Открытый урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Воздух и его свойства.
Цель урока:
Образовательные:1. Дать представление о воздухе.
2. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны.
3. Расширить представление об использовании воздуха.
Развивающие: 1. Учить наблюдать, делать выводы, обобщать.
Воспитательные: 1.Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование: оборудование для проведения опытов;
презентация.
Ожидаемый результат:
-
Дети приобретают знания о воздухе, его составе и свойствах;
-
Учащиеся делают выводы о важности воздуха для всего живого.
Ход урока. (слайд1)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Анатольевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. У меня сегодня прекрасное настроение, надеюсь у вас тоже. Давайте друг другу подарим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем наш урок, на котором вы узнаете много нового и интересного. Работать нам нужно быстро, активно и дружно.
-
Актуализация знаний.
— На предыдущих уроках вы познакомились с некоторыми понятиями, которые будут использованы нами для изучения свойств очень важных для жизни веществ. Поэтому, прежде, чем начать новую тему, нам необходимо повторить предыдущий материал: тела, вещества, частицы.
— Я предлагаю вам провести блиц-опрос на знание предыдущей темы.
Вопросы:
-
Как называют ученые окружающие нас разные предметы? (Тела).
-
Приведите примеры тел.
-
Из чего состоит тело? (Из вещества)
-
Приведите примеры веществ.
-
Названия веществ или тел вы видите на экране? (слайд 2)
-
Из каких веществ состоят эти тела?
-
В каких состояниях могут находиться вещества?
-
Из каких частиц состоит вещество? (Молекул).
-
Из каких частиц состоят молекулы? (Атомов).
-
Одинаково ли расположены молекулы в твердом, жидком и газообразном состоянии? (слайд 3)
-
Какие приборы помогли человеку узнать о существовании бактерий и простейших? (Микроскопы).
-
Почему человек борется с некоторыми видами бактерий?
-
Изучение нового материала.
Прежде чем приступить к изучению нового материала я хочу, чтобы вы отгадали загадку и определили тему сегодняшнего урока.
Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
— Чем важен воздух всем обитателям Земли?
— А какой он, воздух, из чего состоит?
— Определите тему сегодняшнего урока. (слайд4)
(Воздух и его свойства и состав)
Посмотрите, что у меня в руках?
( Глобус)
Какого цвета больше на глобусе?
( Голубого)
Что обозначено голубым цветом?
( Вода)
Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши.
4 огромных океана омывают нашу сушу.
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один океан – самый большой из всех.
И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.
Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.
Как вы думаете, о каком океане идет речь?
Не догадались?
Есть еще одна подсказка, послушайте стихотворение.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?
Речь шла о воздушном океане.
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. (слайд5)
Чем же так важен воздух?
– Люди, растения и животные живут в этом воздушном океане. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Без него мы не услышали бы щебет и пение птиц, жужжание насекомых, сигналы машин и трамваев, школьный звонок, потому что воздух передает звуки. С помощью воздуха мы говорим и поем. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле. (слайд 6,7,8 )
Может ли жить человек без воздуха?
Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?
( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.
-
Из чего же состоит воздух?
Чтение текста на стр. 71.
— Каков состав воздуха? Азот, кислород, углекислый газ. (слайд 9)
Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. В воздухе больше всего содержится азота -78 %, кислорода поменьше -21%, а углекислого газа – совсем мало 1%. ( слайд 10)
Посмотрите на диаграмму и попробуйте восстановить ее у себя на карточках, записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркните название газа, который живые существа поглощают при дыхании. (диаграммы повесить на доске, проверить) ( слайд 11)
Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.
— Может ли исчезнуть кислород из воздуха? ( Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса называют «легкими» нашей планеты)
-
Какими же свойствами обладает воздух?
Давайте исследуем свойства воздуха, проделав опыты. В этот момент, вы становитесь учеными, которым нужно открыть пока неизвестные вам свойства воздуха.
Опыт1:
Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
— В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
— Нет.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.
– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная доска?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Сформулируйте еще одно свойство воздуха.
