выставление оценок.

1

7

2

3

4

5

6

Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед» Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед» нда

Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед»Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед»

Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед»

Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед»Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед»Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед»

Хло

Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед»Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед»

шура

Урок по окружающему миру для 3 класса «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед»

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая. Как ёж.

Зимою в платье летнем.

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-otkrytogo-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-po-teme-%C2%AByan

http://gublibrary.ru/lib/ped/Novyi_god/O_Novom_gode.html

h ttp://muloqot.uz/groups/topic/view/group_id/1056/topic_id/925

http://www.belovo-school9.narod.ru/novgod.htm

http://yourlib.net/content/view/2723/43/

http://www.culture.mchs.gov.ru/rules/emergencies_of_natural_origin/sleet/

http://nedelya.net.ua/gazeta/zazdravnaya/alchevskie-mediki-dayut-sovety-kak-uberechsya-v-gololed

http://fili-davyd.zao.mos.ru/cms/userfiles/file/partitions/27/articles/18.html

http://www.assrb.ru/index.php?start=35

http://penzazdrav.ru/news-166.html

http://studopedia.ru/view_factors.php?id=25

http://sborsch6.blogspot.com/

http://www.elista.org/index.php?option=com_content&view=article&id=10606:-5—7——&catid=1

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%B4

http://do.gendocs.ru/docs/index-32576.html

http://novochgrad.ru/texts/ugochs/id/5109.html

http://pitomec.ru/clubs/blog/1727

http://nansysan.narod.ru/index627.html

http://lib.rus.ec/b/299223/read

http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/154798/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B0

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/6231/%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B0

http://svadba1000.ru/prazdniki/1054-2011-02-04-12-52-17.html

http://ugochs-kemerovo.ru/test/index.php?id=131

http://allcafe.ru/readingroom/holiday/127

http://oz-lady.ru/novy-god-v-raznyh-stranah.html

http://k2.wen.ru/NG/index.html

http://festival.1september.ru/articles/618666/

http://meteocenter.net/meteolib/ww.htm

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/otkrytyi-urok-kak-zimovali-nashi-predki

http://www.smena-31.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=81:-29&catid=34:2011-01-30-11-58-51&Itemid=2

http://dk-mosrentgen.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F—3/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5-%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81

002% (030 из 1341): http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here