Тема урока: «Природа и человек». Класс 2
Учитель: Соколова Елена Александровна
МАОУ «СОШ №25 «Олимп» г. Великий Новгород
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана наука «Экология.
2. Учить правильному поведению в природе.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
1. Проектор.
2. Слайды.
3. Учебник.
ХОД УРОКА
1.Актуализация знаний.
— Сегодня у нас очень важный урок. Начать его я хочу со стихотворения Р. Рождественского. Оно отражает тему нашего урока.
Слайд №1
— Какую тревогу передает автор в своем стихотворении?
— Какую книгу мы называем Красной?
— О каких богатствах пишет поэт?
— Назовите тему нашего урока.
Учитель подводит итог: « Наш урок будет посвящен проблемам, возникающим в природе. Выясним какую роль играет для природы человек? Чем он может помочь ей?
И так тема нашего урока: « Природа и человек».
Слайд №2
2. Введение в тему.
А). Работа в группах. Каждой группе выданы карточки с изображениями природных явлений и влияния человека на природу.
— Распределите карточки на две группы.
Подведение итогов работы в группах. Вывод: 1 группа- влияние человека на природу (Слайд №3, №4.), 2 группа- явления природы, на которые человек повлиять не в силах (Слайд №5)
В). Продолжение работы в группах.
— Теперь распределите изображения, показывающие влияние человека на природу на две группы.
Подведение итогов работы: 1 группа- положительное влияние человека на природу (Слайд №6), 2 группа- отрицательное влияние ( Слайд №7).
— Этот процесс можно отобразить в виде схемы.
Слайд №8
3. Знакомство с новым понятием.
— В последние годы отрицательное влияние человека на природу приводит к тому, что мы пьем грязную воду, дышим отравленным воздухом, едим некачественные продукты и т.д.
Таким образом, природа стала оборачиваться против человека. Дополним нашу схему.
Слайд № 9.
— Из данной схемы следует, что природа и человек – это единое целое. Человек не является хозяином природы, он не имеет право необдуманно вторгаться в ее жизненный ритм. Иначе природа будет в большой опасности и нам грозит экологическая катастрофа, после которой жизнь на земле станет невозможной. Чтобы этого не произошло, именно от нас с вами зависит жизнь на земле. Для этого была создана наука « Экология».
-Кто слышал такое слово? (Это молодая наука о взаимосвязях природы и человека.)
— Посмотрите и прочитайте на слайде слова.
Слайд №10.
— Что вы можете сказать об этих словах?
( Дети приводят примеры известных им экологических катастроф, объясняют понятие экологически чистый продукт, учитель помогает им.. Используется материал
слайда № 11)
— Кто такой эколог? ( Это человек, который следит за порядком в природе, помогает ей.)
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.
4. Самостоятельная работа в группах.
— Сейчас вы будете начинающими экологами. Каждой группе выдается карточка с одним из природных компонентов. ( Почва, лес, животные, водоемы.)
— Каждая группа должна составить правила поведения по охране своего природного компонента. Запишите свои мысли, составьте памятку.
Подведение итогов работы в группах.
5. Подведение итогов урока.
— Заканчивая наш урок, я хочу обратить ваше внимание на слова известных русских писателей.
Слайд № 12.
Охранять природу — значит охранять Родину. Пришвин М. М.
Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. Достоевский Ф. М.
— Как вы понимаете данные высказывания?
— С каким понятием познакомились сегодня на уроке?
Слайд №13
— Ребята, как вы думаете, почему я решила продемонстрировать именно этот слайд с новорожденными животными?
(Они беззащитные, слабые и от каждого из нас зависит их жизнь. Помните в природе все взаимосвязано, мы единое целое. Давайте любить и охранять природу, чтобы будущее поколение детей не узнавали о животных и растениях только из Красной книги!
6. Рефлексия.
— Поднимите солнышко, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение, и тучку, если урок вызвал другое настроение.
Домашнее задание. Нарисовать правила поведения в природе (картинки-памятки).