Вывод: Воздух бесцветен.
— А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
— Ничего.
— Пахнет чем-нибудь воздух?
— Нет.
Закройте глаза. ( Брызнуть духи)
А сейчас?
( Запах духов).
Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
— Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
— Какое свойства воздуха мы откроем?
Вывод: Воздух не имеет вкуса.
Опыт 2:
Показать стакан
— Что находится у меня в стакане? (Стакан пустой)
Опустить в воду перевернутый стакан.
— Почему вода не попадает в стакан? ( Ее не пускает воздух)
— Правильно ли выражение «Стакан пустой?» ( Нет, в нем есть воздух)
— Значит, воздух можно обнаружить. Как еще можно почувствовать воздух? ( веером помахать)
— Мы можем почувствовать воздух при его движении.
Вывод: Воздух существует
Опыт 3:
Показать воздушный шарик.
— Что находится в шарике? (воздух)
— Какую форму имеет шарик? (круглый)
— Чем наполнен весь шарик? (воздухом)
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: Воздух в шарике занимает весь предоставленный объем
Опыт 4:
Показать надутый шарик.
Дать шарик каждой группе. Попробуйте немного сжать шарик руками.
— Что произошло с шариком? (он сжался)
Разожмите шарик.
— А теперь что мы видим? ( приобрел круглую форму)
— Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство воздуха называется упругостью.
А теперь давайте немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
Упр. « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Наклонитесь к цветку, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
Какое слово выразит его душистый аромат?
Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! )
А сейчас внимание на экран. Давайте посмотрим следующий опыт. (слайды 12-17)
Опыт 4:
На экране вы видите сосуд, который закрыт пробкой с трубкой, трубка опущена в стакан с водой. В сосуде и в трубке находится воздух. Мы нагреваем сосуд с воздухом и что же происходит? Из трубки выходят пузырьки воздуха. А почему? Воздух при нагревании расширяется и выходит из сосуда.
Вывод: Воздух при нагревании расширяется.
Теперь охладим сосуд. Что наблюдаем. По трубке вверх поднимается вода. Почему?
А происходит это потому, что воздух при охлаждении сжимается.
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается.
— Мы уже знаем, что частицы газообразных веществ постоянно движутся и часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее и отталкиваются из-за этого на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. При охлаждении все происходит наоборот.
— Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает в помещение тепло и холод. Почему? В окнах двойные рамы. Как вы думаете, что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется?
Вывод: Воздух плохо проводит тепло.
— На этом свойстве воздуха основано создание человеком теплых вещей. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не дает телу потерять тепло. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.
-
Итог урока:
Итак давайте проверим, что же у нас получилось, что вы записали на своих воздушных шарах? ( слайд 18-19)
— А теперь, ребята, давайте вспомним все о чем мы говорили на уроке. Для этого ответьте, пожалуйста, на вопросы теста.
Тест «Воздух и его свойства»
-
Как называется воздушная оболочка Земли?
А. Литосфера
Б. Гидросфера
В. Атмосфера
2. .Какие вещества входят в состав воздуха?
А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод
2.Какой газ воздуха необходим для дыхания?
А. азот
Б. кислород
В. углекислый газ
3.Какими свойствами обладает воздух?
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха
4.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло
5.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
Проверка теста ( цветные круги)
Я думаю, ребята, вы согласитесь со мной, что воздух нужно беречь и охранять, ведь заводы, фабрики, транспорт загрязняют его.
Поэтому наш урок я хотела бы закончить следующим четверостишьем:
Давайте с вами беречь планету
Другой такой на свете нету
Развеем над ней пожар и дым
В обиду ее не дадим.
-
Рефлексия
Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много нового и интересного о воздухе. Все вы работали активно, хорошо отвечали на вопросы, но мне хотелось бы особо отметить работу следующих учащихся…..
-
Домашнее задание.
Чтение материала в учебнике на стр. 70-71, ответы на вопросы.
Нарисовать мини плакат об охране воздуха.