ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«
Воздух. Охрана воздуха от загрязнений».

Ф.И.О. педагога:

Болдырева Татьяна Евгеньевна

Место работы:

ГБОУ ООШ пос.Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области

Должность:

Учитель начальных классов

4.

Предмет:

Окружающий мир

5.

Класс:

3

6.

Тема и номер урока в теме:

Урок 10 «Воздух. Охрана воздуха от загрязнений. Практическая работа «Свойства воздуха»»

7.

Дата проведения

8.10.2013г.

8.

Базовый учебник: Учебник Плешаков, А. А.» Мир вокруг нас»: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2012. Часть 1

ЭОР: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Декодирование информации(загадка)

Основной вывод-без воздуха нельзя жить

Поиск информации

(работа со словарем)

Место, в котором проводятся научные опыты.

Найдем определение в толковом словаре.

Исследователи.

Человек, который изучает разные предметы и вещества.

Ищут определения в словаре.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

3.Выявление места и

Причины

затруднения.

Постановка

проблемы.

— Итак, что такое воздух?

Мы его не видим, но он есть везде

Давайте проведём первый эксперимент:

Наполним полиэтиленовый пакет воздухом, завяжем и попробуем его осторожно смять.

— Легко ли он сжимается?

Что произойдет если развязать пакет и выпустить немного воздуха?

-Пакет можно сжать.

Вывод: В пакете находился воздух и поэтому мы не могли его смять, а когда выпустили воздух, то пакет сжался.

Так что же такое воздух? Воздух – это смесь газов.

Заполняем часть кластера

Воздух – смесь газов

Рассмотрим схему. Какие газы входят в состав воздуха?

Какого газа больше всего?

Лишь два века назад ученые узнали, что воздух смесь газов:

Азота –78%

Кислорода – 21 %

Углекислого газа – 1 %

Перед тем, как начнём исследования, проведём физминутку

Поиск информации («Да-Нетки»)

Ответы детей

(Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)

Органы чувств. вкус запах.

Познавательные

Коммуникативные

ФИЗМИНУТКА

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех (бег на месте)

Побежим скорее в класс

Там послушаем рассказ. (Уч-ся садятся)

4.Построение

проекта

выхода из

затруднения.

Открытие новых

знаний.

— Наметим план наших действий.

— Как же мы будем исследовать воздух?

Разделимся на 3 лаборатории.

(Каждой группе даётся задание на карточках)

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за

веществом и его

свойствами.

2. Сделаем выводы.

Коммуникативные

Регулятивные

5.Реализация

проекта.

Практическая

часть.

Цель: определить свойства воздуха.

Работа в группах.

1 лаборатория работает над первым свойством воздуха- бесцветность, прозрачность.

Оборудование-пустая пробирка, стакан с водой

Инструкция по проведению опыта.

Есть ли что-нибудь в пробирке?

Потопите пробирку в стакане с водой.

Что вы увидели?

Так что же находилось в пробирке?

Почему мы ничего не видим?

О каком свойстве воздуха это говорит?

(Заполняют свою часть кластера)

2 лаборатория работает над вторым свойством воздухалегче воды

У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

— Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

(Заполняют свою часть кластера)

3 лаборатория работает над третьим свойством воздуха – сжимаемость и упругость.

Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем и упруг)

4 лаборатория работает над свойством — запах.

— Как вы думаете, воздух имеет запах?

Давайте проверим.

Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух.

Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому.

Чем сейчас пахнет?

Сделайте вывод

(Без запаха.)

(Заполняют свою часть кластера)

  • Следующий опыт проводит учитель.

Зажигаю 2 свечи.

Создаю проблемную ситуацию.

-Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт?

Ответы детей.

Вывод (воздух поддерживает горение)

(Заполняем часть кластера)

Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание.

Ребята разбиваются на 3 рабочие группы.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Пробирка кажется пустой, но если её потопить в стакане, то будут выделятся пузырьки воздуха

Вывод: воздух бесцветный и прозрачный

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Пузырьки воздуха всплывают на поверхность воды

Вывод: воздух легче воды

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Надули шарик воздухом. При сжимании шарик меняет форму, когда его не сжимаешь, он принимает первоначальную форму

Вывод: воздух сжимаем и упруг.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Воздух в пустой банке ничем не пахнет, воздух в банке с лимоном имеет запах лимона

Вывод: воздух не имеет запаха.

Дети наблюдают за опытом, рассуждают, делают вывод.

Рассуждения.

Свеча, которая находится под стаканом, потухла, а вторая (без стакана) горит. Почему?

В стакан не поступает воздух.

Вывод: воздух поддерживает горение

Познавательные: извлечение необходимой информации

из увиденного; осознание

и самостоятельное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

владение монологической

и диалогической формами речи при высказывании своих мнений.

6.Первичное

закрепление

с проговариванием

во внешней речи.

— Итак, теперь давайте подведем итог наших

исследований .

— Какое вещество было объектом нашего

исследования?

— Какими свойствами оно обладает?

Свойства воздуха.

Заполняют таблицу в рабочей тетради.

Перекодировка

информации (составление сводной таблицы)

Коммуникативные

Регулятивные

— В начале урока вы сказали, что жизнь без

воздуха невозможна.

Давайте проведём ещё один опыт:

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?

— Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на

с.48 «Воздух должен быть чистым!»

— Подумайте, что ещё нового вы

из нее узнали?

РАБОТА В ПАРАХ

— Даю каждой паре конверт.

Вы должны выбрать, что может явиться источником загрязнения воздуха:

(-выхлопные газы автомобилей

— животные

— выбросы из труб заводов

— рыбы

— деревья

— сжигание мусора

— лесные пожары

-птицы)

Проверка задания по образцу.

— Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

Ответы детей.

Вывод.

Воздух – самое необходимое

всему живому на Земле,

поэтому

его нужно охранять от

загрязнений

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами

речи при высказывании своих мнений.

7. Рефлексия

Учебной

деятельности.

8. Домашнее задание

— Какой момент урока вам больше всего запомнился?

— Где нам могут пригодиться новые знания?

— — Оцените свои знания на конец урока

На столах у вас воздушные шарики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На интерактивной доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

— За что себя можете похвалить

I вариант: С50.Проверь себя

II вариант: составь синквейн «Воздух»

Воздух

Прозрачный, невидимый

Поддерживает горение, сжимается, занимает пространство

Воздух необходим всему живому.

Газ

Регулятивные

Личностные

Заместитель руководителя ОО ________________________ /Приданова Е.А./

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here