Урок окружающего мира в 3 классе

Урок – исследование «Почва. Состав почвы»

УМК «Планета знаний»

Учитель Насырова Г.М. МБОУ СОШ №18 г. Ишимбая Республики Башкортостан

Ход урока.

  1. Организационный момент. Настрой на урок.

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

 Наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).

Уши внимательно слушают и всё … (слышат).

Голова хорошо … (думает).

2. Актуализация знаний, постановка цели.

-Вспомним горные породы, о которых узнали на предыдущих уроках, разгадаем кроссворд и узнаем ключевое слово сегодняшнего урока.

г

а

З

п

Е

с

о

к

М

е

д

ь

г

Л

и

н

а

и

з

в

е

с

т

н

Я

к

  1. Горючее полезное ископаемое.

  2. Самое распространённое полезное ископаемое, которое широко используется в строительстве и изготовлении стекла.

  3. Цветной металл

  4. Плотная горная порода, используемая в строительстве и в изготовлении фарфоровой посуды.

  5. Горная порода белого цвета, чаще используется как строительный материал.

У слова «земля» есть несколько значений. Слайд

-Как по-другому можно назвать слово «земля» (Почва).

Итак, тема нашего урока: «Почва» (выставить на доску карточку).

-А что вы знаете о почве?

— А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Сегодня наш урок мы посвятим почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами она обладает. (на доске таблички «Что такое почва?», «Состав почвы», «Свойства почвы», «Образование почвы»)

— Что для этого нам надо сделать? (исследовать)

-Какова цель исследования? (определить состав почвы)

3. Новый материал.

-Что такое почва?

В толковых словарях найдём и прочитаем определение слова «ПОЧВА».

Вывод. Почва – верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты.

Значение слова плодородие СЛАЙД

-Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. Растительноядные животные питаются растениями, растущими на нём. Человек получает урожай, выращенный на земле.

4. Практическая работа.

— Итак, ребята, наш класс — небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей.

— Я приготовила почву с нашего пришкольного участка. Что можно узнать о почве с помощью органов чувств? (цвет, запах, структуру почвы).

Работа в группах.

При помощи лупы рассмотреть комочек почвы, определить цвет, запах, сыпучесть, имеются ли корни и остатки растений.

— Предлагаю обратиться к учебнику на с. 69. Посмотрите на картинки.

— Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?

— Почему? (в целях безопасности).

— Куда будем записывать наблюдения и выводы? (в печатной тетради).

— Откройте тетрадь на стр._____. Эту таблицу будем заполнять поэтапно.

— Предлагаю выполнить опыт №1 в парах. Прочитайте его описание.

— Выполняем. Что вы увидели? Запишите свои наблюдения и вывод.

— А теперь смотрим на экран, сравните свои результаты с эталоном. Слайд — Воздух

-Предлагаю понаблюдать за следующим опытом, который сделаю сама. (№2)

Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? Запишите в лист, сверьте. Слайд — Вода

— Ребята, следующий я проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте и выводы записывайте в таблицу.

— Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)

-Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)

— Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве? (гниют) Предположите, что же содержится в почве?

-Свои наблюдения и вывод запишите в тетрадь. Проверим себя, лист самооценки. Слайд — Перегной

— Прочитайте в учебнике опыт №3.

Теперь остаток почвы сильно прокаливаю, высыпаю в стакан с водой, размешиваю и даю отстояться. Что вы заметили? (на поверхности воды плавает мусор, а на дне стакана грязь – муть)

-Как вы думаете, что получится в результате, когда вода отстоится?

— Этот опыт, ребята, требует большего времени, поэтому я сделала его до урока, а вы можете проделать это дома вместе с родителями.

— Посмотрите, что получилось. Как вы думаете, что оказалось на дне стакана? -Какой вывод сделаем? Запишите в тетрадь. Слайд — Песок и глина

Опыт №5

-Насыпаем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и пробуем растворить ее. Профильтруем воду, нальем несколько капель на стекло и нагреем.

— Что видим? (Вода испарилась, а на стекле — белый налет.)

— Что это? Это соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.) Слайд — соли

5. Физминутка.

Статистические упражнения «Потягивание», «Бабочка».

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.

— Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования? Что мы хотели узнать? (Из чего состоит почва)

-Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?

-Какой вывод мы сделаем?

ВЫВОД: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы. Слайд — состав почвы

7. Первичная проверка усвоения новых знаний.

— Итак, что же растения получают из почвы?

Вывод:

1.Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве.

2.Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества.

-Откуда же они берутся?

3.Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.

8. Перенос знаний в новую ситуацию.

— Кто знает, как образуется почва? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд. Растут ли здесь растения? Почему не растут? (Нет почвенного слоя)

— Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Слайд

-Как же на безжизненных голых скалах появилась почва? (Ответы детей)

Под действием солнца, ветра, воды горы постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В этом слое нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Посмотрите на схему.

Слайд

— Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки, кроты.

Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано.

Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. Слайд

Свойства почвы

Сыпучая

Почва пропускает воду — водопроницаемость

Почва нагревается и охлаждается -теплопроводность

Плодородие

Мы узнали, что почва — плодородный слой земли.

Чем больше перегноя, тем плодороднее почва, тем она темнее.

Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой тёмный. (таблица)

— Каково же основное свойство почвы? Плодородие.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей).

Верно, к почве, как к природному богатству нужно относиться бережно.

— Что может погубить почву? (Сообщение ученика.)

1)Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения.

Частые дожди вымывают все питательные вещества.

Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитать всю выпавшую на неё воду. Она стекает под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. (картинки)

2)Деятельность человека: неправильная вспашка и обработка земли, вытаптывание, загрязнение почвы.

— Как можно предотвратить гибель почвы? (Ответы детей.)

1) Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву. К тому же корни укрепляют почву и не позволяют водным потокам размывать верхний слой.

2)Вносить удобрения, правильно обрабатывать – вспашка поперек склонов

3) Не загрязнять почву бытовыми и производственными отходами.

4)Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков.

9. Закрепление.

— задание №1 электронного учебника

— №70 рабочей тетради

— кроссворд (слайд)

10. Итог урока. Рефлексия.

— Какова была цель нашего урока? (выяснить состав, свойства, образование почвы)

-Достигли цели урока?

-Какие факты оказались для вас удивительными?

— Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

11.Информация о домашнем задании.

-Домашнее задание предлагаю на выбор:

а) Прочитать статью учебника на с.68-71 и ответить на вопросы.

б) Подготовить сообщение о животных, обитающих в почве.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here