МКОУ Казулинская СОШ

Конспект урока

окружающего мира

Тема:

«Вода. Свойства воды»

3 класс

Учитель Логутенкова О.И.

— 2013 —

Цели урока:

— познакомить со свойствами воды и их использованием;

— расширять знания o формах существования воды в природе;

— развивать наблюдательность, умение анализировать;

— прививать навыки экспериментальной работы;

— воспитывать чувство коллективизма;

— воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

— слова-отгадки, записанные на карточках;

— сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя);

— подносы c лабораторным оборудованием: стакан c водой, пустая кружка, полоски цветной бумаги (красная, зелёная, белая, розовая, голубая, жёлтая и т.д.), две ложки, кусок сахара (на каждую парту);

— две лабораторные пробирки, одна отмечена, синей изолентой, пробки к пробиркам, подставка для пробирок;

— листок c записью результата опыта по определению запаха воды;

— вода, молоко, уксус (у учителя);

— глобус, карта полушарий;

— высказывания ученых.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

— давайте запишем на оболочке воздушного шара, что мы узнали о воздухе.

3. Знакомство c темой урока.

Сегодня мы проведем научную работу, чтобы получше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать:

1.На дворе переполох:

C неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

( Град)

2.Шумит он в поле и в саду,

A в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

(Дождь)

3.Пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

4.Он как алмаз:

И твёрд, и чист,

На солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи,

0н тут же тает.

(Лёд)

5.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

A пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

(Роса)

6.Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной

Ледяной поит водой.

(Родник)

7.Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

(Ветер)

8.Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

9.Молоко над рекой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

(Туман)

Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок.

— Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно объединить? Почему?

Град, лёд, снег.

Дождь, родник, роса.

Облако, туман.

Чем похожи все эти явления природы?

На доске:

  • Капля воды дороже золота (Д. Менделеев)

  • Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды (В. Песков)

— Как вы понимаете эти слова?

— Еще более четко вам поможет осмыслить и понять эти слова наш сегодняшний урок.

Чтение стихотворения учителем.

Сегодня мы будем говорить o воде и свойствах воды. (На доске записана тема урока).

— На глобусе или на карте наша планета голубая с желтыми, коричневыми или зелеными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, озера, реки. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. И более логично нашу планету было бы назвать Вода.

— Ребята, а какие вы знаете водоемы?

— Посмотрите, к нам прилетели капельки воды из разных водоемов, попробуйте узнать из каких.

Рассказ учителя о необходимости воды живым организмам.

4. Физкультминутка

5. Практическая работа.

Проведём несколько опытов c целью определить свойства воды и значение этого свойства для человека.

Опыт 1.

Демонстрирует учитель.

— На моём столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чём это говорит?

Вывод: вода не имеет формы, a приобретает форму сосуда, в котором находится

— Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.).

Опыт 2.

Коллективная работа под руководством учителя.

— Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?

Вывод: вода бесцветная.

— Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.).

Опыт 3.

Коллективная работа.

— Опустите ложку в стакан c водой. Что наблюдаете?

— Посмотрите: я опустила ложку в стакан c молоком. Что наблюдаете? (В стакане c водой ложка видна, a в стакане с молоком её не видно).

Вывод: вода прозрачная

— Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).

Опыт 4.

Коллективная работа.

— Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан).

Вывод: вода течёт (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется).

— Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).

Опыт 5.

Демонстрирует учитель.

— Посмотрите на две пробирки c жидкостями у меня в руках.

— Чем они похожи? (B них прозрачные жидкости)

— Чем отличаются? (На одной есть полоска, a на другой нет)

-Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят сомнение)

— Я результат опыта записала на листок и отдала эксперту (одному из учеников). Эксперт проверит, правильно ли мы определим воду. (На листочке, который учитель отдаёт ученику, запись “B синей — вода, в другой – уксус”).

— Для проведения эксперимента мне понадобятся несколько помощников. Им нужно будет почувствовать запах жидкостей в пробирках. Я расскажу, как это нужно правильно делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах)

Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости. Результаты сравнить с записью у эксперта.

Вывод: вода не имеет запаха

— Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой)

Опыт 6.

Коллективная работа.

— Перелейте часть воды в кружку. Положите в кружку кусочек сахара, размешайте. Попробуйте воду в стакане и в кружке. Что наблюдаете?

Вывод: вода без вкуса

— Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.).

Посмотрите на доску, давайте сделаем вывод о свойствах воды.

6.Работа с учебником

— Где наши предки строили свои жилища?

— Предположите, как сельские жители определяют место, где следует копать колодец?

(Рисунок стр. 79)

— Надо ли экономить воду? Почему?

7.Решение экономических задач.

8. Итог.

— Итак, какой можно сделать вывод:

Вода – это жизнь!

9. Домашнее задание.

Стр. 77-80 читать, ответить на вопросы.

Приложение 1.

Задача 1.

В квартире не исправен кран, из которого за один час вытекает 1 стакан воды.

Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?

Задача 2.

При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here