Окружающий мир (3-й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 27.
РАЗДЕЛ VI. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
Тема: Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ!
Цели:
– ознакомить учеников с тем, как начался современный этап развития нашей страны, показать связь современной России с предшествующими эпохами. Ознакомить с основными символами современной России, основным законом, правами и обязанностями гражданина.
Ход урока | |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| 4 1 3 — Общение начинается с приветствия. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. А как здороваются жители нашей страны? (пожимают друг другу руку) – А как называется наша страна? (Россия) — Можем ли мы назвать Россию своей Родиной!? (да, т.к. мы здесь родились и живем) Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? И если бы нас вдруг спросили: «А чем дорога вам страна?» – Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, – одна!
— Родиной – от слова «родиться», — называют место, где родились и живут. Каждый человек проживает в какой-либо стране. Значит, может назвать целую страну — РОДИНОЙ. А как же “ называют человека, который живет в той или иной стране?” (гражданином)
— И каждый из вас является ГРАЖДАНИНОМ Российской Федерации! — А как доказать, что вы являетесь гражданином данной страны, если вас вдруг спросят в какой-то организации или в полиции? (показать паспорт)
— Уже при рождении человек получает свой первый документ — СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ, которое подтверждает его гражданство.
– Перед вами копии самых главных документов, которые были выданы одному и тому же человеку. Прочитайте, что написано на обложке свидетельства о рождении. (Один из учеников читает вслух – СССР.)
На доске появляется запись: Свидетельство о рождении выдано гражданину СССР. – Прочитайте, что написано на обложке паспорта. (Один из учеников читает вслух – Российская Федерация.)
На доске появляется запись: Паспорт выдан гражданину Российской Федерации.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Свидетельство о рождении выдано гражданину одного государства, а паспорт – гражданину другого). – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Посмотрите на Реку времени. Что вы заметили? Какие у вас будут предположения по проблеме урока? (Река времени разбивается о камень, на котором написано «Распад СССР. 1991 г.». Река делает крутой поворот, времена «СССР» заканчиваются, начинаются времена «Современная Россия». Можно предположить, что государство СССР распалось, а новое государство стало называться Российская Федерация (как написано на паспорте).
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.
– Составим план урока. План (примерный): 3
Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
|
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | 3 1 4 4 3 2 1. Изменения в государстве (СССР –> РФ). – Посмотрите на карту СССР – это одно государство или много? (Одно.) — Из каких крупных частей состояло это государство? (Из республик.) — Итак, до 90-х годов XX века наши старшие родственники являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик.
– Откройте учебник на стр. 111, посмотрите на карту. Что изменилось? — Найдите в тексте после карты, как расшифровывается аббревиатура СНГ.
– О чём вам говорит слово «содружество»? (Ученики отвечают.)
– Жителями какого государства мы теперь являемся? (Жителями России, Российской Федерации.)
– В тексте на с. 110 учебника найдите, когда произошли эти изменения в жизни нашего государства.
— Давайте сделаем выводы по первому пункту нашего плана. — Откройте Р.Т. на стр. 50, выполните задание №1 без последнего предложения.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
— Обратите внимание, что теперь у каждого из государств есть свои границы, своё правительство, армия, законы.
— А что ещё есть у каждого государства? Посмотрите на последнее предложение в задании. (государственные символы) — Какие символы государств вы можете назвать? (Герб, флаг, гимн) Допишите их в рабочую тетрадь.
2. Государственные символы современной России. — Мы с вами переходим к работе со вторым пунктом нашего плана. — У вас на партах лежат конверты с символами разных стран. Ваша задача: не только найти символы современной России, но и рассказать, когда мы в жизни встречаемся с ними. Где можно узнать информацию, которая вам не знакома? (интернет, библиотека, учебник…) Стр. 111.
1 группа: герб (ученики тренируются узнавать государственный символ современной России среди символов других стран);
2 группа: флаг (ученики тренируются узнавать государственный символ современной России среди символов других стран);
3 группа: гимн (ученики сравнивают тексты гимна СССР и современного гимна России). Капитаны вывешивают символы на доску и рассказывают, где мы встречаем символы в жизни.
Физкультминутка. Гимн РФ.
3. Обновленному государству – обновленные законы (Конституция 1993 г.). – Русский поэт Некрасов написал такие строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что значит быть гражданином своего государства? (дети высказывают предположения) — Давайте проверим наши предположения по учебнику по фрагменту «…гражданином быть обязан» до слов «…обязан их знать». Стр. 111-112 – Мы выяснили, что в 1991 г. наше государство изменилось. А законы могут остаться прежними? (нет) — Итак, 12 декабря 1993 года основным законом нашей страны стала новая Конституция. В ней изложены наши обязанности и права. Каждой группе даётся общий список прав и обязанностей, который нужно разделить на 2 группы. Права: на жизнь и свободу, на мед.обслуживание, на образование, на труд, на отдых, на личную неприкосновенность. Обязанности: соблюдать законы, защищать свою Родину, беречь природу, платить налоги, заботиться о своих близких, заботиться о стариках и детях. — Мы выяснили, что каждый гражданин должен использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности. Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась.
Если остаётся время, задание №2 Р.Т. стр.50.
— Вы можете себя назвать гражданами России? (да) — Обоснуйте свой ответ в Р.Т. на стр. 51, вопрос 4 (заслушать несколько версий детей).
|
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 2 1 4 4 6 — Посмотрите на доску, мы рассмотрели все пункты нашего плана. Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что гражданство жителей нашей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновленными законами, символами, порядками. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два вопроса, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
|
ΙV. Домашнее задание. | Обязательное задание для всех: Параграф 22 читать, выполнить задание №3 в рабочей тетради к теме 22, а также выполнить творческое задание: – Представь, что ты оказался в другой стране и тебе нужно попасть в российское посольство. Как, не зная языка, ты можешь объяснить, из какой ты страны? Напиши письмо домой с рассказом о твоих приключениях. |
V. Итог урока. |
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|