Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ гимназия №10
г. Волгограда
Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
» Предмет и слово «
подготовила
учитель начальных классов
Толмачева Ирина Анатольевна
г. Волгоград
2013
Урок составила: учитель начальных классов Толмачева И.А. МОУ гимназии №10 города Волгограда.
Тема: «Предмет и слово».
Цели урока:
-
Уметь устанавливать взаимосвязь между предметами и словами, их обозначающими.
-
Развивать орфографическую зоркость, умение сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы.
-
Воспитывать отношения делового сотрудничества.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, толковые словари.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Психологическая установка на работу.
— Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Память моя крепка.
Я готов к работе.
Я работаю!!!
III. Словарная работа. Слайд 3.
-
Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки (клик по стрелке).
-
Какое слово составили?
-
Что такое молоко? (работа с толковым словарем).
-
Произносим — как говорим
-
Произносим — как записано
-
Ударение
-
Опасное место
-
Запись с комментированием
-
Звуко-буквенный анализ.
Подберите слово, которое соединяло бы между собой слова молоко и кошка так, чтобы получилось предложение. Слайд 4.
V. Постановка проблемы. Слайд 5.
-
Назовите слова, которые связаны со словом молоко.
-
Что обозначают эти слова?
-
Задайте к каждому слову, обозначающему предмет вопрос кто? или что? Запишите в 2 столбика.
-
Проверим себя
Проверка:
-
Поднимите руку, кто 1 слово записал в столбик КТО?
а кто записал в столбик ЧТО?
-
Так каждое слово.
-
Задание было одно?
-
Сколько получили ответов на каждое слово?
-
Что же не знаем МЫ?
-
-Что сегодня мы будем изучать?
Тема урока: Какие слова отвечают на вопрос КТО? , а какие на вопрос ЧТО? Слайд 6.
-
С какой целью нам это надо знать?
-
Открытие знаний
Работа по учебнику с. 35. Наблюдение над словами.
-
Рассмотрите новый кадр диафильма.
-
Петя Зайцев, как и вы, легко определяет слова, обозначающие предметы.
-
Но чему так удивился Петя?
-
А в жизни такое бывает?
-
Как вы думаете, что могло произойти, раз табуреточка ожила?
-
Наблюдение над словами упр. 24
-
Прочитайте слова, которые записаны под вопросом Кто?
-
Что общего в этих словах?
-
Что общего в словах, которые записаны под вопросом ЧТО?
-
Кто может определить, к каким словам задаётся вопрос КТО? или ЧТО?
Знаете ли вы другие слова, кроме «людей и животных», которые отвечают на вопрос КТО? Слайд 7.
В русском языке на вопрос КТО? отвечают только слова, которые называют людей и животных . Эти слова называют одушевленные предметы (клик на КТО). Какие предметы являются одушевленными? (Люди и животные). А что же с остальными предметами? на какой вопрос они отвечают? (ЧТО?). Люди и животные – это одушевленные предметы, остальные — неодушевленные (клик на ЧТО).
Вывод: Слайд 8.
ПРЕДМЕТЫ
| |
Одушевлённые Неодушевлённые
| |
КТО? ЧТО?
-
Сравните наш вывод с выводом в учебнике. Найдите отличие.
Динамическая пауза.
— Я буду называть предметы, если предмет одушевленный – прыгаете, если неодушевленный – крутитесь, а если слово вообще не является названием предмета – замираете. ( Люстра, груша, медведь, слон, красивый, …)
-
Первичное закрепление.
— Ребята, чему сегодня посвящен наш урок?
— Словам, которые называют предмет.
— Что вы можете рассказать, что узнали нового?
Выслушиваются ответы детей. Уточняется, на какие вопросы отвечают одушевленные предметы, на какие неодушевленные.
-
Дети работают парами. Задание: выписать слова в два столбика. Если никакая пара не догадается распределить работу ( один записывает одушевленные имена существительные, второй – неодушевленные), учитель направляет детей на правильную организацию работы.
Слайд 9. Проверка: клик по слову.
-
Слайд 10,11.
Раздели одушевленные и неодушевленные предметы на два столбика. Проверка.
-
Самостоятельная работа. Слайд 12,13.
Индивидуальнаяч работа у доски. Поставить к словам вопросы кто? что? (клик по словам)
IX. Рефлексия.
Клик на стрелку, переходим к слайду 13.
Опять знакомая картинка.
— Вот и подошел к концу наш урок. Узнали много нового, научились ставить вопросы к словам-предметам, делать выводы.
X. Самооценка.
-
Если вы сегодня на уроке выполняли все задания с легкостью, вам было интересно, все у вас получалось, то на вашем солнышке появятся пять лучиков, значит свою работу вы оцениваете на “отлично”, если вы затруднялись в каких-то заданиях и оцениваете свою работу на “хорошо” — 4 лучика, а если вам было на сегодняшнем уроке трудно, вы встретились с непонятными заданиями, тогда нарисуйте три лучика. Оцените свою работу на уроке.
(Итог самооценки).
-
Поднимите и покажите ваши солнышки.
Список использованной литературы:
1. Р.Н.Бунеев, М.А.Яковлева. Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 4-е, испр. и доп. –М.: Баласс, 2010.
2. Р.Н.Бунеев, М.А.Яковлева. Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 4-е, испр. и доп. –М.: Баласс, 2010.